Социальная философия эпохи возраждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:09, реферат

Описание работы

«Возрождение» является термином,который,в качестве историографической категории вошёл в употребление в XIX веке, в большой степени благодаря работе Якоба Буркгардта «Культура Ренессанса в Италии»,ставшей самой известной и долго служившей образцом и необходимым путеводителем.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1 ………………………………………………………………………………………………………4
1.1 Основные понятия ренесанса (возраждения) ………………………………….4
1.2 Проблема личности …………………………………………………………………………….5
1.3 Пантеизм и алхимия …………………………………………………………………………..8
1.4 Основные направления ……………………………………………………………………..9
Глава 2. Основные представители эпохи Возрождения ………………………..12
2.1.Известнейшие деятели Ренессанса…………………………………………………..13
2.2. Учёное незнание Николая Кузанского……………………………………………..15
2.3. Франческа Петрарка – первый гуманист эпохи Возрождения………..16
2.4. Пико дела Мирандола между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой и религией……………………………………………………………………………………………….18
2.5. Идеи Николо Макиавелли………………………………………………………………..20
2.6. «Утопия» Томаса Мора……………………………………………………………………..21
2.7. Теория Николая Коперника………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Фуфлософия.docx

— 48.84 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ФБГОУ ВПО  «Волгоградский Государственный Технический  Университет» 
 

Кафедра философии 
 
 

Реферат

по философии

Тема: Социальная философия эпохи возраждения 
 
 
 
 
 

Выполнил: Студент  Лыгин А.С.

Группа:МВ-131

Проверил: Кандидат философских наук

доцент Кленина  Е.А.  
 
 
 
 
 

Волгоград 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………3

Глава 1 ………………………………………………………………………………………………………4

1.1 Основные понятия  ренесанса (возраждения)  ………………………………….4

1.2 Проблема личности  …………………………………………………………………………….5

1.3 Пантеизм и алхимия …………………………………………………………………………..8

1.4 Основные направления ……………………………………………………………………..9

Глава 2. Основные представители эпохи Возрождения ………………………..12

2.1.Известнейшие деятели  Ренессанса…………………………………………………..13

2.2. Учёное незнание  Николая Кузанского……………………………………………..15

2.3. Франческа Петрарка  – первый гуманист эпохи Возрождения………..16

2.4. Пико дела Мирандола  между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой и религией……………………………………………………………………………………………….18

2.5. Идеи Николо  Макиавелли………………………………………………………………..20

2.6. «Утопия» Томаса  Мора……………………………………………………………………..21

2.7. Теория Николая  Коперника………………………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………………………………26

Список литературы…………………………………………………………………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

«Возрождение» является термином,который,в  качестве историографической  категории вошёл в употребление в XIX веке, в большой степени  благодаря  работе Якоба Буркгардта «Культура  Ренессанса в Италии»,ставшей самой  известной  и долго  служившей  образцом и необходимым путеводителем.  В работе Буркгардта   ренессанс  выступал  в качестве  изысканного  итальянского явления, для которого  характерны  индивидуализм  практический и теоретический, культ светской жизни  с подчёркнутой чувственностью, светский дух религии  с тенденцией к язычеству, освобождение  от власти авторитетов, особенное внимание к  истории, философский натурализм и  чрезвычайный вкус к искусствам. Главная  особенность философии Ренессанса — антропоцентризм. Ренессанс, согласно Буркгардту,был поэтому эпохой рождения новой культуры, противоположной  культуре  средневековой, и в этом состоит  её важная роль,она не определялась лишь  воскрешением античности. «То, что мы должны  установить в качестве существенного момента – это  то, что не возрождённая античность сама по себе, а соединённая  вместе с новым  итальянским духом, имела  силу привлечь к себе весь западный мир». Возрождение античности, таким образом, дало название «Ренессанс» (Возрождение)  всей эпохе, которая всё же намного сложнее, поскольку в ней действительно происходит синтез  нового духа в Италии, с самой античностью, и в то же время этот дух, разрушая окончательно Средневековье, открывает новую эпоху. Меня очень привлекла эта, потому что, в ней я увидел возвращение к истокам, к корням, на мой взгляд сейчас многое осматривается назад и ищет там ответы. Я хотел бы побольше узнать об этой эпохи и выбрал эту тему. 

1.Общая характеристика Философии Возрождения.

1.1 Основные понятия Ренессанса. 

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

В эпоху Возрождения  индивид приобретает гораздо  большую самостоятельность, он все  чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает  новое самосознание человека и его  новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной  силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи  Возрождения склонен приписывать  все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже  не нуждается в божественной благодати  для своего спасения. По мере того как  человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения  огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ  человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

С антропоцентризмом  связан характерный для Возрождения  культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в  эту эпоху ставится своеобразие  и уникальность каждого индивида.

В эпоху Возрождения  философия вновь обращается к  изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

В понимании природы, так же как и в трактовке  человека, философия Возрождения  имеет свою специфику - природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь  как бы сливается с природой, а  последняя тем самым обожествляется.

Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик  и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением  управлять природой с помощью  тайных, оккультных сил, характерное  именно для XV-XVI веков. Натурфилософы  стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как  имманентная самой природе жизненная  сила, благодаря которой природа  обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем  начале. 

1.2 Проблема личности. 

Как уже замечалось ранее, в  эпоху Ренессанса резко  возросла ценность отдельного человека как уникального существа. Непохожесть  на других стала необходимым признаком  великого деятеля, знаменитого мастера-художника. Однако нельзя не заметить, что качество неповторимости как таковое не ориентировано  ни на добро, ни на зло. Критерий оригинальности не учитывает нравственных потенций человека. Это — как бы взгляд на него со стороны, извне.

Указанный нравственный фактор не учитывался тем более, что  люди, впитавшие в себя идеи Ренессанса, не столько оценивали себя, сколько  гордились и любовались собой, своими, как им казалось, неограниченными  возможностями. Многие из них становились  «титанами» Возрождения. Отечественный  исследователь А. Ф„ Лосев (1893-1988) точно  назвал такое состояние ренессансных «нравов» обратной стороной титанизма, «В термине „обратная сторона" нет ничего ненаучного, — писал  А. Ф. Лосев, — всякая вещь на свете имеет свою прямую и свою обратную сторону»[5]. Не всегда обратная сторона предмета или явления значима для исследователя, но в нашем случае важно дополнить ею прямое, «парадное» представление об эпохе.

Историкам известно, что Возрождение прославилось примерами  бытового коварства, вероломства, убийствами из-за угла, борьбой страстей и самолюбий. Своеволие и распущенность достигают  в ренессансной Италии предельных выражений.

Разгул страстей и преступлений затронул и многих известных и выдающихся деятелей Ренессанса.

«Гуманисты непрерывно соперничали и боролись друг с  другом, их полемика пересыпана оскорблениями  и обвинениями, — передает бытовой  настрой эпохи А. Ф. Лосев. — ...причины  их столкновений обычно ничтожны —  это взаимные ущемления тщеславия».

Можно увидеть, что  здесь наличествует определенная трагичность  ренессансного существования. Современный  автор Б. Г. Кузнецов (1979) полагает, что  такая оценка связана с переживанием исторического времени, которое  «вдруг» поглотило казавшуюся незыблемой тысячелетнюю эпоху средневековья. «Прошлого уже нет, будущего еще  нет, настоящее — это нулевая  граница между ничем и ничем». Разрушив статические каноны Средневековья, «Возрождение явилось апофеозом  локальной ценности, ценности теперь».

Известный учёный П.О.Кристеллер  полагал, что гуманисты того периода, что нас интересует, были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и науками, то лишь косвенно. В общем, согласно Кристеллеру, гуманисты  не были истинными реформаторами  философской мысли, потому что совсем не были философами.

"...Гуманизм эпохи  Возрождения не был философской  системой, это была скорее культурная  и педагогическая программа, которая  разрабатывала важный, но ограниченный  сектор знания. Этот сектор имел  в качестве своего главного  центра группу предметов, которые  касались, в основном, не классических  наук или философии, но того, что приблизительно может быть  названо литературой. Были в  этой особенной озабочен­ности  словесностью, заставлявшей гуманистов  посвящать себя изучению греческого  и особенно латинского, черты  впоследствии присущие второй  половине XVIII века. Кроме того, гуманитарное  образование включениет философию  и этические дисциплины, но исключает  логику, философию природы, а также  математику, астрономию, медицину, право  и теологию, с той целью, чтобы  упомянуть некоторые предметы, которые  имели явно определенное место  в программах университетов и  в классификационных схемах того  времени. Нам кажется, что этот  ясный и простой факт дает  неопровержимое доказательство  несостоятельности попыток связать  гуманизм эпохи Возрождения со  всем комплексом философии, науки или культуры того времени".

Как доказательство в пользу собственного тезиса Кристеллер использует, между прочим, тот факт, что на протяжении всего XV в., к примеру, итальянские гуманисты не претендовали на замену средневековой эн

циклопедической системы  знания на другую новую, и что» "напротив, они сознавали, что их предмет  изучения занимал место вполне определенное и ограниченное в пределах всей системы  знания". Таким образом, гуманизм не представлял совсем, как показано, "полной суммы наук итальянского Ренессанса". В заключение можно  отметить, что гуманизм, по мнению многих учёных, может представлять только половину феномена "Возрождение". 

1.3 Пантеизм и алхимия. 

Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения. (В  переводе с греческого это слово  означает «всебожие».) Христианский Бог  утрачивает свой внеприродный характер, он как бы сливается с природой. Последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которыми ее наделяли в античности.

В эпоху Возрождения  философия вновь обращается к  изучению природы. В значительной степени  она становится «натурфилософией», которая представляет собой умозрительное  истолкование природы в ее целостности. Этот взгляд формирует новую картину мира.

Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509-1588). Свою философскую доктрину Телезио  изложил в сочинении «О природе  вещей согласно ее собственным началам» (1565). Здесь как бы дана заявка на новый метод — изучать природу  в соответствии с ее собственными принципами существования. Формально  Телезио признает Бога в качестве Творца, но реально божественное начало исключается из природы и из сферы

философского анализа. Естествоиспытателя интересует природа, как она есть. Так, в частности, причину движения нужно искать в  самой природе. Небесные тела находятся  в движении, потому что внутри они  раскалены, в них пылает огонь. Но состоянием огня как раз и является движение. Многие натурфилософы этого  времени видели в природе некое  живое целое, пронизанное магическими  силами. Такой полагал природу  знаменитый немецкий врач, алхимик  и астролог Парацельс (1493-1541). Вообще же алхимики устанавливали особые связи  между веществами и уровнями существования  человека. Например, элемент ртуть  у них соответствовал духу, сера — душе, а соль — телу. Чтобы управлять силами природы, алхимик стремился войти с ними в особый магический контакт. 

1.4 Основные направления. 

Гелиоцентризм - представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентрической системе мира. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца эпохи Возрождения.

В этой системе Земля  предполагается обращающейся вокруг Солнца за один звёздный год и вокруг своей  оси за одни звёздные сутки. Следствием второго движения является видимое  вращение небесной сферы, первого —  перемещение Солнца среди звёзд  по эклиптике. Солнце считается неподвижным  относительно звёзд.

Герметизм - религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Согласно общераспространённой легенде первоисточниками герметизма являются труды, приписываемые легендарной личности — Гермесу Трисмегисту, древнеегипетскому жрецу, от имени которого и происходит название данного религиозно-философского течения.

Согласно традиции, герметизм — это учение о высших законах Природы, подчиняющейся  как принципу причинности, так и  принципу аналогии. Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной причинной  связи может дополняться магическим воздействием на действительность собственных  желаний адепта тайного учения.

Гуманизм - (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный, лат. homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его  право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Неоплатонизм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма неоплатонизма сводится:

к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;

к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;

к мистически-интуитивному познанию высшего;

к освобождению души человека от мате́рийной обременённости, к достижению чистой духовности с  помощью аскезы и/или экстаза.

Информация о работе Социальная философия эпохи возраждения