Личность и социальная группа. Общая характеристика понятий: «Социальный статус», «Социальная роль», «Социальная группа»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:41, контрольная работа

Описание работы

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения).

Содержание

Введение
1. Личность и социальная группа.
1.1. Личность и индивидуальность.
1.2. Периодизация развития личности
1.3. Роль личности в группе.
1.4. Личность и социальная группа
1.5. Социальная среда и личность

2. Общая характеристика понятий: «Социальная роль», «Социальная группа», «Социальный статус»»
2.1. Понятие и определение социального статуса
2.2. Понятие и определение социальной роли
2.3. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей
2.4. Социальная группа

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КР ПсЛично.doc

— 201.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  Психологии личности 

на  тему: «Личность и социальная группа.

Общая характеристика понятий: «Социальный статус», «Социальная роль», «Социальная группа»» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение

1. Личность и  социальная группа.

    1. Личность и индивидуальность.
    2. Периодизация развития личности
    3. Роль личности в группе.
    4. Личность и социальная группа
    5. Социальная среда и личность
 

2. Общая характеристика  понятий: «Социальная роль», «Социальная  группа», «Социальный статус»»

     2.1.     Понятие и определение социального статуса

     2.2.     Понятие и определение социальной  роли

     2.3.      Ролевые теории личности. Понятие  о структуре личности как совокупности  социальных ролей

    1.   Социальная группа
 

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Личность  является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом  плане. Она намечает подходы к  решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, философию интересует личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. 

      Социология, в отличие от других наук, при  изучении личности выделяет социально-типичное. Ключевым вопросом социологии является выяснение, является ли каждый человек  личностью или нет Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных отношений, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения личности. Некоторые проблемы являются общими для социологии и социальной психологии, поэтому граница между ними в значительной степени условна. 

      Психология  под личностью чаще всего подразумевает  субъект сознательной деятельности в мотивационной сфере, изучает личность в качестве устойчивой целостности. Как отмечает Г.М. Андреева: «Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой)». В связи с этим главная проблема анализа личности в социальной психологии заключается в выявлении того, каким образом общество влияет на личность, какую роль в процессе формирования личности играет микро- и макросреда.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Личность и индивидуальность 

     Понятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. В русском  языке давно употребляется термин «лик» для характеристики изображения  лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как китайский или японский, слово «личность» связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность, куда входят и телесные, и духовные качества индивида».

     На  данный момент выделяют четыре теории личности:

     1. Биологизаторская - по данной теории  каждая личность формируется  и развивается в соответствии  с её врожденными качествами  и особенностями, социальное окружение  не играет при этом особой роли.

     2. Социологизаторская - личность это  продукт, который полностью формируется  только в ходе социального  опыта, биологическая наследственность  не играет при этом значительной  роли.

     3. Психоаналитическая теория Фрейда - личность это совокупность желаний, импульсов, инстинктов.

    Фрейд очертил  следующую структуру личности:

     а) «Ид» («оно») - бессознательное поведение  личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.

     б) «Эго» («Я») - это осознание человеком  самого себя, своих желаний и потребностей.

     в) «Суперэго» - осознание человеком  норм и правил общества.

     Из  теории Фрейда можно сделать следующий  вывод: личность - это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным  поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.

     4. Идоническая теория Г. Юнга - личность  это система реакций на различные  стимулы внешней среды. Главным  мотивом поведения человека является  стремление получить удовольствие  либо избежать неприятностей,  страданий и боли. Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение.

     Что ж с каждой из теорий можно поспорить  или опровергнуть её, но наверняка  каждая из теорий построена на реальных фактах.

     Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как «становление личности» из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении.

     Итак, проследим путь о рождения до формирования личности.

     Первый  этап - человек.

     Можно сказать «родился человек», подразумевая какое-то человеческое существо, но не выделял определенных особенностей. Человек - это общеродовое понятие, это совокупность физиологических  и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ.

     Второй  этап - индивид.

     Индивид - это конкретный представитель человеческого  рода.

     Третий  этап - индивидуальность.

     Индивидуальность - это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).

     И, наконец, четвертый этап - личность.

     Личность - это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального  опыта.

     Личность  формируется и развивается в процессе своей жизнедятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт.

     Хотелось  бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):

     1. Биологическая наследственность - она  создает изначальное отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности.

     2. Физическое окружение - означает, что особенности в поведении  людей во многом определяются  особенностями климата, географического пространства природных ресурсов, организации пространства.

     3. Культура общества - т.е. каждое  общество дает всем своим представителям  особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества  предложить не могут.

     4. Групповой опыт - в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный «Я – образ», который появляется в результате оценок окружающих.

         5. Индивидуальный опыт - это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим.

   Индивидуальность  – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли, способностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, качеств персептивных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей.

   Вопрос  об индивидуальности рассматривается  с учетом анализа темперамента и  характера человека, поиска оснований  для выделения типов людей  и ставится как проблема соотношения  в человеке типологических черт и  индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку. Предпосылки человеческой индивидуальности заложены в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

   Только  что родившиеся дети, так похожие  друг на друга, с первых минут своей  жизни демонстрируют свою индивидуальность в поведении и восприятии окружающего  мира. Пусть это проявляется в реакции на приход и уход мамы, особенностях подачи самых примитивных сигналов окружающим или выражении негативного отношения к чему-либо. Ребенок проявляет свободную волю, которая приобретает все более конкретные формы в ходе его развития. По мере взросления индивидуальность претерпевает изменения под влиянием внешних и внутренних факторов.

   Индивидуальность  реализуется как через поведение  человека в ситуации общения, так  и через культивирование им различных  способностей в деятельности.

   Неповторимость психики человека определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся в деятельностном общении с носителями культуры (в широком смысле этого слова).

   Термин  «индивидуальность» употребляется  как синоним слова «индивид» для обозначения неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду.

   Индивидуальность, таким образом, есть личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других – маловыразительно, малозаметно. Иногда пики внешних проявлений оригинальности личности приходятся на ранние стадии развития человека (от 3 до 5 лет), а затем стихают или приобретают скрытый характер.

   Индивидуальность  может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.

   Оригинальность  интеллекта, например, состоит в  способности видеть то, что не замечают другие, в особенностях переработки  информации, т. е. в умении ставить проблемы (интеллектуального и морального характера) и решать их, в большой подвижности эмоций. Особенности воли проявляются в силе воли, удивительном мужестве, самообладании. Оригинальность может состоять в своеобразном сочетании свойств конкретного человека, придающем особый колорит его поведению или деятельности.

   Значительную  роль в современном процессе развития индивидуальности личности играют средства массовой информации. Телевизионные  программы и передачи например побуждают  личность к несколько одностороннему, стандартизированному развитию. Яркие образы восприятия угнетают такие функции мышления, как анализ и самоанализ. Часто акценты в предоставляемых телевидением программах уже расставлены и как бы подталкивают зрителя к определенным выводам. Особенно это опасно для развивающейся личности, которая только начинает свой процесс социализации и часто принимает любую авторитетно заявленную теорию за истину.

Информация о работе Личность и социальная группа. Общая характеристика понятий: «Социальный статус», «Социальная роль», «Социальная группа»