Социальный статус и социальная роль. Типы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 08:34, контрольная работа

Описание работы

Изучение личности является одним из основных направлений в социологии. Это связано с тем, что общество и другие группы, которые изучаются в социологии, состоят из отдельных личностей. Для того чтобы понять определенное общество или группу надо понять поведение отдельного человека, выявить те факторы, которые предопределяют его специфику. Поведение человека зависит не только от его наследственности, особенностей уникальных жизненных ситуаций, но и от условий жизни, которые типичны для определенного общества, группы. Социология изучает типичные подобные качества людей, формирующиеся благодаря общим условиям жизни, месту человека в обществе по сравнению с другими людьми, приспособленности к жизни в определенном окружении, влиянию социальных характеристик человека (возрасту, полу, семейному состоянию, образованию, местожительству, профессии и т.п.) на его поведение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 32.65 Кб (Скачать)

     Введение 

     Изучение  личности является одним из основных направлений в социологии. Это  связано с тем, что общество и  другие группы, которые изучаются  в социологии, состоят из отдельных  личностей. Для того чтобы понять определенное общество или группу надо понять поведение отдельного человека, выявить те факторы, которые предопределяют его специфику. Поведение человека зависит не только от его наследственности, особенностей уникальных жизненных  ситуаций, но и от условий жизни, которые типичны для определенного  общества, группы. Социология изучает  типичные подобные качества людей, формирующиеся  благодаря общим условиям жизни, месту человека в обществе по сравнению  с другими людьми, приспособленности  к жизни в определенном окружении, влиянию социальных характеристик  человека (возрасту, полу, семейному  состоянию, образованию, местожительству, профессии и т.п.) на его поведение. Таким образом, социология исследует  человека, прежде всего, как личность, как элемент социальной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Структура личности.

     В повседневном языке мы употребляем  такие слова, как человек, индивид, личность. Часто между ними не делается никакой разницы, т.е. эти слова  используются как синонимы. Но ученые закрепили за ними определенные значения, которые позволяют изучать различные  аспекты сущности человека.

     С научной точки зрения, человек  – это наиболее общее понятие, категория, которая обозначает вид  в биологической классификации. От других биологических видов человек  отличается тем, что имеет не только биологические, психологические, но и  социальные характеристики.

     Единичный представитель человеческого рода получил название «индивид». Все  люди являются индивидами независимо от того где родились, воспитывались, какой возраст, образование, профессию  имеют, поскольку все мы имеем  одинаковый хромосомный набор, одинаковые внутренние и внешние органы.

     Индивидуальность  – набор биологических, психологических  и социальных качеств по которым  один человек отличается от другого. Так, мы отличаемся цветом глаз, ростом, весом (это биологическое), чертами  характера (психологическое), интересами, потребностями, ценностями (социальное).

     Личность  – это устойчивый комплекс социальных качеств, свойств, приобретаемых под  влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в  жизнедеятельность которых включена.

     Чтобы человек считался личностью, он должен:

     • иметь самосознание;

     • усвоить основные нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе;

     • сформировать систему интересов, ценностей;

     • обладать определенной степенью автономности от общества;

     • нести определенную ответственность за свои поступки.

     В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы  к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть  основных подходов.

     1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально  есть существо социальное, а его  становление как личности происходит  под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального  окружения, воспитания и навыков  самовоспитания.

     2. Антропологический подход, при котором  личность рассматривается как  носитель общечеловеческих свойств,  как родовое понятие, обозначающее  представителя рода человеческого,  совпадая, таким образом, с понятиями  человека и индивида.

     3. Нормативный подход, в рамках  которого личность определяется  как социальное существо, обладающее  рядом положительных качеств,  относящихся к сознанию и деятельностью.

     4. Социологический подход, суть которого  заключается в понимании каждого  человека как личности, которая  рассматривается как конкретное  выражение сущности индивида, целостное  воплощение и реализация в  нем системы социально значимых  черт и качеств данного общества.

     5. Персоналистический подход, в котором  личность представляет собой  совокупность психических реакций  человека на мнение о нем  окружающих, а главным механизмом  ее формирования выступает «я  – восприятие».

     6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется  его биопрограммой.

     Выделяют  исходные социологические принципы анализа личности:

     1. Каждый человек является индивидом, но не каждый – личностью. Личностью не рождаются, личностью становятся. Индивид выступает исходным пунктом развития личности, личность – результат развития индивида.

     2. Личность – конкретное выражение сущности человека и одновременно выражение социально значимых черт данного общества, его культуры.

     3. Включение личности в общество происходит через вхождение ее в различные социальные общности, именно они являются основным путем соединения общества и человека.

     Подчеркнем, что любой человек являющийся носителем социальных качеств своего общества, тех социальных групп, к  которым он принадлежит, и выступающий  как субъект социальной жизни, должен рассматриваться как личность. Однако уровень развития личности может  быть различным.

     Для характеристики личности используется понятие «социальная структура  личности», которая включает в себя следующие элементы: потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы.

     Потребности. С точки зрения многих социологов, потребность – это нужда в чем-то. Потребность указывает на противоречие между имеющимся и необходимым.

     Американский  социолог А. Маслоу предложил иерархию человеческих потребностей, которая  состоит из пяти уровней:

     1. Физиологические потребности.

     2. Потребности безопасности и стабильности жизни.

     3. Социальные потребности или потребности в принадлежности и любви.

     4. Потребности престижа.

     5. Духовные потребности .

     Первые  две группы потребностей Маслоу считает  первичными и врожденными, три остальные  – приобретенными. Потребность каждого  нового уровня не может превратиться в актуальную, если не удовлетворена  предыдущая. Таким образом, Маслоу при  помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход  человека от биологического состояния  к социальному.

     Ключевым  моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности  никогда не бывают удовлетворены  по принципу «все или ничего». Маслоу сделал предположение, согласно которому средний человек удовлетворяет  свои нужды приблизительно в таком  соотношении: 85% – физиологические, 70% – безопасность и защита, 50% –  любовь и принадлежность, 40% – самоуважение и 10% – самоактуализация.

     Следующий компонент личности интерес. Интерес  – это направленность индивида на значимые для него объекты, связанные  с его потребностями. Т.е., это  заинтересованность чем-то или кем-то, кто может удовлетворить определенные потребности.

     Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему  миру, в основе системы ее ценностей, ценностных ориентаций.

     Ценности  – объекты и идеи, которые значимы  для индивида, но не связаны напрямую с удовлетворением его потребностей.

     Люди  выбирают те или иные ценности и  этот выбор в социологии называется ценностными ориентациями. Ценностные ориентации личности – это системно связанные ценностные представления  о мире, реально определяющие поступки и действия человека.

     Специфика социологического подхода к проблеме ценностей состоит в направленности на определение их роли как связующего звена между поведением личности, социальной группы и общества в целом. Ценность не всегда является предметом  реально нужным, необходимым человеку. Индивид оценивает предмет, не соотнося его прямо и непосредственно  со своими потребностями и интересами (которые он может и не вполне осознавать), пропуская через призму распространенных в данном обществе ценностных критериев, идеалов, готовых  оценок, стереотипов обыденного сознания, представлений о должном, справедливом, прекрасном, полезном и т.д. Однако процесс  формирования ценностного сознания это не односторонний процесс, личность критически относится к «готовым»  ценностям, проверяет их на собственном жизненном опыте. Таким образом, ценностное сознание – это сложный, многомерный духовный феномен, в котором присутствуют как общераспространенные ценностные стереотипы, принятые нерефлексивно, на веру, так и ценностные представления, принятые и проверенные личным опытом, собственные оценки, собственные ценностные суждения.

     Основными видами ценностей и, соответственно, ценностных ориентаций являются:

     1. Материальные (например, одежда, машина, мобильный телефон) и духовные (например, доброта, идея справедливости);

     2. Естественные (например, пища, отдых) и социальные (например, мода, престиж);

     3. Реальные (те, что человек ценит на данный момент) и потенциальные (то, на что он может в принципе ориентироваться);

     4. Ценности – цели (то, что человек хочет достичь, иметь, например, семью, высокий материальный достаток, престижную работу) и инструментальные ценности, или ценности-средства (те человеческие качества, которые уважаются, например, доброта, честность, практицизм, экономность и т.п.).

     Центром системы ценностных ориентаций являются идеалы. Идеалы – это то, к чему стремится человек, выражение надлежащего  в будущем. Идеалы могут существовать в персонифицированной форме, как  представление об идеальном человеке.

     Далее более подробно рассмотрим мотивы. Мотивы – разумно объясненная  причина поведения, осмысление действия, внутренняя реакция на внешнюю ситуацию (окружающую среду, стимулы). Внутренняя реакция основана на потребностях человека, его интересах, ценностных ориентациях. Т.е., если узнать мотивы человека, то можно  понять его поведение. Тем не менее, одинаковое поведение, которое наблюдается  у многих людей может быть вызвано  разными мотивами. Например, одни люди учатся в университете, чтобы получить знание, вторые – чтобы не пойти служить в армию, третьи – чтобы весело провести время и отложить момент устройства на работу.

     Мотивы, которые являются внутренними побудителями к действию, следует отличать от стимулов – внешних побудителей  к действию. Так, обещание преподавателя  выставить экзамен по рейтингу в  случае активной работы на семинарских  занятиях является стимулом. Этот стимул может повлиять на поведение студента в том случае, когда досрочная  сдача экзамена является ценным, именно тогда стимул превратится в мотив. А если студент готовится к  семинарским занятиям без внешних  побуждений, то это является примером мотива.

     2. Социальный статус  и социальная роль. Типы личности.

     Изучение  механизмов вхождения человека в  общество осуществляется при помощи понятий: «социальный статус» и  «социальная роль».

     Социальный  статус человека – его позиция  в социальной системе, связанная  с принадлежностью к определенной социальной группе. Примерами социальных статусов является статус женщины, мужчины, студента, отца, пассажира, гражданина, президента и т.п. Поскольку мы принадлежим  ко многим социальным группам, то, соответственно, мы имеем много статусов. Так, одновременно человек может быть студентом, мужчиной, гражданином Украины, русским по национальности, буддистом по вероисповеданию.

     Социальный  статус индивида характеризуется следующими моментами:

     1. Определенными правами и обязанностями,  закрепленными или незакрепленными  в законах.

     2. Объемом власти и авторитета.

Информация о работе Социальный статус и социальная роль. Типы личности