Социальный статус, социальная роль

Автор: y******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В этом смысле взгляды Вебера принципиально отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью игнорировали статистику и изучение мотивов поведения. Для того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.«Понимающая» социология Макса Вебера…………………………….5
1.1. Концепция «понимающей социологии» как родоначальница……..5
особой традиции в социологическом мышлении………………………..5
1.2. «Понимающая социология» как метод социального познания…....7
2.Референтные группы, их основные свойства………………………….12
2.1 Социальная группа…………………………………………………..12
2.2. референтная группа и ее свойства…………………………………..13
3.Социальный статус, социальная роль. ………………………………..16
3.1.Социальный статус…………………………………………………....16
3.2.Приписываемые и достигнутые статусы…………………………….16
3.3 Социальная роль………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованных источников…………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 48.37 Кб (Скачать)

Другие  статусы мы получаем посредством  индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения.  

Некоторые из наших статусов превалируют над  другими статусами как в нашем  сознании, так и в сознании других людей. Основной статус – это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение. 

3.3.Социальная роль

Статус  предполагает наличие определенных социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения –  то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее  или несоответствующее обладателю статуса. Говоря проще, различие между  статусом и ролью заключается  в том, что статус мы занимаем, а  роль играем.

Социологи позаимствовали понятие роли из театра. Аналогию представил У. Шекспир в  своей комедии “Как вам это  понравится” (акт II, сцена 7):

Весь  мир – театр,

И люди в нем актеры.

Актеры  исполняют роли в соответствии со сценарием (аналогичным социальной культуре), с тем, что говорят и  делают другие актеры, и реакцией публики. Но аналогия с театром имеет свои недостатки. Если театр – мир придуманный, то в жизни мы играем реальные роли. В повседневной деятельности мы редко отдаем себе отчет в том, что действуем по сценарию. Более того, в жизни человеку приходится много импровизировать, постоянно проверять и изменять свои поступки, сообразуясь с действиями других людей.

Роли  позволяют мысленно формулировать  поведение с тем, чтобы поступать  должным образом. При этом мы анализируем  подробности разворачивающейся  ситуации и определяем для себя, кто что делает, когда он это  делает и где. Роли дают возможность  предполагать, что в некоторых  отношениях мы можем игнорировать отдельные  различия и говорить, что практически  люди взаимозаменяемы. Например, каждый “знает”, что врач – это “человек, лечащий больных”, а плотник –  “человек, использующий пиломатериалы  для строительства домов”. В итоге  можно сказать, что роли позволяют  управлять наборами моделей поведения, сокращая или увеличивая их диапазон.

Итак, роль – это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом.

Исполнение  роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Студенты часто принимают в расчет эти различия, когда выбирают спецкурс какого-то конкретного преподавателя. Один преподаватель может иметь репутацию человека, который опаздывает на занятия, читает лекции в раскованной и неформальной манере и дает трудные задания, а другой может быть крупным специалистом в своей области, строго следит за посещаемостью и дает экзаменационные работы на дом. Какой бы выбор вы ни сделали, вы будете по-прежнему иметь статус студента и играть соответствующую роль. Однако ваше поведение будет в какой-то степени зависеть от произведенного выбора.

Отличие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем.  

От обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определенную роль в соответствии с теми требованиями, которые они предъявляют к этой роли. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное - наказывается, это может выражаться в форме неодобрения или отказа голосовать за данную кандидатуру на выборах.

Индивид, занимающий высокую позицию в  обществе, если измерять эту высоту (или ранг) с точки зрения доступных  ему власти, дохода,  образования и престижа в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом играть свою роль.

От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и  не ждут других, которые "не вяжутся" с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса  знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему в соответствии с тем, как  они видят исполнение данного  статуса. Окружающие строят с носителем  статуса такие отношения, которые  соответствуют правильному исполнению статусной роли. С нарушающим правила  исполнения роли они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношений.  
 
 
 
 

Заключение

В настоящий  момент в буржуазной философии и  социологии налицо значительное возрастание  интереса к проблематике понимания. Не случайно перечень рассматриваемых  нами версий понимания почти совпадает  с перечнем наиболее влиятельных  ныне в буржуазном мире философско-социологических  течений и направлений. Характерно, что интерес этот не только свойствен  концепциям, предрасположенным к  проблематике понимания в силу своих  мировоззренческих и теоретико-методологических посылок (например, феноменология), но коснулся даже позитивизма, издавна  известного как принципиальный противник  неверифицируемых «спекуляций» относительно сознания, субъективности и т.п.

Причиной  усиления «понимающей» тенденции стал кризис буржуазной социологии, с особой остротой развернувшийся во второй половине 60-х и в 70-е годы XX века.

Так же мы рассмотрели референтные группы которые означают реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Различают нормативные и сравнительные  референтные функции группы.

Нормативная функция референтной группы проявляется  в том, что эта группа является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида.

Сравнительная функция проявляется в том, что  референтная группа выступает в  качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и  других.

Мы рассмотрели  понятия социального статуса  и социальной роли.  Статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Роль – это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом.

Исполнение  роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. Различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

1. Вебер  М.О некоторых категориях понимающей  социологии/ М. Вебер // Западноевропейская  социология ХIХ - начала ХХ веков. - М., 1996. - С. 491-507.

2. Вебер  М. Избранные произведения: Основные  социологические понятия.

 Пер.  с нем. / Сост., общ. ред. и послесл.  Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М., 1990. С.602-643.

3.Волков  Ю.Г. Социология: Учебник / Под  ред. В.И. Добренькова. - М.: «Даньков  и К»; Ростов н/Д.: 2007. - 384 с.

4. Ионин Л.Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ. 1979. 208 с.

5. История теоретической социологии / Под ред. И. Ф. Девятко. М.,1998.

6. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.

7. Социология: Учебник для вузов/ С.С. Фролов. - М.: Гардарики, 2007. – 344с.

8. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальный статус, социальная роль