Социально-политические учения эпохи возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 00:36, доклад

Описание работы

Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих.

Работа содержит 1 файл

Социально.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

      Социально-политическая философия эпохи Возрождения

      1. Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:

      • философия Реформации;

      • политическая философия;

      • философия социалистов-утопистов.

      2. Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

      Предпосылками возникновения данного  направления были:

      • кризис феодализма;

      • зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

      • ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;

      • незаинтересованность руководителей  данных государств, политической элиты  в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

      • кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

      • распространение в Европе идей гуманизма;

      • рост самосознания личности, индивидуализм;

      • рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

      В Реформации выделяются два основных течения:

      • бюргерско-евангелическое;

      • народное.

      Лидерами  бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.

      Народная  Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.

      Основоположником  Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

      Основные  идеи М. Лютера сводились к следующим:

      • общение между Богом и верующими  должно происходить напрямую;

      • между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;

      • необходимо упрощение обрядов;

      • церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;

      • необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

      • должен быть восстановлен авторитет  государственных институтов и светской власти;

      • дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;

      • необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

      • необходимо запретить индульгенции.

      Другим  крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

      Согласно  Кальвину:

      • ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

      • смысл данной идеи в том, что людям  изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

      • все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;

      • выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;

      • профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место  служения Богу;

      • добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;

      • успех в работе — признак богоизбранности;

      • вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:

      • возглавил реформационное движение в Женеве;

      • добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище "Женевский Папа");

      • подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

      • провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.

      Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского  в международное явление.

      Народное  направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:

      • необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом;

      • цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего  царства" на земле;

      • главная причина всех зол —  неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;

      • частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось  в виду прежде всего имущество, новый  способ организации производства);

      • жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;

      • власть и собственность должны принадлежать простому народу — "ремесленникам  и пахарям".

      В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил  антикатолическую и революционную  по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

      Значение  философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

      Результатом этой борьбы стало падение католицизма  в ряде государств и религиозное  размежевание в Европе:

      • торжество различных направлений  протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной  Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

      • сохранение католицизма в странах  Южной и Восточной Европы —  Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

      3. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения  между Богом, Церковью, человеком  и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

      • человек обладает изначально злой природой;

      • движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

      • совместное существование людей  невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

      • для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается  особая организация — государство;

      • правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе  подданных;

      • правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);

      • ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

      • в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость  допустимы все средства, в том  числе коварные и аморальные.

      Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

      4. В эпоху Возрождения наблюдается  повышенный интерес к проблемам  общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

      Наибольший  вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

      Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.

      Свои  идеи по поводу устройства общества и  государства будущего Т. Мор изложил  в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором  находится идеальное государство.

      Согласно  Т. Мору в Утопии:

      • не существует частной собственности;

      • все граждане участвуют в производительном труде;

      • труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

      • все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:

      • в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть  часов;

      • от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

      • самые грязные работы выполняют  рабы — военнопленные и осужденные преступники;

Информация о работе Социально-политические учения эпохи возрождения