Социология как наука об обществе. Предмет и задачи курса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:10, реферат

Описание работы

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему. (Платон, Аристотель) Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в_30-х_годах прошлого столетия.

Содержание

1). Социология как наука об обществе

2) Объект и предмет социологической науки.

3) Социология в системе общественных и гуманитарных наук.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций по социологии.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Итак: Объект социологического познания, его особенности  связаны с понятием социального ,социальных связей и отношений и  способа их организации.

Предмет социологической  науки - социальные закономерности.

Социология - наука о законах становления, функционирования,  развития общества в целом , социальных  отношений  и социальных общностей , механизмах взаимосвязи и взаимодействия между  этими общностями , а также между общностями и личностью (Ядов).

Социология  в системе общественных и гуманитарных наук.

  Зададимся  вопросом: Имеются ли достаточные  основания для создания особой  науки - социология , ставящей своей  задачей изучение явлений взаимодействия  между людьми ?

Ответ на этот вопрос зависит от решения трех предварительных  вопросов:

  • Достаточно ли важен сам класс явлений, которые социология изучает
  • представляет ли он явление sui generis свойства, которого не имеются в других классах явлений
  • Не изучается ли он другими науками, появившимися раньше социология , и потому делающими последнюю как самостоятельную науку излишней

Попытаемся  ответить на эти вопросы.

Практическая  и теоретическая важность социологии.

Практическая  важность изучения явления человеческого взаимодействия несомненна хотя бы потому, что в изучении их мы кровно и эгоистически заинтересованы.

Теоретическая важность социология становится очевидной  в том случае, если мы докажем, что  свойства явлений, изучаемых ей не имеется  в других классах наук и не изучаются другими науками, т.е. необходим ответ на два последних вопроса.

      Рассмотрим  их следующим образом

 

а) Социология и физико-химические науки

 

Класс явлений  взаимодействия между людьми несводим к простым физико-химическим и  биологическим процессам. М. б. в далеком бузующем наука сведет их к последним и объяснит весь сложный мир межчеловеческих явлений законами физики и химии. Во всяком случае такие попытки были и продолжают иметь место. Но пока - увы! Что из этого получилось ? Мы имеем ряд формул вроде того, что: “ сознание есть течение нервно-энергетического процесса “, “ война, преступление и наказание “ суть явления ” утечки энергии “, “ продажа- покупка - это реакция обмена “ , ” сотрудничество - есть сложение сил “, “ социальная борьба - вычитание сил “ , “ вырождение  - распадение сил ”

Даже если это и верно, то то что мы приобретаем  от  таких аналогий ? Всего лишь неточное сравнение.

Такой же вывод  можно сделать и по адресу создания социальной механики, в которой идет транспортировка понятий механики в область человеческих взаимоотношений.

Здесь индивид  превращается в “ материальную точку  ”, окружающая его среда - социочеловеки - в “ поле сил ” и т. д.

Отсюда идут теоремы вроде следующей: “ увеличение кинетической энергии индивида равно уменьшению энергию потенциальной ”,“ совокупная энергия социальной группы в отношение ее работы в некоторый момент Т, равна совокупной энергии, которую она имела в первоначальный момент   Т0, увеличенной совокупностью работы, которую в этот промежуток времени ( Т1- Т0) произвели все посторонние группе силы, действовавшие на индивидов или элементы этой группы ” и т. п.

      Хоть  это о и верно с точки  зрения механики, но нам ничего не дает для раскрытия межчеловеческих  взаимодействий, т.к. в этом  случае люди перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и становятся только материальной массой.

      Если  преступление есть утечка энергии, то значит ли, что всякое рассеяние  энергии есть в то же время и  преступление?

      То  есть в  данном случае наблюдается не изучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физических тел.

      Тем  больше оснований для существования  особой науки, изучающей людей и  их взаимодействия как человеческое, со всем своеобразном богатством его  содержания.

 

б) Социология и биология, в частности, экология.

 

            Мир человеческих взаимодействий не изучается такими биологическим  дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология,  имеющими дело не с  междучеловеческими процессами,  а  с явлениями данными в пределах или внутри человеческого организма.

Иначе состоит  дело с экологией как частью биологии. Экология - наука изучающая отношение  организм а к окружающей его внешней  среде, в смысле совокупности условий  существования ( органических и неорганических ). Экология. изучающая взаимоотношение организмов друг к другу расходится на две ветви: 300-социологию, имеющую своим предметом взаимоотношения животных друг к другу ( животные сообщества ).

и фито-социологию, социология исследующую взаимоотношения  растений друг к другу ( растительное сообщество)

      Как видим, экология имеет объектом изучения класс явлений, аналогичный тому. какой является предмет социология . И тут и там изучаются факты  взаимодействия. И тут и там  подвергаются исследованию процессы взаимодействия организмов (ибо и homo Sapiens есть также организм)

Не поглащается  ли таким образом социология экологией ?Ответ таков: если  люди ни чем  не отличаются от   а амеб и  других организмов, если они не обладают специфическим и свойствами Их можно  поставить знак равенства между человеком и амебой или другим организмом, между человеком и растением - тогда, да, тогда никакой особой homo- социологи и не нужно. Однако напротив,  300 - и фито - социология не только не делают излишней homo- социологию, но и требуют ее существования.

 

в) Социология и психология

 

            1. Если говорить об  индивидуальной психологии, то ее  объект и объект социология  различны. Индивидуальная психология  исследует состав, строение и  процессы индивидуальной психики  и сознания.

Она не может  распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией.

Коллективная  или, как ее иначе называют, социальная психология имеет объект изучения частично совпадающий с объектом социологии: это явления человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ ( толпа, театральная публика и т. д. ) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органически соединенных “, которые изучает социология.

Ясно, что  они ( со и социальная психология ) не подменяют друг друга, а более  того социальная психология могла бы стать главной со, одним ее разделом, как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми.

Психология  сосредоточена на внутреннем мире человека, его  восприятии, а со - изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений. 

 

г) Социология и специальные дисциплины, изучающие  взаимоотношения людей.

 

Все социальные науки : политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения.

Так, наука  права изучает специальный вид  явлений человеческих взаимоотношений: вверителя и должника, супруги  и супруга.

Объект политической экономии - совместная хозяйственная  деятельность людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления  материальных благ.

Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей

Мораль - определенный вид человеческого поведения и дает рецептуру должного взаимодействия

Эстетика - изучает  явления взаимодействия, складывающихся на почве обмена эстетическими реакциями (между актером и зрителями, между  художником и толпой и т.д. )

Короче, социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А социология занимает в системе общественных и гуманитарных наук особое место.

Это объясняется  следующим.

  • социология является наукой об обществе, его явлениях и процессах
  • она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук
  • все общественные и гуманитарные науки… изучающие различные стороны жизнедействия общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей
  • техника и методика изучения человека и его деятельность, методы социального измерения и т. д.  разрабатываемые социологией необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая система исследований проводимых на стыке со и других наук ( социально-экономические, социально-политические и т. д. )
 

Положение социологии среди других общественных и гуманитарных наук можно проиллюстрировать следующей формулой

      Если  имеется  n разных объектов для изучения, то наук их изучающих, будет  n +1, т. е. n наук, изучающих объекты, и n +1-я - теория изучающая то общее, что присуще  всем этим  объектам.

Со занимает общее, а не частное место среди  общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную  об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов и закономерностей  взаимодействия его различных структур. Положение со по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания. Положение общей части физики - к акустике, электронике, учению о свете и т. д.

 

д) Социология  и история

 

В системе  общественных наук есть дисциплина, с  которой связь социологии является наиболее тесной и взаимонеобходимой. Это история

И история, и  социология имеет объектом  и  предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность..

 
 

Социологический факультет 

Лекция  №2

 

Функция, структура и метод социологии

 

План

 
  1. Функции социологии
  2. Структура социологии
  3. Метод социологической науки
 

I. Функции социологии.

      Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается  потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки.

Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека.

Таким образом  социология, изучая общественную жизнь

во-первых: решает научные проблемы, связанные с  формированием знания о социальной действительности , описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Теории и концепции, разрабатываемые в этой области, отвечают на два вопроса:

1) “что познается?”  — объект;

2) “как познается?”  — метод;

т.е. связаны  с решением гносеологических (познавательных) задач и формируют теоретическую, фундаментальную социологию.

во-вторых: изучает  проблемы, связанные с преобразованием  социальной действительности, анализом путей и средств  планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Это область прикладной социологии.

Теоретическая и прикладная социология различаются  по цели, которую они перед собой  ставят, а не по объекту и методу исследования.

Информация о работе Социология как наука об обществе. Предмет и задачи курса