Автор: y******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В этом смысле взгляды Вебера принципиально отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью игнорировали статистику и изучение мотивов поведения. Для того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.
Введение……………………………………………………………………..3
1.«Понимающая» социология Макса Вебера…………………………….5
1.1. Концепция «понимающей социологии» как родоначальница……..5
особой традиции в социологическом мышлении………………………..5
1.2. «Понимающая социология» как метод социального познания…....7
2.Референтные группы, их основные свойства………………………….12
2.1 Социальная группа…………………………………………………..12
2.2. референтная группа и ее свойства…………………………………..13
3.Социальный статус, социальная роль. ………………………………..16
3.1.Социальный статус…………………………………………………....16
3.2.Приписываемые и достигнутые статусы…………………………….16
3.3 Социальная роль………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованных источников…………………………………….22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.«Понимающая» социология Макса Вебера…………………………….5
1.1. Концепция «понимающей социологии» как родоначальница……..5
особой
традиции в социологическом
1.2. «Понимающая социология» как метод социального познания…....7
2.Референтные группы, их основные свойства………………………….12
2.1
Социальная группа…………………………………
2.2. референтная
группа и ее свойства…………………………
3.Социальный статус, социальная роль. ………………………………..16
3.1.Социальный
статус…………………………………………………....
3.2.Приписываемые и достигнутые статусы…………………………….16
3.3 Социальная роль………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………….22
Введение
В богатейшем арсенале мировой социологической мысли актуализируются идеи социальных действий как движущих факторов развития общества. Известно, что всестороннюю научную разработку и систематизацию эти идеи получили в трудах выдающегося социолога М. Вебера (1864 - 1920), которого по праву считают не только одним из родоначальников социологии, но и основоположником целого её направления.
Макс Вебер - немецкий социолог, являющийся основоположником "понимающей" социологии, в центре которой изучение социальных действий как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Под углом изучения социальных действий социолог создал свои концепции экономики, политики, бюрократии, религии, права.
Идеи М. Вебера оказали громадное влияние на общественно-политическую мысль своего времени, несмотря на то, что это влияние не было однозначным. Своей уникальной научной эрудицией М.Вебер внёс существенный вклад в становление и развитие социологии.
Идеи Вебера получили широкий резонанс, как за рубежом, так и в дореволюционной России. Современники Макса Вебера на Западе высоко оценили его творчество.
М.Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами, сознанием. Коллективное сознание - скорее метафора, нежели точное понятие.
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В этом смысле взгляды Вебера принципиально отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью игнорировали статистику и изучение мотивов поведения. Для того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.
Объектом понимающей социологии Вебер провозглашает не внутреннее состояние или внешнее отношение человека как таковое, взятое само по себе, а его действие. Действие же - это всегда понятное (либо понимаемое) отношение к тем или иным объектам, отношение, которое характеризуется тем, что оно предполагает наличие определенного субъективного смысла.
«Понимающая
социология» активно
1.1.Концепция «понимающей социологии» как родоначальница особой традиции в социологическом мышлении.
Понимающая
социология стоит несколько особняком
по отношению к прочим буржуазным
социологическим теориям. Хотя проблематике
понимания посвящено в
Почему же столь бесплодными оказываются споры? Может, так называемая понимающая социология действительно не несет в себе никакого положительного содержания? Может быть, понимание _ действительно псевдопроблема и правы социологи позитивистской ориентации, утверждающие теоретическую бесполезность споров о сознании, внутреннем содержании, мысли, или, говоря более широко, о субъективном факторе в социальном процессе?
Разумеется,
ответ на последний вопрос будет
отрицательным. Этим отрицанием предопределяется
и ответ на первый из поставленных
вопросов: дискуссия о понимании
в современной западной социологии
потому и оказалась бесплодной, что
в целом натуралистическая и
позитивистски ориентированная
буржуазная социология не способна осмыслить
проблематику понимания в широком
мировоззренческом философско-
На первый взгляд может показаться, что область проблем и идей, интересующих теоретиков понимания, не имеет ничего общего с проблематикой марксистской социологии.
Проблема понимания не технико-социологическая, а философско-социологическая, мировоззренческая. Поэтому и критический анализ той или иной системы понимающей социологии должен идти не «снизу» от так до сих пор и не выработанной никем формализованной процедуры понимания, а «сверху» от теоретической системы и теоретико-познавательных постулатов, которых придерживается автор той или иной концепции понимающей социологии.
Можно выделить три типа концепций понимания в западной социологии, охватывающие весь спектр концепций понимания:
1) натуралистическая
рационализация понимания (
2) так
называемая диалектическая (на деле
_ эклектическая) модель
3) дескриптивная
понимающая социология (представлена
понимающей социологией А.
Концепцию
«понимающей социологии»
Осознание
нового этапа человеческой жизнедеятельности
как социальной трансформации в
виде появления феномена глобальной
культуры определяет новый вид социализации
индивидов в современном мире.
Это предполагает усиление значимости
и реализации на практике методологических
конструкций в контексте «
«Понимающая социология» М. Вебера сосредоточена на исследовании механизмов достижения взаимопонимания в процессе социальной коммуникации, которое достигается при адекватности взаимных интерпретаций.
Важно
отметить тот факт, что понимающая
социология Макса Бебера стала родоначальницей
целой традиции в социологическом
мышлении, которую можно назвать
традицией понимающей социологии.
1.2. «Понимающая социология» как метод социального познания
М. Вебер
разработал концепцию и методику
"понимающей социологии". Интересами
его научной деятельности являются
теория и методы познания, понятие
и мотивы социального действия, вопросы
социального отношения, типы социального
поведения и многое другое. Помимо
этого Вебер представляет собой
достаточно редкий тип исследователя,
стремящегося примирить два противоположных
мира рационального и
Максимилиан Вебер, немецкий социолог, философ и историк, внес существенный вклад в общую социологию, методологию социального познания, политическую социологию, экономическую социологию, социологию права и др. Свою концепцию М. Вебер называл "понимающей социологией". В ней исследователь ввел понятие "идеальный тип" и использовал его для анализа различных областей общественной жизни.
Вебер выделяет четыре основных типа социального действия:
1. Целерациональное
действие - в его основе лежит
ожидание определенного
2. Ценностно-рациональное
- основано на вере в
3. Аффективное
- определяется эмоциональным
4. Традиционное - определяется традицией или привычкой.
По мнению Вебера, наибольшей "очевидностью" отличается целерациональная интерпретация. Определенные "отклонения от нормального" недоступны человеческому пониманию и последующему объяснению в той же мере как другие процессы.
Вебер приводит в пример процесс тренировки памяти и интеллекта, который лишь частично "доступен пониманию" - не более чем ряд психопатических проявлений. Поэтому науки, основанные на понимании, рассматривают устанавливаемую регулярность в подобных психических процессах аналогично закономерностям физической природы. Но, при этом, как отмечает Вебер, не следует на основе очевидности целерационального поведения делать вывод о том, что социологическое объяснение ставит своей целью именно рациональное толкование. Во внимание принимается немаловажная роль в поведении человека иррациональных аффектов, эмоциональных состояний, а также роль меняющихся целей, которые не всегда могут быть уже истолкованы как рациональные. Тем не менее, социология, подобно истории, дает сначала "прагматическое" истолкование, основываясь на рационально понятных связях действий. Поведение, доступное рациональному толкованию, в ходе социологического анализа понятных связей, часто позволяет конструировать наиболее подходящий "идеальный тип". Этот метод применяется в понимающей социологии. Ее специфическим объектом считается не любой вид "внутреннего состояния" или внешнего отношения, а действие. "Действием" же (включая намеренное бездействие, или нейтральность) всегда называется понятное отношение к "объектам". Это действие специфически характеризуется тем, что оно "имело" или предполагало (субъективный) смысл, независимо от степени его выраженности. Прежде всего, поведение является специфически важным для понимающей социологии. То есть его можно соотнести с поведением других людей по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу. Далее это поведение может быть определено также этим осмысленным соотнесением. В итоге поведение может быть понятно объяснено, исходя из этого субъективно предполагаемого смысла. Например, субъективно осмысленны и соотнесены с внешним миром такие влияющие на поведение эмоциональные состояния, как "гордость", "ревность", "зависть". Понимающая социология дифференцирует эти психофизические явления по типам смысловой, прежде всего внешней, соотнесенности действия. Поэтому целерациональность служит понимающей социологии идеальным типом именно для того, чтобы оценить степень иррациональности данного действия.