Социальные знания эпохи Средевековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:33, реферат

Описание работы

Социологическая мысль уходит своими корнями в древние времена. С возникновением государственности интеллектуальная элита человечества пыталась дать общественным отношениям более систематизированное толкование, т.е. объяснить, почему одни люди должны подчиняться, другие управлять, одни богаты, другие бедны и многое другое. Чаще всего такие объяснения базировались на сугубо религиозных или идеологических основаниях, которые исходили из односторонних взглядов на возникновение общества и мир человеческих отношений, а потому возникали ограничения в познании и толковании социальных проблем.

Содержание

Введение
Формирование социологической мысли в Средневековье в Эпоху Возрождения
Становление элементов социологического знания
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Социальные знания эпохи Средевековья.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

       В эпоху Возрождения певцом свободы  человека, его гармонического развития выступает Франческо Петрарка (1304 - 1374 гг.), философ - моралист, основоположник гуманизма Возрождения. Его сборник из 366 стихов "Книга песен" - лирический дневник, образец поэтического самовыражения, проникнутого противоречиями между аскетическим средневековым мироощущением и новым видением мира. Увлекшись античной культурой, идеи которой широко исповедовал в новых исторических обстоятельствах, Франческо Петрарка в труде "О средствах против счастливой и несчастливой судьбы" осветил существование двух начал в человеке - Добродетели и Судьбы. Человек не может найти счастье в богатстве, потому что богатство источник зла, зависти. Феодальную раздробленность Италии, которая разъединила общество, пагубно отражалась на судьбах людей, Франческо Петрарка переживает болезненно. Постоянные междоусобные войны, ведущиеся между правителями земель Италии, ведут к разорению страны, держат в страхе народ. Обращаясь к случайным властителям замученных земель Италии, Франческо Петрарка обвиняет их в народном страдании и несчастье, в стремлении к наживе за счет человеческих бедствий и страданий.

       Выдающийся  историк эпохи Возрождения и  гуманизма Леонардо Бруни (настоящее  имя Арэтино) (1370 - 1444 г), основатель гуманистической  историографии, в трудах "Данте", "Жизнь Петраки", "История Флоринтийского народа" и "Записки о событиях моего времени" ищет способы раскрытия сущности исторических явлений и событий, определения их места в развитии человеческого общества, подчеркивая, что люди творят историю, их взаимодействие способствует полному раскрытию талантов каждого человека. В историческом выступлении флоринтийцев против Медичей за установление республиканского строя в Италии Леонардо Бруни видел свидетельство того, что гражданские свободы - серьезный фактор исторического процесса и выступил идеологом гражданской свободы жителей вольных городов Италии, в которых появились зачатки капиталистических отношений. Убедительно обосновывая необходимость всестороннего развития личности, Леонардо Бруни видит решающую роль в развитии и гуманитарных наук. Провозглашая право каждого человека на жизнь, Леонардо Бруни подчеркивает, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Государством должны запрещаться принудительный труд, применение пыток, жестокое или неуважительное отношение, унижающее достоинство человека.

       Валла Лоренцо (ок.1405 - 1457 гг.) - видный ученый - философ, филолог, политический деятель, посвятивший деятельность дальнейшему  углублению учений гуманизма. Лоренцо  Валла развивает теологическую  этику Эпикура и утверждает, что коль человек есть творение Бога, как и природа, то он должен развиваться вместе с природой, ему должны быть присущи все чувства, потому что сама природа создала наслаждение и дала душу, жаждущую его. Ничто так не присуще живым существам, как стремление к сохранению своей жизни. Лоренцо Валла разоблачает стремление римского папы к утверждению власти католической церкви во всех государствах бывшей Западной Римской империи.

       Одной из заслуг мыслителей эпохи Возрождения  есть расчистка общественно-политической мысли от теократических теорий государства  и права, схоластики и т.п., подготовка почвы политико-правового мировоззрения. Они считали, что основу комплексно-правового мировоззрения составляли положения о том, что божественное право заменяется человеческим, а государство заменяет в сознании людей церковь. Для юридического мировоззрения обязательна идея равенства всех перед законом, естественное право и договорное происхождение государства. Возрождение в Италии отличалось сочетанием гуманизма и реформаторского движения, пересмотром идеи господства церкви в обществе, в мире. Стремление понять действительное назначение человека в обществе, мире, раскрыть его свободу и созидательные силы неминуемо приводило к столкновению с традициями восприятия христианства. Мыслители позднего Возрождения Челио Секондо Курпоне, Цвигли и Кальвин, Марселий Падунский и др. решительно критиковали римские порядки, отвергали церковную иерархию, осуждали деятельность папской курии. И хотя Курпоне в трудах о власти отождествляет Бога с природой, со всем сущим считал, что тот кто охватывает Вселенную, присутствует везде, он все же выступает за отделение церкви от светской власти, государства. Мыслители эпохи Возрождения стремились создать светскую теорию государства и власти, оторвать учение о государстве и праве от мистики и теологии.

       В эпоху Возрождения и Реформации и позже в Европе одновременно с распространением гуманизма и появлением различных демократических движений возникают и формируются теории, различные политические учения. XVI ст. характеризуется глубоким кризисом, началом конца гуманизма Возрождения. Мечты гуманистов о быстром пришествии "золотого века" столкнулись с реальностью постоянных войн, конфронтаций, укреплением центральной феодальной власти, экспансий иноземных нашествий и т.п. В раздробленной Италии так и не нашлось силы, способной создать национальную монархию, как это произошло во Франции, Англии и других государствах Европы. Но прогресс распада феодализма не прекращался. Идеалы гуманистов не согласовались с реальностями жизни, практикой существующих еще феодальных отношений, с процессом первоначального накопления капитала, расширением капиталистических отношений, ростом частной собственности, развитием эгоистических интересов. Противоречивое сосуществование старого и нового все острее ставило перед общественной мыслью проблему исследования реальности социального бытия, особенно вопросов государства, политики и права, потому что на них концентрировались интересы молодой буржуазии. Личность стала рассматриваться преимущественно через призму общества как элемент, частица целого, а индивидуальная свобода - через свободу общества. Выдвигаются вопросы развития общества. Его механизмы, движущие силы и закономерности. Молодая буржуазия нуждается в идеологии государственности для защиты своих интересов. Социальный заказ удачно выполняется выдающимися идеологами молодой буржуазии - Никколо Макиавелли, Френсиса Бэкона Жаном Боденом, Гуго Гроцием и др.

 

       Становление элементов  социологического знания

       Как и многие другие науки, социология развивалась  в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Первое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов и явлений и т.д. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией, психологией, экономикой, космогонией и др. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими. Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.

       Вместе  с тем очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных  социальных фактах, составляющих процесс  изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями  с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов). Что касается эмпирического уровня, то в социологии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам). Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.

       По  мере возрастания требований к практическому  решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная необходимость  в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Резко возросший уровень эмпирических исследований требовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий. Однако фундаментальные исследования в социологии не могли приспособить свой теоретический аппарат для изучения таких разных социальных феноменов, как семья, государство, отклоняющееся поведение и т.д., в силу значительных различий в природе этих объектов исследования. В свою очередь фундаментальная наука испытывала значительный дефицит в эмпирической информации, так как эмпирические исследования, как правило, проводились в узкопрактических, утилитарных целях и трудно было связать их в единую систему. В результате произошел разрыв между фундаментальной социологией и эмпирическими исследованиями. В практической деятельности это отразилось, с одной стороны, на создании спекулятивных, не основанных на достаточно широкой эмпирической базе теоретических построений, а с другой - в появлении таких направлений получения знания, как позитивизм и эмпиризм, отрицающих необходимость общесоциологических, фундаментальных теорий.

       Социологическое знание, зародившееся в недрах других наук (философии, антропологии, экономики и др.), прошло исторический путь развития от допарадигмального к многовариантному парадигмальному статусу. Путь этот был своеобразен. На его своеобразие оказали влияние культурные традиции и неравномерность развития социальных и гуманитарных наук в различных странах.  
Парадигма социального поведения уходит своими корнями в психологическую традицию американской социологии. Социальные бихевиористы считают, что парадигмы социальных фактов и социальных дефиниций являются метафизическими, поскольку они игнорируют человеческое поведение, которое представляет собой единственную социальную реальность. Особый акцент при этом делается на проблему вознаграждения желаемого и наказания запрещенного, т.е. нежелаемого социального поведения.

       Основными элементами парадигмы социально-исторического  детерминизма являются структурные  и личностные элементы социальной реальности. Их внутренние и внешние связи  и отношения образуют в совокупности то, что называется социальной реальностью. Действующие личности в системе этой парадигмы выступают как предметы и субъекты социальной реальности.

       Основным  социологическим парадигмам (социальных фактов, социальных дефиниций, социального  поведения) соответствуют и определенные виды социологических теорий.

       Парадигма социальных фактов интерпретируется с  позиций теорий структурно-функциональной, системной и конфликтной. (Заметим, что системные теории обычно рассматриваются  в западной социологии как составные  части или разновидности структурно-функциональных теорий.) Парадигма социальных дефиниций исходит из теорий социального действия, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Парадигма социального поведения трактует социальную реальность с позиций теории социального бихевиоризма, бихевиористской социологии и теории социального обмена.

       Предмет познания это все то, на что направлена деятельность исследования, что, противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение  объективной реальности могут быть предметом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, психологии, экономики, социологии и др.). Когда речь идет об предмете исследования данной конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (общество, культура, человек) исследуется не целиком, а лишь с той ее стороны, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны конкретной части объективной реальности в этом случае рассматриваются как второстепенные или как условие существования данного предмета (например, социальный контекст экономики).

     Структура социологического знания — не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.

     Она предстает как система взаимосвязанных  представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных  людей, социальных групп или общества в целом.

     Социологические представления и научные знания, равно как и их структура, формируются в зависимости от ряда факторов, в том числе:

  • круга объектов, изучаемых социологией;
  • глубины и широты научных обобщений и выводов, делаемых в рамках социологических теорий на основании анализа данных о тех или иных социальных явлениях и процессах, и др.

Информация о работе Социальные знания эпохи Средевековья