Автор: y******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В этом смысле взгляды Вебера принципиально отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью игнорировали статистику и изучение мотивов поведения. Для того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.
Введение……………………………………………………………………..3
1.«Понимающая» социология Макса Вебера…………………………….5
1.1. Концепция «понимающей социологии» как родоначальница……..5
особой традиции в социологическом мышлении………………………..5
1.2. «Понимающая социология» как метод социального познания…....7
2.Референтные группы, их основные свойства………………………….12
2.1 Социальная группа…………………………………………………..12
2.2. референтная группа и ее свойства…………………………………..13
3.Социальный статус, социальная роль. ………………………………..16
3.1.Социальный статус…………………………………………………....16
3.2.Приписываемые и достигнутые статусы…………………………….16
3.3 Социальная роль………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованных источников…………………………………….22
Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения.
Некоторые
из наших статусов превалируют над
другими статусами как в нашем
сознании, так и в сознании других
людей. Основной статус – это
ключевой статус, определяющий
социальное положение
и значение человека,
связанное с определенными
его правами и обязанностями. Для детей
основным статусом является возраст; аналогичным
образом во многих обществах основным
статусом является пол. Основной статус
образует каркас, внутри которого формулируются
наши цели и проходит наше обучение.
3.3.Социальная роль
Статус
предполагает наличие определенных
социальной культурой прав и обязанностей,
формирующих модель поведения –
то, что социологи называют ролью.
Эти ожидаемые от человека действия
определяют поведение, которое люди
рассматривают как
Социологи позаимствовали понятие роли из театра. Аналогию представил У. Шекспир в своей комедии “Как вам это понравится” (акт II, сцена 7):
Весь мир – театр,
И люди в нем актеры.
Актеры исполняют роли в соответствии со сценарием (аналогичным социальной культуре), с тем, что говорят и делают другие актеры, и реакцией публики. Но аналогия с театром имеет свои недостатки. Если театр – мир придуманный, то в жизни мы играем реальные роли. В повседневной деятельности мы редко отдаем себе отчет в том, что действуем по сценарию. Более того, в жизни человеку приходится много импровизировать, постоянно проверять и изменять свои поступки, сообразуясь с действиями других людей.
Роли позволяют мысленно формулировать поведение с тем, чтобы поступать должным образом. При этом мы анализируем подробности разворачивающейся ситуации и определяем для себя, кто что делает, когда он это делает и где. Роли дают возможность предполагать, что в некоторых отношениях мы можем игнорировать отдельные различия и говорить, что практически люди взаимозаменяемы. Например, каждый “знает”, что врач – это “человек, лечащий больных”, а плотник – “человек, использующий пиломатериалы для строительства домов”. В итоге можно сказать, что роли позволяют управлять наборами моделей поведения, сокращая или увеличивая их диапазон.
Итак, роль – это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом.
Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Студенты часто принимают в расчет эти различия, когда выбирают спецкурс какого-то конкретного преподавателя. Один преподаватель может иметь репутацию человека, который опаздывает на занятия, читает лекции в раскованной и неформальной манере и дает трудные задания, а другой может быть крупным специалистом в своей области, строго следит за посещаемостью и дает экзаменационные работы на дом. Какой бы выбор вы ни сделали, вы будете по-прежнему иметь статус студента и играть соответствующую роль. Однако ваше поведение будет в какой-то степени зависеть от произведенного выбора.
Отличие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем.
От обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определенную роль в соответствии с теми требованиями, которые они предъявляют к этой роли. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное - наказывается, это может выражаться в форме неодобрения или отказа голосовать за данную кандидатуру на выборах.
Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если измерять эту высоту (или ранг) с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом играть свою роль.
От человека,
обладающего данным статусом, окружающие
ждут вполне конкретных поступков и
не ждут других, которые "не вяжутся"
с их представлением о данном статусе.
Однако и сам обладатель статуса
знает, чего от него ждут окружающие. Он
понимает, что окружающие станут относиться
к нему в соответствии с тем, как
они видят исполнение данного
статуса. Окружающие строят с носителем
статуса такие отношения, которые
соответствуют правильному
Заключение
В настоящий
момент в буржуазной философии и
социологии налицо значительное возрастание
интереса к проблематике понимания.
Не случайно перечень рассматриваемых
нами версий понимания почти совпадает
с перечнем наиболее влиятельных
ныне в буржуазном мире философско-социологических
течений и направлений. Характерно,
что интерес этот не только свойствен
концепциям, предрасположенным к
проблематике понимания в силу своих
мировоззренческих и теоретико-
Причиной усиления «понимающей» тенденции стал кризис буржуазной социологии, с особой остротой развернувшийся во второй половине 60-х и в 70-е годы XX века.
Так же мы рассмотрели референтные группы которые означают реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Различают нормативные и сравнительные референтные функции группы.
Нормативная функция референтной группы проявляется в том, что эта группа является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида.
Сравнительная функция проявляется в том, что референтная группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.
Мы рассмотрели понятия социального статуса и социальной роли. Статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Роль – это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом.
Исполнение
роли является фактическим поведением
лица, обладающим каким-либо статусом. Различие
между статусом и ролью заключается в
том, что статус мы занимаем, а роль играем.
Список использованных источников
1. Вебер
М.О некоторых категориях
2. Вебер М. Избранные произведения: Основные социологические понятия.
Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М., 1990. С.602-643.
3.Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: «Даньков и К»; Ростов н/Д.: 2007. - 384 с.
4. Ионин Л.Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ. 1979. 208 с.
5. История теоретической социологии / Под ред. И. Ф. Девятко. М.,1998.
6. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.
7. Социология: Учебник для вузов/ С.С. Фролов. - М.: Гардарики, 2007. – 344с.
8. Смелзер
Н. Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс,
1994. - 688 с.