Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:10, реферат
Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.
На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему. (Платон, Аристотель) Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в_30-х_годах прошлого столетия.
1). Социология как наука об обществе
2) Объект и предмет социологической науки.
3) Социология в системе общественных и гуманитарных наук.
Главные устремления позитивизма уход от умозрительных рассуждений об обществе, создание социальной теории, которая доказательна, как естественнонаучные теории. (Метод наблюдения, сравнительный, исторический и математический методы).
Структурализм — методологическое течение, которое исходит из представлений о преобладании, преимуществе структурного изменения в любых явлениях окружающего мира: из структурного анализа как метода познания природы и общества.
(Монтескье 1689-1755; Сен-Симон 1760-1825, Конт 1798-1856, Спенсер, Дюркгейм).
Функционализм
— один из основных методологических
подходов. Сущность — в выделении
элементов социального
Далее идет III уровень методологии:
Специальная методология социологического исследования или методология конкретного социологического исследования.
В науке вообще
конкретно-научная методология
Методология конкретного социологического исследования — учение о методах сбора, обработки и анализа утилизации первичной социологической информации.
В исследовательской деятельности руководствуются следующими положениями:
1) постоянным
обращением к объекту изучения
с целью конкретизации
2) сравнением
с результатами ранее
3) членением всех познавательных действий на более простые процедуры с целью осуществления их проверки при помощи апробированных методов
и т.д.
Конкретизация этих принципов носит характер требований к проведению социологического исследования.
Подведем итог. Понятие “методология” — собирательный термин, имеющий различные аспекты. Всеобщая научная методология является методом поиска наиболее общих подходов к изучению предмета. Общесоциологическая методология дает указания относительно принципиальных основ разработки частных социологических теорий в соотнесении с их фактуальным базисом. Последние же, в свою очередь, содержат особые методологические функции, выступая в качестве прикладной логики исследования данной предметной области.
II. Методы, техника, процедуры.
В отличие от методологии методы и процедуры исследования — это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации.
Для изучения поставленной проблемы в выборе тех или иных приемов определяющую роль играют методологические посылки, принципы.
Ни в советский, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных приемов социологического исследования. Одну и ту же системы действий некоторые авторы называют методом, другие — техникой, третьи — процедурой или методикой, а иногда — методологией.
Введем следующие значения слов:
Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных.
Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
Методика — понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Например: Метод — анкетный опрос:
— Часть
открытых вопросов
— Часть закрытых вопросов (предложены варианты возможных ответов) |
— эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. |
— Анкетный
лист, т.е. инструмент для сбора данных,
— Инструкция анкетеру |
— методика. |
Процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования. Это наиболее общее понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.
Например: Проведенное под руководством Б.А. Грушина исследование формирования и функционирования общественного мнения как типичного массового процесса включало 69 процедур. Каждая из них — это как бы законченное миниатюрное эмпирическое исследование, которое органически входит в общую теоретико-методологическую программу.
Так, одна из процедур посвящена анализу содержания центральных и местных средств массовой информации по проблемам международной жизни;
другая — имеет целью установить эффект воздействия этих материалов на читателя;
третья — представляет собой изучение ряда других источников, влияющих на информированность по вопросам международной жизни;
и т.д.
Часть процедур
используют один и тот же метод
сбора данных (например, количественный
анализ текстов), но различную технику
(единицы анализа текстов
Методология же этого крупного исследования концентрирована в его общем замысле, существе развернутых и проверяемых далее гипотез, в итоговом обобщении и теоретическом осмыслении полученных результатов.
Анализ всех методологических, технических и процедурных особенностей работы социолога показывает, что наряду со специальными методами, используются общенаучные, заимствованные из других дисциплин, особенно из экономических, исторических, психологических.
Социолог должен владеть приемами статистического анализа, а значит знать соответствующие разделы математики и статистики, иначе он не сможет правильно определить метод обработки и анализа собранного материала, осуществить квантификацию содержательного первичного материала, т.е. количественно отобразить качественные признаки (представить свойства и отношения социальных объектов в количественной форме).
III. Социологическое исследование — основной метод социологии. Его классификация.
(см. Лекцию по “Программе и организации социологического исследования социальной сферы” стр. 4-14).
Социологический факультет
Лекция №6
Методология и принципы системного подхода к анализу социальных объектов.
План
Литература
Аверьянов А. Н. Системное понимание мира: методологические проблемы М. Политиздат, 1985
Методология и принципы системного подхода к анализу социальных объектов.
III. Комплексный подход и системно-функциональный анализ в социологии.
При изучении социальной реальности принципиальное методологическое значение имеет комплексный подход. Это объясняется тем, что всякое социальное явление многогранно. Кроме того не менее важными являются те конкретные составляющие, которые характеризуют собой многообразные условия, определяющие данное социальное явление.
Выделим их:
I. Соответствие и согласованность динамики социального явления с общей перспективой развития общественно-экономической системы, т.е. как и насколько специфика общественно-экономической формации представлена в данном социальном явлении, на сколько она адекватна.
II. Роль и место данного социального явления в существующей общественно-экономической системе.
III. Связь данного социального явления с конкретным видом производства, его спецификой и масштабом (отрасль народного хозяйства, предприятие. бригада и т.п.).
IV. Связь социального явления с регионом, определенными территориально-экономическими условиями, их взаимная зависимость и обусловленность.
V. Этническая характеристика социального явления, влияние национального фактора на протекание социального процесса.
VI. Политический характер и политическая форма данного социального явления.
VII. Социальное явление и время, в которое оно происходит, т.е. конкретные условия (сложившиеся нормы, ценностные ориентации, мнения, традиции и т.п.).
VIII. Социальный субъект, с которым связано социальное явление, уровень его организации, степень социально психологической устойчивости, зрелости и т.п.
Все указанные
факторы находятся в постоянном
взаимодействии. Конкретное состояние
социального явления есть интегрированный
результат этого
Следовательно, правильно понять социальное явление возможно лишь через комплексный охват действия всех многообразных сил и зависимостей.
Таким образом, комплексный подход представляет собой продуманную, научно обоснованную систему познавательной деятельности представителей различных дисциплин.
Например: Изучается
: “Стабильность трудового
необходимо
изучить следующие
— экономическую;
— общественно-политическую;
— социально-психологическую;
— социальную;
и др.
Очень часто исследуемый объект кажется существующим сам по себе, но первое, что должен сделать социолог при его изучении — выявить всю многоплановость связей и взаимодействующих компонентов этого объекта, т.е. его целостность.
Целостность, выражая однокачественность целого и его элементов, является необходимой характеристикой объективной реальности определенного качества.
Целостность раскрывает нам все взаимодействия целого и необходимость этих взаимодействий.
Например: “Трудовой коллектив” — это целое.
А целостное представление о нем, это знание таких связей, как отношение к средствам производства данного коллектива, форма организации труда, формальные и неформальные связи и т.п.
Итак, комплексный подход в социологии выражает необходимость учета взаимодействий социального явления в его конкретном состоянии, который позволял бы в наибольшей степени выявить целостность исследуемой реальности.
Системно-функциональный анализ в социологии раскрывает диалектику целого и части.
Системный анализ, системный подход есть необходимая составная часть диалектико-материалистического метода.
Таким образом следует еще раз подчеркнуть, что суть системного подхода (анализа) в социологии заключается в том, чтобы в изучении социального явления в его конкретном состоянии строго и последовательно исходить из знания целостности социального процесса и социальной организации и рассматривать исследуемый социальный объект как необходимый орган или элемент общественно-политической системы.
Взаимоотношение системы, ее органов и частей фиксируется как функциональная зависимость и в общем плане может быть представлена как системно-функциональная характеристика целого.
Функция определяется как отношение целого к чему-либо.
Например: Изучается проблема “Социальная защита студенчества”.
Социология исследует не сами по себе функции, как бы важны они не были, а социальное явление, которое выступает через осуществление конкретной функции, в ней проявляется сама целостность системы.
Информация о работе Социология как наука об обществе. Предмет и задачи курса