Социальные знания как показатель культурного уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:16, реферат

Описание работы

Сознание — высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.
Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

Работа содержит 1 файл

соцэпкол.docx

— 15.88 Кб (Скачать)

Сознание — высшая, свойственная лишь человеку, форма  отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и  самому себе, опосредствованный всеобщими  формами общественно-исторической деятельности людей.

Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение ее с гуманистическими ценностями, способность подняться  над своими интересами ради интересов  более широких общественных слоев, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Становление экологического сознания идет по четырем направлениям: научному (проявляется в стремлении реализовать  на практике знания о существующих в природе связях о том, как  можно избежать их нарушения в ходе производственной деятельности); экономическому (через осознание экономической невыгодности производственной деятельности, разрушающей природу); культурному (выражается в желании сохранить природу как элемент культурной среды); политическому (проявляется в стремлении людей создать условия, соответствующие достоинству человека). То есть цель экологического сознания — переориентация человеческого мировоззрения.

Таким образом, экологическое сознание — это форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотивации, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно — реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество — природа».

Объектами отражения экологического сознания являются экологическая ситуация, социально-экологические  отношения, социально-экологическая  деятельность.

Предмет экологического сознания составляют отношения людей  к природе и друг к другу  по поводу природы.

Содержание  экологического сознания раскрывается через понятия «экологические отношения» и «экологическая деятельность». Оно  включает в себя как закономерности взаимодействия общества и природы, так и различного рода эмпирические знания, взгляды, традиции той или  иной культуры, имеющие важное экологическое  значение, а также ценностный момент в отношении к природе, систему  регулятивных принципов нравственного  характера.

Основной  компонент содержания экосознания — осознание ценности жизни и опасности ее деградации, потребность ее сохранения, а также осознание ограниченности ресурсов природы, интегральной частью, которой является человек; необходимости отказа от доминирования человека над природой и установления динамического равновесия между природными системами и человеческой системой; экологического кризиса, как общественного кризиса; глобального характера экологического кризиса; необходимости решения экологического кризиса; к необходимости разработки глобальной стратегии развития, как предпосылки существования жизни, и т. д.

В структуре  экологического сознания различаются  три относительно самостоятельных  компонента: рациональный, чувственно-эмоциональный, поведенческо-волевой, которым соответствуют экологические знания, оценка экологической ситуации и экологическое поведение.

Экологическое поведение складывается из отдельных  поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения  человека к поступкам, на которые  оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно  должно включать соблюдение следующих  принципов.

Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность  или, наоборот, рациональность в отношении  к природе; обобщение или избирательность  в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к  природе.

Экологически  культурная личность при познании природы  и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание  и др.) переживает свое отношение  к ней и стремится сохранить  дикую природу, проявляя тем самым  любовь к миру природы.

Чувство любви  к природе формируется через  восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с  обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении  с природой может дать психологическую  и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства  по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем  самым, воспитывая у себя любовь к  природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как  отрицательных, так и положительных  естественных реакций (факторов) мира природы.

Именно они  вызывают у человека определенные эмоциональные  и психологические ощущения. Но для  их возникновения и оценки должны быть отложены «механизм обработки» полученных реакций мира природы.

Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление  и характер формирования экологического мышления и поведения и делают внутренние более содержательными  экологические знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.

«Экологическая  культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических  принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле». (Московская международная декларация об экологической культуре. Москва. 7 мая 1998 г.).

Экологическая культура - это способность людей  пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть, и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая  культура человека включает его экологическое  сознание и экологическое поведение. Под экологическим сознанием  понимается совокупность экологических  и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению  к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные  объекты. Экологическое поведение  понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно  или опосредованно связанных  с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов.

Традиционно развитие экологической культуры связывается, прежде всего, с экологическим образованием. В мировой практике используются две основных взаимодополняющих  модели такого образования:

1.введение  в содержание образования на  различных уровнях учебного предмета  «экология»,

2.экологизация  всех учебных дисциплин, поскольку  экологические проблемы носят  глобальный, междисциплинарный характер. В настоящее время все большую  поддержку начинает получать  второй подход.

Информация о работе Социальные знания как показатель культурного уровня