Социология как наука об обществе. Её объект и предмет

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

Социология (от лат. societas - общество и греч. logos - слово, понятие учение) - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...4
1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА О ОБЩЕСТВЕ
ЕЁ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ……………………………………………5
2. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОЙ
РОЛИ ЛИЧНОСТИ……………………………………………………9
3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА: ОСНОВНЫЕ
ТЕОРИИ И ПРИЗНАКИ……………………………………………...14
4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА……19
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Социология Контрольная работа.docx

— 42.69 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Украины

Национальный  технический университет

«Харьковский  политехнический  институт» 
 
 
 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО  СОЦИОЛОГИИ 
 

ВАРИАНТ № 2 
 

                                                                                                              СТУДЕНТА  II КУРСА

                                                                                                              ГРУППЫ ЭМЗ-47

                                                                                   Матяш  Ю.В.

                                                                                   №зачетной книжки:

                                                                                  27762 

Харьков-2009г 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПЛАН 

        ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...4

1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА О ОБЩЕСТВЕ

    ЕЁ ОБЪЕКТ И  ПРЕДМЕТ……………………………………………5

2. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО  СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОЙ

    РОЛИ ЛИЧНОСТИ……………………………………………………9

3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ  СИСТЕМА: ОСНОВНЫЕ

    ТЕОРИИ И ПРИЗНАКИ……………………………………………...14

4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ  СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА……19

   ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Каждая  из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе  теорий, законов, категорий, принципов  и т.п. и выполняет особые функции  по отношению к практике, исследует  определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в  общем, все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить  функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают  на каждом этапе жизни общества новые  требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его  отраслям. Но современное общество - не механическое соединение различных  механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает  потребность именно в отрасли  знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология - наука об обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА О ОБЩЕСТВЕ, ЕЁ ОБЪЕКТ   И ПРЕДМЕТ

    Социология (от лат. societas - общество и греч. logos - слово, понятие учение) - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.

    Впервые понятие «социология» введено в  научный оборот еще в середине XIX века основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но стечением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX века потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология.

    С попыткой выделить социальное в узком  смысле слова, т.е. внутри самого общества отличить социальные отношения от экономических, политических и других, связано формирование различных предметных областей социологии. Так возникло целое семейство  социологий - труда, образования, политики, семьи и других социальных институтов и процессов. Появились социологические  теории так называемого среднего уровня, которые с одной стороны, были связаны с общесоциальной теорией, а с другой - опирались на материал, собранный в эмпирических исследованиях. Особой формой социологического знания являются методика, техника и организация  социологических исследований.

    В связи с этим распространяется представление  о трехуровневой структуре социологии: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, эмпирические социологические исследования. Затем  в 80-х годах ХХ столетия укореняется  понимание социологии как науки  о социальных отношениях, механизмах и закономерностях функционирования и развития социальных общностей.

    Предметом социологии являются также личность как субъект и продукт общественных отношений, закономерности социальных действий и массового поведения  людей. Необходимо указать на сложности  в определении предмета социологии, что связано с тем, что предмет  социологии изменялся с течением времени. «Для лучшего понимания  существа предмета социологии важно  представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление  индивидов, случайно взаимодействующих  друг с другом, а как целое, состоящее  определенным образом из расположенных  упорядоченных частей, взаимодействующих  между собой в строго указанных  границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам».

    Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется прежде всего, тем, что социология есть наука  об обществе, а, следовательно включает общую социологическую теорию, которая  может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые  социологией, используются всеми другими  гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась  система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять  свои функции не взаимодействуя с  другими науками. По отношению к  специальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится  по отношению к специальным биологическим  отраслям знаний: зоологии, ботанике и  др. Как общая биология служит основой  для ботаники и других отраслей знания о природе, так и социология служит фундаментом для специальных  общественных наук.

    Среди общественных наук, которые имеют  дело с миром людей, социология выполняет  генерирующую функцию. Если история  концентрирует внимание на изучении социальных явлений выступающими уникальными  и неповторимыми во времени и пространстве (например, США уникальная страна по национальному составу, христианство - уникальная религия, 30-летняя война - отличается от других войн и содержанием и целями и т.п. и т.д.), то социология изучает свойства всего общества, которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений - для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т.д. и т.п. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история и социология имеют объектом изучения общество. История, как и социология, сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и, во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедами для человечества. Выявить эволюцию субъективно-объективных связей, отношений, норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории и социологии.

    При рассмотрении вопроса о роли социологии в преобразовании общества следует  подчеркнуть, что социологические  знания активно проникают в широкие  слои общества. Растущее число специалистов применяют свою социологическую  подготовку в различных правительственных  учреждениях. Методы, разработанные  социологами и другими обществоведами, изучаются и используются различными специалистами. Яркий пример - опросы общественного мнения. Разработанные  и примененные главным образом  социологами и статистиками, они  стали важным методом исследования рынка и опросов общественного  мнения. Помимо уже рассмотренных  областей применения социологии, деятельность социологов и других обществоведов  обеспечивает поступление обширной информации, которая важна для  принятия решений в социальной политике. Кроме того, социологическое исследование может помочь определить результаты мер социальной политики после их реализации.

    Таким образом, социология представляет собой  разветвленную систему знания. Она  включает общую социологическую  теорию о становлении, развитии и  функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.  ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ЛИЧНОСТИ

    Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. Личность – выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В  обществе, в процессе своей жизнедеятельности личность играет различные социальные роли.

      Концепции понимания личности:

    1. Ролевая концепция

    Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее чётко представляет с ней связанные права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – соответствующая её система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задаёт общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор вариантный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функций руководства, управления, и её нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает никаких ограничений. Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить конфликт профессиональной и семейной ролью женщины. Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определённое место и в соответствии с ним выполняет определённые функции. Этот слой отношений описывается понятием межличностная роль. Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо. Зачастую человек вынужден учитывать в своём поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а на несколько групп сразу. Социальные роли различаются по степени из важности для нормального функционирования всего общественного организма. Это связано с местом той или иной группы в социальной структуре, с их значимостью для поддержания её стабильности. Интегративным показателем положения социальной группы и отдельной личности в системе общественных отношений является социальный статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни существует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социальное неравенство. Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.

Информация о работе Социология как наука об обществе. Её объект и предмет