Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:09, реферат
«Возрождение» является термином,который,в качестве историографической категории вошёл в употребление в XIX веке, в большой степени благодаря работе Якоба Буркгардта «Культура Ренессанса в Италии»,ставшей самой известной и долго служившей образцом и необходимым путеводителем.
Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1 ………………………………………………………………………………………………………4
1.1 Основные понятия ренесанса (возраждения) ………………………………….4
1.2 Проблема личности …………………………………………………………………………….5
1.3 Пантеизм и алхимия …………………………………………………………………………..8
1.4 Основные направления ……………………………………………………………………..9
Глава 2. Основные представители эпохи Возрождения ………………………..12
2.1.Известнейшие деятели Ренессанса…………………………………………………..13
2.2. Учёное незнание Николая Кузанского……………………………………………..15
2.3. Франческа Петрарка – первый гуманист эпохи Возрождения………..16
2.4. Пико дела Мирандола между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой и религией……………………………………………………………………………………………….18
2.5. Идеи Николо Макиавелли………………………………………………………………..20
2.6. «Утопия» Томаса Мора……………………………………………………………………..21
2.7. Теория Николая Коперника………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………
Министерство образования и науки РФ
ФБГОУ ВПО
«Волгоградский Государственный Технический
Университет»
Кафедра философии
Реферат
по философии
Тема: Социальная
философия эпохи возраждения
Выполнил: Студент Лыгин А.С.
Группа:МВ-131
Проверил: Кандидат философских наук
доцент Кленина
Е.А.
Волгоград 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 ………………………………………………………………………………
1.1 Основные понятия ренесанса (возраждения) ………………………………….4
1.2 Проблема личности
…………………………………………………………………………….
1.3 Пантеизм и алхимия
…………………………………………………………………………..
1.4 Основные направления ……………………………………………………………………..9
Глава 2. Основные представители эпохи Возрождения ………………………..12
2.1.Известнейшие деятели
Ренессанса………………………………………………….
2.2. Учёное незнание
Николая Кузанского………………………………
2.3. Франческа Петрарка
– первый гуманист эпохи
2.4. Пико дела Мирандола
между платонизмом,
2.5. Идеи Николо
Макиавелли……………………………………………………
2.6. «Утопия» Томаса
Мора……………………………………………………………………
2.7. Теория Николая
Коперника………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
«Возрождение» является
термином,который,в качестве историографической
категории вошёл в употребление
в XIX веке, в большой степени благодаря
работе Якоба Буркгардта «Культура
Ренессанса в Италии»,ставшей самой
известной и долго служившей
образцом и необходимым путеводителем.
В работе Буркгардта ренессанс
выступал в качестве изысканного
итальянского явления, для которого
характерны индивидуализм практический
и теоретический, культ светской
жизни с подчёркнутой чувственностью,
светский дух религии с тенденцией
к язычеству, освобождение от власти
авторитетов, особенное внимание к
истории, философский натурализм и
чрезвычайный вкус к искусствам. Главная
особенность философии
1.Общая характеристика Философии Возрождения.
1.1 Основные понятия
Ренессанса.
Философское мышление
этого периода можно
В эпоху Возрождения
индивид приобретает гораздо
большую самостоятельность, он все
чаще представляет не тот или иной
союз, а самого себя. Отсюда вырастает
новое самосознание человека и его
новая общественная позиция: гордость
и самоутверждение, сознание собственной
силы и таланта становятся отличительными
качествами человека. Индивид эпохи
Возрождения склонен
В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.
С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.
В эпоху Возрождения
философия вновь обращается к
изучению природы. Интерес к натурфилософии
усиливается к концу XV - началу XVI
века по мере того, как пересматривается
средневековое отношение к
В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику - природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.
Натурфилософы Возрождения,
например знаменитый немецкий врач, алхимик
и астролог Парацельс применял магико-алхимическое
понимание природы, выраженное стремлением
управлять природой с помощью
тайных, оккультных сил, характерное
именно для XV-XVI веков. Натурфилософы
стремились устранить идею творения:
мировая душа представлялась как
имманентная самой природе
1.2 Проблема личности.
Как уже замечалось ранее, в эпоху Ренессанса резко возросла ценность отдельного человека как уникального существа. Непохожесть на других стала необходимым признаком великого деятеля, знаменитого мастера-художника. Однако нельзя не заметить, что качество неповторимости как таковое не ориентировано ни на добро, ни на зло. Критерий оригинальности не учитывает нравственных потенций человека. Это — как бы взгляд на него со стороны, извне.
Указанный нравственный фактор не учитывался тем более, что люди, впитавшие в себя идеи Ренессанса, не столько оценивали себя, сколько гордились и любовались собой, своими, как им казалось, неограниченными возможностями. Многие из них становились «титанами» Возрождения. Отечественный исследователь А. Ф„ Лосев (1893-1988) точно назвал такое состояние ренессансных «нравов» обратной стороной титанизма, «В термине „обратная сторона" нет ничего ненаучного, — писал А. Ф. Лосев, — всякая вещь на свете имеет свою прямую и свою обратную сторону»[5]. Не всегда обратная сторона предмета или явления значима для исследователя, но в нашем случае важно дополнить ею прямое, «парадное» представление об эпохе.
Историкам известно,
что Возрождение прославилось примерами
бытового коварства, вероломства, убийствами
из-за угла, борьбой страстей и самолюбий.
Своеволие и распущенность
Разгул страстей и преступлений затронул и многих известных и выдающихся деятелей Ренессанса.
«Гуманисты непрерывно соперничали и боролись друг с другом, их полемика пересыпана оскорблениями и обвинениями, — передает бытовой настрой эпохи А. Ф. Лосев. — ...причины их столкновений обычно ничтожны — это взаимные ущемления тщеславия».
Можно увидеть, что здесь наличествует определенная трагичность ренессансного существования. Современный автор Б. Г. Кузнецов (1979) полагает, что такая оценка связана с переживанием исторического времени, которое «вдруг» поглотило казавшуюся незыблемой тысячелетнюю эпоху средневековья. «Прошлого уже нет, будущего еще нет, настоящее — это нулевая граница между ничем и ничем». Разрушив статические каноны Средневековья, «Возрождение явилось апофеозом локальной ценности, ценности теперь».
Известный учёный П.О.Кристеллер полагал, что гуманисты того периода, что нас интересует, были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и науками, то лишь косвенно. В общем, согласно Кристеллеру, гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что совсем не были философами.
"...Гуманизм эпохи
Возрождения не был
Как доказательство в пользу собственного тезиса Кристеллер использует, между прочим, тот факт, что на протяжении всего XV в., к примеру, итальянские гуманисты не претендовали на замену средневековой эн
циклопедической системы
знания на другую новую, и что» "напротив,
они сознавали, что их предмет
изучения занимал место вполне определенное
и ограниченное в пределах всей системы
знания". Таким образом, гуманизм
не представлял совсем, как показано,
"полной суммы наук итальянского
Ренессанса". В заключение можно
отметить, что гуманизм, по мнению многих
учёных, может представлять только
половину феномена "Возрождение".
1.3 Пантеизм и алхимия.
Пантеизм характерен
для натурфилософии Возрождения. (В
переводе с греческого это слово
означает «всебожие».) Христианский Бог
утрачивает свой внеприродный характер,
он как бы сливается с природой.
Последняя тем самым
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. В значительной степени она становится «натурфилософией», которая представляет собой умозрительное истолкование природы в ее целостности. Этот взгляд формирует новую картину мира.
Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509-1588). Свою философскую доктрину Телезио изложил в сочинении «О природе вещей согласно ее собственным началам» (1565). Здесь как бы дана заявка на новый метод — изучать природу в соответствии с ее собственными принципами существования. Формально Телезио признает Бога в качестве Творца, но реально божественное начало исключается из природы и из сферы
философского анализа.
Естествоиспытателя интересует природа,
как она есть. Так, в частности,
причину движения нужно искать в
самой природе. Небесные тела находятся
в движении, потому что внутри они
раскалены, в них пылает огонь. Но
состоянием огня как раз и является
движение. Многие натурфилософы этого
времени видели в природе некое
живое целое, пронизанное магическими
силами. Такой полагал природу
знаменитый немецкий врач, алхимик
и астролог Парацельс (1493-1541). Вообще
же алхимики устанавливали особые связи
между веществами и уровнями существования
человека. Например, элемент ртуть
у них соответствовал духу, сера
— душе, а соль — телу. Чтобы управлять
силами природы, алхимик стремился войти
с ними в особый магический контакт.
1.4 Основные направления.
Гелиоцентризм - представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентрической системе мира. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца эпохи Возрождения.
В этой системе Земля предполагается обращающейся вокруг Солнца за один звёздный год и вокруг своей оси за одни звёздные сутки. Следствием второго движения является видимое вращение небесной сферы, первого — перемещение Солнца среди звёзд по эклиптике. Солнце считается неподвижным относительно звёзд.
Герметизм - религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Согласно общераспространённой легенде первоисточниками герметизма являются труды, приписываемые легендарной личности — Гермесу Трисмегисту, древнеегипетскому жрецу, от имени которого и происходит название данного религиозно-философского течения.
Согласно традиции,
герметизм — это учение о высших
законах Природы, подчиняющейся
как принципу причинности, так и
принципу аналогии. Сторонники герметизма
считают, что в силу принципа аналогии
понимание той или иной причинной
связи может дополняться
Гуманизм - (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный, лат. homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).
Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
Неоплатонизм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма неоплатонизма сводится:
к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;
к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;
к мистически-интуитивному познанию высшего;
к освобождению души человека от мате́рийной обременённости, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.