Социология как наука об обществе. Предмет и задачи курса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:10, реферат

Описание работы

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему. (Платон, Аристотель) Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в_30-х_годах прошлого столетия.

Содержание

1). Социология как наука об обществе

2) Объект и предмет социологической науки.

3) Социология в системе общественных и гуманитарных наук.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций по социологии.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Т.е. социальная среда — это все, что направляется обществом на обеспечение непосредственной жизни людей, их воспроизводство и развитие их способностей и потребностей.

Можно еще  сказать, что

Социальная  сфера — это процесс самовыражения  общества и человека в качестве творца собственной жизни.

Исходя из диалектики общего, особенного и единичного, следует подчеркнуть, что каждый субъект (человек, семья, трудовой коллектив, население города, села, района и т.п.) по-своему включен в социальную сферу общества.  Для каждого из субъектов эта среда является сферой его ценностного жизнесуществования и жизневоспроизводства, сферой самореализации и саморазвития.

Социальную  сферу можно представить в  виде системы характеристик социальной сферы, выделив коренные потребности  жизни людей и способа их удовлетворения.

(Например: потребность  в жилье и ее реальная удовлетворенность).

Выделение характеристик  социальной сферы позволяет вырабатывать их показатели, которые должны учитывать  как нормативно-расчетную, рак и  реально достигнутую возможность  удовлетворения потребности за счет созданного в обществе потенциала и  способа такого удовлетворения.

(Например:

К 1986 г. величина реальной общей жилой площади  в среднем на человека в стране составляла 14,6 кв. м, а расчетная  рациональная норма предполагала 20 кв. м на человека. Стране необходимо было вложить в жилищное строительство »1 000 млрд. рублей.)

Количественные  характеристики социальной сферы представляют собой особую сторону — социальную инфраструктуру.

Социальная  инфраструктура — это материально-вещественные и организационные компоненты социальной сферы. Это комплекс учреждений, сооружений, транспортных средств, предназначенных для обслуживания населения, а также совокупность соответствующих отраслей экономики и социальных отношений с учетом населения, т.е. реальных потребностей.

По состоянию  инфраструктуры можно оценить уровень и качество удовлетворения потребностей, их соотносительность с уровнем развитых стран и требованиями развития современной цивилизации.

Структура занятий  и деятельность людей характеризует  развитость социальной сферы и ее инфраструктуры. На совершенствование занятий, их структуры нацелена — социальная политика.

Социальная  политика — это деятельность государства  по управлению развитием социальной сферы общества и направленная на подъем трудовой и общественно-политической активности масс, удовлетворение их потребности, интересов, повышение благосостояния, культуры, образа и качества жизни.

При этом разработка и использование социальных технологий специальными социальными службами имеют огромное значение.

 

Социологический факультет 

Лекция  №5

 

Методология и принципы системного подхода к анализу социальных объектов.

 

План

 
  1. Методология
  2. Методы, техника, процедуры.
  3. Комплексный подход и системно-функциональный анализ в социологии.
 

 Литература

 
  1.  В. А. Ядов  “ Социологическое исследование: методология, программа, методы “ М. Наука 1987
  2. М-л социология/ Под. ред. Н. И. Дряхлова, Б. В. Князева, В. Я. Нечаева - М. Изд-во московского университета, 1989 ( стр. 124 )

Аверьянов А. Н. Системное понимание мира: методологические проблемы М. Политиздат, 1985

 

Методологический аппарат социологической науки.

 

I. Методология.

Методологией  называют систему принципов научного исследования.

Пример: “Социальная  напряженность в сентябре возросла”.

Как прийти к  такому теоретическому выводу?

Необходимо:

— изучить  социальную структуру общества;

— определить показатели жизненного уровня общества и его социальных общностей;

— изучить  динамику изменения этих показателей  за определенный период; (измерить их);

— изучить  реакцию людей, отдельных общностей  на изменение уровня жизни, смену  показателей;

и т.д.

Это есть методология: система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техники и методов сбора и  обработки данных.

 

Различают три  уровня методологии:

Научные отрасли/

Уровни методологии

В науке вообще В социологии в частности
I уровень (верхний) Философский, или  всеобщей научной методологии
II уровень (средний) Общенаучный Социологическая методология
III уровень (нижний) Конкретно-научный Специальная методология  социологического исследования
 

I Уровень.

Философия как  методология вооружает исследователя  знанием наиболее общих законов  развития природы, общества и мышления, позволяет охватить мир в его  целостности, определить место изучаемой  проблемы среди множества других, ее связи с ними и т.д.

Рассуждая о методах познания А. Эйнштейн писал: “Для применения своего метода теоретик в качестве фундамента нуждается в некоторых общих предположениях, так называемых принципах, исходя из которых он может вывести следствия”.

Философия как  методология, представляя собой систему наиболее общих понятий, законов, принципов движения материи, направляет деятельность человека в определенное русло. При этом может быть использован либо весь арсенал известных философских обобщений, либо группа каких-то общих представлений, либо один из принципов, который начинает выступать главным, организующим, группирующим вокруг себя другие способы познания.

Философский уровень или уровень всеобщей научной методологии — это  выражение эвристической (т.е. поисковой) функции. И главным здесь является диалектический подход в познании.

Так, диалектика утверждает, что качества или устойчивые свойства предмета (социального объекта  в нашем случае) обнаруживаются как  нечто сохраняющееся в многообразных  отношениях этого предмета с другими.

В качестве методологических принципов выступают все основные положения, вытекающие из законов и категорий философии:

— материалистическое понимание социальной действительности;

— диалектическое развитие;

— единство и борьба противоположностей;

— диалектическое отрицание;

— сущность и явление;

— содержание и форма;

— связь количественных и качественных изменений 

и др.

В них выражается сознательная философская позиция.

Методологический  принцип, вытекающий отсюда:

Необходимо  предусмотреть определенные исследовательские процедуры, чтобы “схватить” именно устойчивые свойства объекта.

Например: “Какова  структура мотивов трудовой деятельности?”

Рассматривают 3 типа конкретных ситуаций:

1) Опрашиваются  выпускники школ, решающие вопрос  о выборе профессии. Они оценивают  различные преимущества и недостатки избираемой специальности, выявляются ценностные ориентации, личностно-значимые нормативы оценки содержания и условий трудовой деятельности. Это проективная (воображаемая) ситуация.

2) Опрашивают  молодых рабочих, оценивающих  положительные и отрицательные стороны своей реальной работы. Это реальная уравновешенная ситуация.

3) Опрашиваются  рабочие, меняющие место работы, т.к. она их по каким-то мотивам  не устраивает. Это стрессовая  или даже конфликтная ситуация.

Сопоставляя данные трех ситуаций, мы обнаруживаем, что некоторые мотивы трудовой деятельности постоянно присутствуют во всех трех случаях:

— содержание труда;

— размер заработка;

— возможность  продвижения по работе;

— престиж  профессии.

Это и есть мотивационное ядро, т.е. устойчивые сочетания, характеризующие отношение к труду в различных его состояниях и связях.

Следующее утверждение  диалектики связано с необходимостью рассматривать социальные процессы в их развитии, изменении.

(В примере,  приведенном выше, это значит, что надо опросить этих рабочих спустя »15 лет).

Этот пример показывает, как в правилах процедуры  реализуется общеметодологическое требование:

рассматривать явления и процессы в многообразии их связей и в динамики, таким  образом выявляя их устойчивые и  изменчивые свойства.

Кроме диалектического  принципа можно назвать еще принцип  системности теоретического познания и практики.

Будучи философским  принципом, конкретизирующим диалектико-материалистический принцип всеобщей связи, он применительно  к конкретным научным направлениям выступает как общенаучный, на его основе развертывается определенная общенаучная методология.

Итак, II уровень.

Общенаучная методология позволяет обладать некоторыми законами и принципами исследования, эффективными в различных областях знания.

Например, электромагнитная теория может рассматриваться как  методология исследования широкого круга явлений электродинамики.

Для социологии — это общая методология социологического исследования или социологическая  методология. (от греч. metodos — путь исследования или познания и греч. logos — слово, понятие, учение) — учение о методе социального познания.

Социальная  реальность специфична, поэтому для  ее познания существует своя методология  — социологическая методология. Поскольку существуют различные  мировоззренческие подходы в социологии, то на сегодня только на Западе по главным течениям философской мысли подразделяется около 19 школ и направления социологической методологии. Наиболее непримиримым остается противостояние позитивизма и антипозитивизма. У нас до последнего времени официально действовала марксистско-ленинская методология, в основе которой лежит метод материалистической диалектики.

Выступая  в качестве прикладной логики, общая  социологическая теория помогает нащупать принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом явлении, чтобы перейти к целенаправленному эмпирическому изучению объекта.

(Например: “Нарастание  социальной напряженности” —  всё, что до эмпирических измерений,  всё есть социологическая методология,  т.е. методология общей теории социологии.)

Позитивизм  социологический — ведущее направление  в социологии 19 в. (Сен-Симон, Конт, Милль, Спенсер). Главное устремление позитивизма  — отказ от умозрительных рассуждений  об обществе, создание “позитивной” социальной теории, которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как естественно–научные теории.

Позитивизм  — ведущее направление в социологии 19 в., основные методологические установки  сформулированы Сен-Симоном, основные концепции разработаны в трудах Конта, Милля, Спенсера.

Сложился  в противовес теоретизированию.

Информация о работе Социология как наука об обществе. Предмет и задачи курса