Социальные знания эпохи Средевековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:33, реферат

Описание работы

Социологическая мысль уходит своими корнями в древние времена. С возникновением государственности интеллектуальная элита человечества пыталась дать общественным отношениям более систематизированное толкование, т.е. объяснить, почему одни люди должны подчиняться, другие управлять, одни богаты, другие бедны и многое другое. Чаще всего такие объяснения базировались на сугубо религиозных или идеологических основаниях, которые исходили из односторонних взглядов на возникновение общества и мир человеческих отношений, а потому возникали ограничения в познании и толковании социальных проблем.

Содержание

Введение
Формирование социологической мысли в Средневековье в Эпоху Возрождения
Становление элементов социологического знания
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Социальные знания эпохи Средевековья.doc

— 106.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Социологии»

Тема: «Социальные знания эпохи Средевековья» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

План 

Введение

Формирование  социологической мысли в Средневековье  в Эпоху Возрождения

Становление элементов  социологического знания

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

       Среди многочисленных обществоведческих дисциплин социология – одна из самых молодых областей знания. Она сформировалась как наука к середине XIX в.

       На  протяжении всей истории общественного  развития каждого мыслящего человека интересовали проблемы его места в этом мире. Извечными останутся вопросы: что есть человек? В чем заключается смысл жизни? как прожить свою жизнь достойно и в гармонии с обществом? Эти вопросы имеют глубокое философское, религиозное, нравственное содержание. Свой более конкретный ответ на них дает социальная мысль.

       Социологическая мысль уходит своими корнями в  древние времена. С возникновением государственности интеллектуальная элита человечества пыталась дать общественным отношениям более систематизированное толкование, т.е. объяснить, почему одни люди должны подчиняться, другие управлять, одни богаты, другие бедны и многое другое. Чаще всего такие объяснения базировались на сугубо религиозных или идеологических основаниях, которые исходили из односторонних взглядов на возникновение общества и мир человеческих отношений, а потому возникали ограничения в познании и толковании социальных проблем. Именно односторонность, переходящая, как правило, в догматизм, провоцировала идейную борьбу социально-философских воззрений, но вместе с тем стимулировала поиски новых путей объективного научного познания человеческого мира, реальных человеческих отношений.

 

      Социальные знания эпохи средневековья

       Падение Западной Римской империи (476 г.) завершило период истории Древнего Мира и положило начало истории средних возрастов. Распад античного общества в Европе и формирования феодального общественного отношения, нового мировосприятия и образа жизни представляют уникальный процесс понимания его внутренних движущих механизмов, логики развития социального познания. В условиях рабовладельчества человек полностью зависел от природы и государства. Его мировоззрение вкладывалось в рамки фатализма, определения судьбы Всевышним. Вместе с тем, человек находится в центре государства – полиса, живое по его законам, действует и создает в той мере, в которой укладывались его представления об общей зависимости от собственников земли, отягощенные феодальными повинностями, испытывали внеэкономическое принуждение. И такое состояние человека толкало его на борьбу с всеобщей зависимостью. Борьба со всеобщей зависимостью сопровождается глубинными преобразовательными процессами особенно в сферах социально - политической и духовной. В обществе сменяются социальные общности. Рабовладельческие города - полисы со своим демократическим управлением уступают место крупным государственным многонациональным объединениям, возглавляемым императорами и т.п. Монархическое единовластие требовало уже такую идеологическую силу, которая объединяла бы этнически разношерстную империю в единое целое. Такой цели полностью соответствовало и вытеснение многобожия христианством.

       Христианство  по-новому поставило проблему свободы  личности вообще и проблемы религиозной  свободы, в частности. Проблема социальной свободы, остро стоявшая в рабовладельческом обществе, ставится христианством в самом широком значении как проблема равенства всех людей перед Богом и между собой, как созданных по образу божьему. На рубеже двух эр возникает новая социальная концепция, смысл которой сводится к формированию новых принципов: во-первых, мировоззренчески-космологический фатализм сменяется христианским предвидением; во-вторых, в социально - историческом и политическом аспектах осуществляется переориентация взглядов с демоса полиса как субъекта, на личность как творческую силу в системе политических отношений; в-третьих, соединение христианского предвидения с земным субъектом и индивидуализмом выразилось в учении о свободе индивидуального выбора и личной ответственности за выбор перед сверхъестественным судьей - Богом. Совокупность таких взглядов на мир существенно сказалась на процессе перерастания рабовладельческих отношений в феодальные, потому что в основе своей процесс определяется не экономическим, а идеологическим фактором - христианством, которое с 325 г. стало государственной религией еще рабовладельческой Римской империи. Христианство стало господствующим элементом духовной жизни общества и подчиняет своему контролю все звенья социального организма. До IX–X ст. феодальные отношения окончательно сформировались во всех странах Западной Европы. Тогда же Западная Европа распалась на много мелких феодальных государств, почти независимых от власти королей и императоров. Сложилась иерархическая структура землевладения, связанная с отношениями суверенитета и вассалитета, с системой вооруженных дружин, что давало дворянству власть над крепостными. Социальное деление феодального общества оформлено и закреплено сословным устройством. Каждое состояние занимало в феодальной иерархии определенное место, а права (привилегии) и обязанности определялись местом в иерархии. Возникает новая социальная концепция, смысл которой сводится к формированию новых принципов, переориентация всей жизни общества на религиозной основе отрывает от земли искусство, образ жизни, другие человеческие ценности и переносит на небеса. Наука становится лишней, превращается в служанку религиозной идеологии.

       С V ст. ведет начало эпоха Средневековья, где выделяются три периода: раннее Средневековье, период развитого феодализма, позднее Средневековье. Эпоха Средневековья в сравнении с античным миром – шаг назад в развитии научных знаний об окружающей действительности. Роль знания заниженная. Стремление к возрождению научных исканий на основе античного наследства жестоко наказывалась. Очень бедные и сведения про социологические искания в эпоху Средневековья. Схоластика и теология на много веков затормозила развитие научных знаний. Все находилось под покровительством христианского богословия, основывающегося на христианской философии, рассматривающий человека как продукт божьего творения.

     Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющий все сущее. В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизм. (creatio – творение, создание).

     Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос, поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов. Другим важным следствием креационизма является преодоления характерного для античной философии дуализма противоположных начал – активного и пассивного: идей или форм, с одной стороны, материи – с другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало – Бог, а все остальное – его творение. Разница между Богом и творением – огромная: это две реальности различного ранга. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего.

       Становление феодализма сопровождалось временным  упадком культуры и экономики: сократилась  торговля, а многие некогда многолюдные города и центры активной общественной жизни превратились в деревни. Для феодального общества стран Западной Европы была характерна сложная иерархическая социальная структура. Своим основанием она опиралась на массу зависимого крестьянства, а затем и мелких ремесленников. Над ними возвышалась целая пирамида: от рыцарей, баронов, графов до короля или императора.Основной религиозной идеологией западного средневековья был католицизм. Эта религиозная идеология была столь всемогущей, что по сути дела обладала приоритетом перед законом даже в судах. Церкви принадлежало до одной трети всех возделываемых земель. Церковь была монополистом в культурной и духовной жизни общества. Школы всецело находились в руках духовенства и были приспособлены для его нужд. Такая тотальная власть церкви придавала даже классовой борьбе религиозный оттенок. Но и в эпоху средневековья жизнь не стояла на месте. Расширение торговли, географические открытия, крестовые походы способствовали ознакомлению Запада с восточной культурой, вели к росту научного знания: астрономии, математики, техники и т.д. В Париже, в ряде итальянских и английских городов, а затем в Праге были созданы первые университеты. Хотя они были изначально центрами ученого богословия, в них все-таки зарождались социально-философские течения, изнутри подрывающие вековую схоластику.

       Синтезом  наследия двух источников - античности и Средневековья - стала оригинальная культура, философия, социология эпохи  Возрождения.

         Возрождение - эпоха очень противоречивая. В мировосприятии этого времени причудливо переплетается глубокий интерес к античной философии и мифологии, античному искусству (именно интерес к античности, ее `возрождение` дало название эпохе) с зарождением научных знаний и языческими суевериями, занятиями астрологией и алхимией. В отношении мысли социальной в эту эпоху важно не столько создание какой-либо новой теории общества, сколько коренной переворот в отношении к человеку. В мировоззрении мыслителей этой эпохи человек становится центром мироздания. О его греховности не говорят, говорят о его величии и достоинстве.

       В культуре социально-политической мысли  античной цивилизации мыслители  эпохи Возрождения черпали идеи и концепции, которые обеспечивали дальнейшее развитие общества, прогресс. Тогда же к общественно-политическим, социальным системам Платона, Аристотеля, Цицерона и других философов проявлялся особый интерес. Объясняется это стремлением мыслителей использовать их концепции государства и права, социологические, этнические и этические взгляды с целью внедрения в практику, удовлетворения политических и идейных запросов Возрождения. На смену мировоззренческому теократическому мышлению приходит система мышления, в центре которой стоит человек с его потребностями, стремлениями и желаниями. Гуманизм - светское вольнодумство эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, связанное с изучением вновь открытых произведений античности. Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм провозглашает принципы равенства, свободы, справедливости как нормы взаимоотношений между людьми. Гуманизм эпохи Возрождения имел ярко выраженную социалистическую направленность - на человека со своими интересами, потребностями и ценностями. Гуманизм по сути антиклерикален, потому, что находит истинную красоту и радость в земном развитии и существовании, а не в загробном мире.

       Наступившая эпоха распада феодализма и становления раннего буржуазного общества в XV - начале XVII вв. - эпоха Возрождения. В этот период философские и социологические учения (развившиеся в Европе и ранее всего в Италии) выражали уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных условий общественной жизни, возобновление античного философского учения. Гуманистическое понимание мира предполагало антимистическое, свободное его восприятие, требовало полноты чувственной и рациональной жизни, выдвигало личность, ее достоинства и честь.

       В эпоху Возрождения в философии  и социологической мысли выделяется три этапа:

       а) гуманистический (середина XIV - середина XV в) - противопоставление средневекового теоцентризма интереса к человеку и  его отношениям с миром;

       б) неоплатоновский (середина XV - первая треть XVI), связанный с возникновением проблем  бытия;

       г) натуралистический (середина XVI - начало XVII в), связанный со стремлением применять  законы природы к познанию социальной действительности, реальности в обществе.

       Великие гуманисты наступившей эпохи  Возрождения Франческо Петрарка, Боккаччо, Пизано, Леонардо да Винчи, Эразм  Роттердамский, Ультрих фон Гуттен, Сервантес, Томас Мор, Томазо Кампанелла и многие другие отказываются признать греховную телесную природу человека. Человеческие потребности, нужды, интересы, стремление человека к чувствам и радостям считаются естественными. Гуманисты считали ненормальным и не естественным проповедуемый церковью теизм, т.е. существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственно воздействующего на все материальные и духовные процессы, на личность и общественную жизнь людей, проповедующий отрешение от чувственности. Если человеку его чувственные потребности даны самой природой, то, очевидно, они одинаковы у всех и служат основой для равных отношений. Все люди рождаются одинаковыми и требуют равенства в реальной жизни. Признание личного достоинства каждого человека, независимо от происхождения и общественного положения, направлено против феодально - сословного неравенства. Гуманисты видели идеальное в единении природы и человека, искали гармонию такого единения, защищали необходимость восприятия всех радостей земного бытия человеком, стояли за признание достоинства личности, проповедовали культ знания, образованности, духовности и труда. Гуманисты стремятся увидеть деятельную сторону человеческой истории, пытаются проникнуть в закономерную сущность исторических явлений, вытесняя мистику.

       Из  знаний древних греков и римлян, вавилонян, китайцев и индусов передовые мыслители - гуманисты черпали суждения о государстве как общем деле народов. Мыслители эпохи Возрождения не только порождали, но и развивали традиции античных философов и политиков, считали, что судьба человека определяется не его знатным происхождением, званием, конфессионным статусом, а исключительно его активностью, благородством, добропорядочностью, честностью, мудростью, доблестью. Возобновлялась древняя концепция общественного договора, естественного права и т.п. Зарождается критически - рационалистический подход к изучению общественных явлений, вытесняющий теологию. Простое перечисление событий заменяется концептуальным анализом фактов, явлений, событий и т.п.

Информация о работе Социальные знания эпохи Средевековья