Социология как наука об обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

Объект, предмет, функции и методы социологии.
Структура и уровни социологического знания
3. Система законов и закономерностей в социологии
4. Социология в системе общественных наук

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 70.06 Кб (Скачать)

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

 

  1. Объект, предмет, функции и методы социологии.
  2. Структура и уровни социологического знания

3. Система законов и закономерностей в социологии

4. Социология в системе  общественных наук

 

Для того, чтобы составить общее представление о социологии как науке, о ее методах, структуре социологического знания, о современных тенденциях и изменениях, происходящих в этой области, необходимо ответить на вопрос: что такое социология? В самом общем виде социология - это наука об обществе. Однако такое определение социологии нуждается в уточнении. История развития социологической науки дала немало различных подходов к пониманию социологии и ее структуры, к определению ее предмета. Сам термин социология был введен в научный оборот французским философом О. Контом для обозначения науки, которую он первоначально назвал социальной физикой и предметом которой было рассмотрение законов функционирования и развития общества. С этой точки зрения социология должна изучать общество как целостный социальный организм, а также взаимодействие его основных частей, социальных институтов, социальных процессов при помощи особых методов.

Современная  социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных  отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и  функционирования социальных общностей и социальных процессов, о  социальных  отношениях  как  механизме взаимосвязи и взаимодействия  между обществом  и людьми, между общностями, между общностями и личностью. Однако, общественные явления изучаются  не только социологией, но и рядом других наук — теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией  и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные  стороны или  ряды общественных  явлений, а изучает  наиболее общие  родовые  их свойства, которые не изучаются ни  одной из них. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности,  свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной  социальной  наукой, и есть ближайший  объект социологии.  

Американский  социолог Н. Смелзер в своем учебном пособии определяет социологию как «научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа». Предметом исследования социологии являются общие механизмы и закономерности возникновения, функционирования и развития социальных общностей различного типа и уровня, а также социальные отношения. Личность, как субъект и продукт общественных отношений, также является предметом социологической науки.

Заслуживает внимание определение  социологии как науки, изучающей  структуры общества, их элементы и  условия существования, а также  социальные процессы, которые протекают  в этих структурах.

Социология изучает не все и вся в обществе, а только социальное. Социальное есть результат совместной деятельности людей, проявляющийся в их общении и взаимодействии. Понятие «социальное» идентифицируется с положением различных социальных субъектов в обществе, их образом жизни, с деятельностью по сохранению или изменению своего статуса, регулированию взаимоотношений с другими субъектами, социальными институтами, обществом в целом. Важно понимать, что общество – это не арифметическая сумма индивидов, изолированных друг от друга. В обществе идет постоянный процесс взаимодействия между людьми, группами. Социальное появляется и проявляется в процессе этого взаимодействия, оказывая влияние на человека, группы, общество в целом, моделируя их поведение, действия, деятельность.

Следовательно, социология — это  наука о родовых свойствах  и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное  восприятие единственным  средством достоверного познания, общественных  изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии  открылись и 'новые возможности  проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир —  социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни,  социальные связи, социальные действия.

  1. Объект, предмет, функции и методы социологии.
    1. Предмет и объект социологии

Любую науку характеризуют  два понятия: объект исследования и  предмет. Однако один и тот же объект может быть объектом исследования нескольких наук, но каждая из них исследует  его сквозь призму собственного предмета. Поэтому особенность науки определяется не объектом, а предметом. Именно по этому изучение любой науки начинается с выяснения ее объекта и предмета исследования. Объект науки - это сфера реальности, на которую направлен исследовательский поиск в целом. Предмет науки - это такие элементы, аспекты, свойства объекта, которые непосредственно изучаются данной наукой и определяются ее спецификой.

Принято считать, что объектам социологического познания является общество. Сразу же возникает вопрос: что понимается под обществом, которое интересует социологию?   Важно понимать, что общество – не арифметическая сумма индивидов, как писал К. Маркс, а совокупность людей, находящихся в процессе взаимодействия. Социология изучает как общество в целом, так и отдельные его элементы. С.А. Кравченко, М.О. Мнацаканян, Н.Е. Покровский рассматривают общество как общность индивидов и взаимосвязей между ними. А.О.Бороноев и П.И.Смирнов дают два логически корректных определения понятия общества: «Общество – есть объединение людей, основанное на деятельностном взаимодействии» и «Общество – есть система субъективного типа, основанная на деятельностном  взаимодействии людей». Ряд ученых, например, Ж.Т. Тощенко, считают, что объектом изучения социологии является гражданское общество как «совокупность соответствующим образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческих ценнностей, которыми руководствуются люди и каждый человек во всех сферах общества – экономической, социальной, политической и духовной». Позиция Ж.Т. Тощенко объясняется пониманием того, что только гражданин, член буржуазного общества, имеет права и может быть деятельным субъектом в процесссе жизнедеятельности общества. На ранних стадиях развития общества, в докапиталистическую эру человек не мог быть реальным участником историчексого процесса. Можно согласиться с данной точкой зрения лишь отчасти, хотя бы потому, что люди объединялись в группы, общности, организации и в докапиталистических формациях.

Остановимся на определении  объекта социологии как общества в целом и его отдельных  элементах в частности.

 Общество  является универсальным, многофакторным  процессом, подчиняющимся в своем  развитии определенным объективным  закономерностям. Общество, каким  оно является на самом деле, а не то, каким это общество  должно быть.

Однако социологию интересует не только реальное общество. Не менее значимым объектом этой науки оказывается информация об обществе, которая, строго говоря, также выступает как разновидность социальной реальности, изучаемой социологией Информация об обществе, его отдельных проблемах, явлениях и процессах становится объектом социологии намного чаще, чем сама реальность общественной жизни, и приобретает для науки постоянно растущее значение.

Объект социологического изучения, т. е. общество, социум, – существует «объективно», независимо от нашего сознания, предмет же субъективен, ибо это  по сути отображение объекта в  нашем сознании. Предметом социологии тоже можно считать общество, точнее то, в каком виде общество проецируется в нашем сознании, каким мы его  видим, какие закономерности наблюдаем, какова его структура, какие связи  существуют между элементами структуры.

Однако четкого определения  предмета социологии нет. Изначально социология начала развиваться одновременно по нескольким научным направлениям. Соответственно появилось не одно, а сразу несколько определений социологии, а также различные представления об ее предмете. В истории социологии в отношении к ее предмету сформировались две теоретические позиции: макросоциологическая (О. Конт, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Т. Парсонс и др.) и микросоциологическая (М. Вебер, Дж. Мид, А. Шюц и др.). Приверженцев макросоциологических теорий интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование (анализ происходит «от общества к личности»). Микросоциология изучает социальное поведение, межличностное общение, мотивации действий, процессы социализации и индивидуализации личности (т. е. изучает внутренний аспект деятельности личности, «от личности к обществу»).

Современные социологи  также расходятся в понимании того, что конкретно считать предметом социологии. Одни ученые считают, что это социальные общности и социальные системы, другие - закономерности социальных действий и массового поведения, третьи - законы и формы проявления социальной жизни и т.д. В последнее время распространяется точка зрения, согласно которой предметом социологии объявляются действия индивидов в обществе, действия человека вообще. Каждое из этих определений отражает тот или иной аспект социологического познания, поэтому они не столько противоречат друг другу, сколько взаимно дополняют, формируя целостное представление о предмете социологии.

Предметную область социологического познания составляет вся совокупность социальных явлений и процессов, их причин, закономерностей и взаимосвязей, социальных отношений и взаимодействий, социальных общностей и институтов, структурных элементов и факторов, определяющих функционирование общества как целостной системы. В центре внимания социологов находится личность как активный субъект любых социальных отношений, социальных структур и организаций. Анализ социального поведения людей, массового сознания, общественного мнения, ценностных ориентации, нравственных мотивов становится в современных условиях интегральной частью характеристики всего процесса развития общества как целостной социокультурной реальности.

Социология  призвана раскрывать природу социальных связей и отношений, механизмы воспроизводства  и изменения социальных взаимодействий, законы развития социальных общностей  и массового поведения людей. Социологи могут также изучать  экономические, политические, трудовые, духовные, семейно-бытовые и другие отношения, анализируя их в социальном аспекте, с точки зрения потребностей и интересов людей, их мотивов  и ожиданий.

Предметом изучения социологии являются социальные системы, элементы и условия их существования, социальные общности,  закономерности их социальной жизни, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.

Выделение объекта и предмета социологии позволяет определить ее как науку о законах функционирования и развития общества и его структурных элементов, механизмах и формах проявления социальных процессов и отношений, закономерностях социального поведения людей, групп и общностей.

    1. Функции социологии.

Многообразие  связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые  она выполняет. Количество функций и их порядок авторы разных учебников по социологии представляют неодинаково, поэтому назовем общепринятые функции социологии:

Теоретико-познавательная  функция состоит в том, что социология накапливает   знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную   картину социальных  отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные  знания  об  основных  социальных  проблемах  развития современного общества.

Критическая функция с одной стороны, показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить,  развить, с  другой стороны  выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований.

Описательная (прикладная) функция — это систематизация, описание исследований в  виде аналитических записок, различного  рода научных отчетов, статей, книг и т. п. На  основе данных, фактов  и документов делаются  практические выводы и принимаются управленческие решения.

Прогностическая функция — это выдача социальных прогнозов. Обычно  социологические  исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза  изучаемого объекта. Социолог изучает реальную проблему  и стремится выявить оптимальные пути ее решения,  показать  перспективу и конечный результат,  который за ней стоит. Т.о прогнозируется ход развития социального процесса.

Преобразовательная функция – предложения  социолога, его оценка состояния социального субъекта служит  основанием для выработки и  принятия определенных решений. Однако функция социологии — разработка практических рекомендаций, а их внедрение и реализация — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно этим объясняется, что многие весьма ценные и  полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике  реализации. 

Информационная  функция  социологии представляет сбор, систематизацию   и накопление информации,  полученной в  результате  исследований. Социологическая информация —  самый оперативный вид социальной информации. Ее могут использовать социологи, руководители  объектов, где проводились исследования.  В  установленном порядке информацию  получают  государственные   и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Практическая– связана с разработкой практических рекомендаций с целью преобразования действительности: изменения социальной структуры общества, характера отношений между различными группами людей, направления развития отдельных социальных общностей и общества в целом.

Мировоззренческая функция выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые  способны в чем-либо убедить современного человека. В большинстве  социальных революций, реформ и трансформаций,  именно социологические концепции того или иного рода выступали  ведущими  в общественном  развитии. Длительный  период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой  нацистского путча и третьего рейха в Германии.

Гуманистическая функция – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.

Информация о работе Социология как наука об обществе