Автор: y******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В этом смысле взгляды Вебера принципиально отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью игнорировали статистику и изучение мотивов поведения. Для того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.
Введение……………………………………………………………………..3
1.«Понимающая» социология Макса Вебера…………………………….5
1.1. Концепция «понимающей социологии» как родоначальница……..5
особой традиции в социологическом мышлении………………………..5
1.2. «Понимающая социология» как метод социального познания…....7
2.Референтные группы, их основные свойства………………………….12
2.1 Социальная группа…………………………………………………..12
2.2. референтная группа и ее свойства…………………………………..13
3.Социальный статус, социальная роль. ………………………………..16
3.1.Социальный статус…………………………………………………....16
3.2.Приписываемые и достигнутые статусы…………………………….16
3.3 Социальная роль………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованных источников…………………………………….22
Необходимо особо отметить, что понимающая социология М. Вебера, стремившаяся расшифровать внутренний смысл социальных действий, связана с идеями неокантианства и философии жизни.
Понимающая социология,
непосредственного
деятельности, всегда неполно, искажено, частично описывает реальную ситуацию.
Основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие. Поведение является наиболее общей категорией деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. Социальное действие возникает тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют "смысловые связи", на основе которых формируются социальные отношения и институты.
Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе. Идеальный тип по Веберу фиксирует "культурный смысл" того или иного явления, при этом идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие материала без привязки к некоторой заданной схеме.
Вебер отмечает заслугу исследователя Отмара Шпанна в разработке проблемы, который в ряде своих работ показывает значение для социологии предварительной функциональной постановки вопроса, называя это "универсальным методом". Так, при толковании поведения важно поставить вопрос, как возникает подобное действие, и какие мотивы его определяют. Например, сначала нужно знать, что делает "король", "чиновник", "предприниматель", то есть какое действие индивида данного типа важно для анализа и должно быть известно, прежде чем мы перейдем к такому анализу. При толковании поведения некоего сообщества, необходимо понять, какие мотивы заставляли и заставляют членов данного "сообщества" вести себя таким образом, чтобы подобное "сообщество" возникло и продолжало существовать.
Подводя краткие итоги, отметим, что Макс Вебер - выдающийся немецкий социолог, создавший "понимающую социологию", в центре которой изучение социальных действий, как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Его отправной постулат состоял в том, что структура социальной реальности создается социальными действиями индивидов.
Заключение
Наибольшее
влияние на развитие буржуазной социологической
мысли оказали, пожалуй, идеи Макса
Вебера, вошедшие в качестве составных
элементов в концепции
2.1.Социальнаяи группа
Каждый
из нас значительную часть своего
времени проводит в различных
группах – дома, на работе или
в учебном заведении, в гостях,
среди дорожных попутчиков. Люди в
группах ведут семейную жизнь, воспитывают
детей, трудятся и отдыхают. При этом
они вступают в определенные контакты
с другими людьми, так или иначе
взаимодействуют с ними – помогают
друг другу или, наоборот, конкурируют.
Для индивида непосредственный контакт
с социальной реальностью — это взаимодействие
с окружающей его социальной группой.
Именно группа для индивида является представителем
общества в целом, его требований и интересов,
именно группа от лица всего общества
предлагает индивиду социальные гарантии
и блага. Иными словами, на уровне непосредственного
опыта личности группа — это и есть общество,
«другие люди».
Группы — это своего рода «связки» людей,
соединения индивидов в относительно
стабильные взаимоотношения. Такие взаимоотношения
между людьми, обусловленные наличием
общей цели и существующие достаточно
долго во времени, называются социальной
взаимосвязью.
Различного рода группы издавна являются
объектом социально-психологического
анализа. Однако нужно отметить, что далеко
не всякую совокупность индивидов можно
называть группой в строгом смысле этого
термина. Для того, чтобы какая-либо совокупность
индивидов считалась группой в социально-психологическом
смысле, необходимо, прежде всего наличие
трех единств – места, времени и действия.
При этом действие обязательно должно
быть совместным. Также важно, чтобы взаимодействующие
люди считали себя членами данной группы.
Таким образом, группой можно назвать
совокупность индивидов, взаимодействующих
друг с другом для достижения общих целей
и осознающих свою принадлежность к данной
совокупности.
Таким
образом социальная группа - это совокупность
индивидов, взаимодействующих определенным
образом на основе разделяемых ожиданий
каждого члена группы в отношении других.
2.2. Референтная группа
Термин «референтная группа», впервые введенный в оборот социальным психологом Мустафой Шерифом в 1948 г., означает реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Мальчик, играя на гитаре или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезд или спортивных кумиров. Работник организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Можно заметить также, что честолюбивые люди, неожиданно получившие много денег, стремятся подражать в одежде и манерах представителям высших классов.
Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать, например в случае, когда подросток ориентируется на свою компанию с большей степени, чем на мнение учителей. В то же время и аутгруппа может быть референтной, приведенные выше примеры демонстрируют это.
Различают нормативные и сравнительные референтные функции группы.
Нормативная функция референтной группы проявляется в том, что эта группа является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Так, маленький мальчик, желая скорее стать взрослым, пытается следовать нормам и ценностным ориентациям, принятым в среде взрослых, а эмигрант, приезжающий в чужую страну пытается как можно быстрее освоить нормы и установки коренных жителей, чтобы не быть «белой вороной».
Сравнительная функция проявляется в том, что референтная группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Если ребенок воспринимает реакцию близких и верит их оценкам, то более зрелый человек отбирает отдельные референтные группы, принадлежность или непринадлежность к которым для него особенно желательна, и формирует Я-образ, основываясь на оценках этих групп.
У каждого индивида обычно имеется несколько референтных групп в зависимости от разных видов отношений и деятельности, например, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, дворовая компания, музыкальный ансамбль и так далее. Руководителю необходимо знать о референтной группе подчиненного, ибо это дает возможность варьировать методы влияния в зависимости от ценностных ориентации и установок личности.
Способность группы выступать как единое целое достигается благодаря тому, что основные атрибутивные свойства социальной общности (целевая, духовно-культурная, солидарно-интеракцио-нистская) в ней проявляются качественно более высокой интенсивностью, глубиной.
Для группы (в общих чертах) характерны следующие атрибутивные свойства:
1.Наличие
(помимо совпадающих целей)
2. Принятие
членами группы основных
Не случайно у высокоинтегрированных групп все три показателя, как правило, достаточно развиты. Отставание или опережение каких-либо параметров - признаки позитивного или негативного развития, становления или разрушения, процессов усиления, интеграции или дезинтеграции группы.
3. Устойчивая,
самовозобновляющаяся система
Все эти
три атрибутивных свойства групповой
общности находятся в постоянном
сопряжении. Если один из этих параметров
менее выражен, рано или поздно он
должен достигнуть степени развития
параметров других атрибутивных свойств
- в противном случае начнется распад группы.
Так, устойчивые взаимодействия могут
возникнуть лишь на основе принятия всеми
членами групповых норм поведения, системы
ценностей. Но если нормы еще сохранились
(как более инерционные явления), а взаимодействия
уже рассыпаются, так как отсутствует
хорошая организация, координация внутри
группы, то рано или поздно рассыпаются
и нормы.
3.1. Социальный статус.
В повседневных
разговорах слово “статус” используется
для обозначения позиции
Статус
сравнивали с готовым костюмом. В
определенных рамках будущий покупатель
выбирает ткань и фасон. Однако русский
человек не может выбрать одежду
африканского шамана или индийского
раджи: он будет исходить из того, что
имеется в русской культуре. Более
того, наш выбор ограничивается размером
и нашими финансовыми возможностями.
Сделав выбор в данных рамках, мы
можем внести некоторые изменения.
Но купить мы все-таки можем лишь то,
что нам предлагает торговля. Статусы
тоже поступают готовыми, и диапазон
выбора здесь ограничен. Общества обычно
лимитируют конкурентную борьбу за статус
в зависимости от пола и возраста
человека, его социальной принадлежности.
3.2.Приписываемые и достигнутые статусы.
Не все
статусы находятся в нашей
власти. Некоторые статусы придаются
нам группой или обществом. Ста