Социальное знание в ранних трудах античных философов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 05:25, контрольная работа

Описание работы

Первые попытки создания научных социальных теорий как формы научного знания, дающей целостное представление о закономерностях или существенных связях действительности, появились в античной Греции. В своих концепциях древнегреческие мыслители использовали и социально-философские знания и социологические идеи Древнего Востока, что позволяет связывать воедино процесс исторического познания социального мира человека. Однако именно в работах греческих мыслителей наиболее четко прослеживается демаркационная линия между религиозными и рациональными воззрениями на мир общественных отношений в греческом обществе. Первыми в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………. 2
1.Социальное знание в ранних трудах античных философов…………........................4
2. Социальные взгляды Платона…………………………………………………………6
3. Социальные взгляды Аристотеля…………………………………………………….10
Заключение ………………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Античная социология.doc

— 77.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План

Введение …………………………………………………………………………………. 2

1.Социальное знание в ранних трудах античных философов…………........................4

2. Социальные  взгляды Платона…………………………………………………………6

3. Социальные  взгляды Аристотеля…………………………………………………….10

Заключение  ………………………………………………………………………………13

Список  использованной литературы…………………………………………………...14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Первые попытки создания научных  социальных теорий как формы  научного знания, дающей целостное  представление о закономерностях или существенных связях действительности, появились в античной Греции. В своих концепциях древнегреческие мыслители использовали и социально-философские знания и социологические идеи Древнего Востока, что позволяет связывать воедино процесс исторического познания социального мира человека. Однако именно в работах греческих мыслителей наиболее четко прослеживается демаркационная линия между религиозными и рациональными воззрениями на мир общественных отношений в греческом обществе. Первыми в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии.

    К середине V века до н.э. Древняя Греция достигла значительных успехов в культурном и экономическом развитии. Главным центром развивающейся древнегреческой культуры и науки стали Афины - государство рабовладельческой демократии. Именно в этот период обострилась борьба между материализмом и идеализмом, двумя противоположными концепциями видения мира и человеческих отношений.

     В реферате рассмотрены проблемы человека и общества в ранних трудах античных философов – Сократа, Протагора, Демокрита, а также социальные взгляды на общество двух крупнейших древнегреческих философов – Платона и Аристотеля.

   Крупнейшим представителем античного идеализма был ученик Сократа Платон, оставивший наибольшее литературное наследие и внесший значительный вклад в социально-философские и социологические знания об обществе. Проблема человека и общества посвящены труды Платона: «Государство», «Законы», «Политика».

    Учение Платона подверглось критике и переосмыслению в трудах другого древнегреческого философа, мыслителя, который признавал существование материального мира  - Аристотеля. Аристотель считается систематизатором классического периода греческой философии.  Развитое учение о государстве содержится в философской работе Аристотеля – «Политике».

1.  Социальное знание в трудах ранних античных философов

    В Древней Греции социальные проблемы стали предметом интереса достаточно рано. Это неудивительно, ведь постоянная неудовлетворенность условиями своего социального бытия заставляет людей искать пути совершенствования общественных (экономических и политических) отношений, создавать проекты идеального государственного устройства.

    Хотя первые попытки обсуждения социальных проблем были заметны в поэмах Гомера (VTII в. до н. э.) и у ранних античных философов, по-настоящему проблемы человека и общества стали предметом интереса древнегреческих мудрецов в V в. до н. э., начиная с софистов и Сократа (ок. 470 - 399 гг. до н. э.).

    Софисты - наемные учителя красноречия и философии. Одним из наиболее известных софистов был Протагор, в центр своего философского учения ставивший человека. Протагор говорил так: «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют». Это означало, что истина, добро и зло относительны. Критерием их различения, становится человек. Что признается конкретным человеком хорошим для него, то и является хорошим для данного конкретного человека. Это совсем не препятствует тому, что кто-то может признать для себя хорошим нечто совершенно противоположное. Если бы Протагора спросили: холодный или теплый ветер дует сейчас, он бы, вероятно, ответил: «Кому холодно, он холодный, кому нет - теплый». Из этого следует, что и общественные отношения должны оцениваться с точки зрения того, хорошо ли при них человеку, и оцениваться они должны самим человеком, а не кем-то - за него. Каждый имеет право сам решать, что для него хорошо, а что - нет. Такая позиция соответствовала принципам демократического общества, формировавшегося во многих греческих городах - государствах, в том числе и в Афинах.

     Позиция Сократа была иной: он был убежден, что существует истина сама по себе, не зависящая от того, что тот или иной человек думает о ней. Эта истина доступна мудрецам. Добро и зло также объективны, и только мудрец способен познать, что такое добро само по себе, т. е. добро для всех, если даже с этим кто-то не согласен.

     Не менее глубокими социологическими идеями обогащает социальную теорию и древнегреческий философ Демокрит. Он связывает возникновение государства непосредственно с социальными потребностями людей. Согласно его идеям, первобытные люди вели стадный образ жизни, не имели жилищ, одежды и орудий, питались случайно найденной пищей. "Имея нужду (потребности) учительницей", они постепенно стали изменять свой образ жизни. Именно под влиянием нужды "руки, ум и сообразительность" привели к культурной жизни.

    Взгляды Сократа, Протагора и Демокрита вполне можно рассматривать как первые научные социологические воззрения на возникновение и развитие общества и государства, функционирование общественных отношений, цивилизованное развитие, так как в их работах рассматриваются проблемы и справедливости, и равенства людей, имеющие непосредственную эмпирическую значимость для греческого общества.

    К середине V века до н.э., после греко-персидских войн Древняя Греция достигла значительных успехов в культурном и экономическом развитии. Главным центром развивающейся древнегреческой культуры и науки стали Афины - государство рабовладельческой демократии. Именно в этот период обострилась борьба между материализмом и идеализмом, двумя противоположными концепциями видения мира и человеческих отношений.

    Крупнейшим представителем античного идеализма был ученик Сократа Платон, оставивший наибольшее литературное наследие и внесший значительный вклад в социально-философские и социологические знания об обществе.

    Учение Платона подверглось критике  и переосмыслению в трудах  другого древнегреческого философа, мыслителя, который признавал существование материального мира  - Аристотеля.

      
 
 

2. Социальные  взгляды Платона

     Крупнейшим представителем античного идеализма был ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.), оставивший наибольшее литературное наследие и внесший значительный вклад в социально-философские и социологические знания об обществе. Потомок царского рода Кодридов, Платон по своим политическим убеждениям был представителем афинской аристократии.

    Первым дошедшим до нас в полном виде произведением древних мыслителей об обществе является «Государство» Платона, в котором он анализирует общество с точки зрения его идеального варианта, закладывая основы социологии политических институтов. Платон, как и Демокрит, считает, что государство необходимо для того, чтобы люди могли удовлетворять всевозможные потребности в совместном общежитии.

     Поиски Платоном идеального варианта государства, т.е. стремление к совершенствованию общественных отношений, отнюдь не мешают ему высказывать идеи реального видения общества. Возьмем хотя бы его рассуждения о демократии. «Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уровняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию. Да, именно так устанавливается демократия, происходит ли это силой оружия или же потому, что ее противники отступают, устрашившись постепенно отступят». Далее Платон утверждает, что человек также «приобретет демократические черты». Платон дает глубокий анализ свойств идеальной личности, которые сформируются в ней в условиях жизни демократического общества, а личность он называет «демократическим человеком». Платон выделяет и причины, которые должны повлиять на формирование определенного «демократического типа личности». «Демократическая личность - плод демократического общества и соответствующих общественных отношений. Недаром эти блестящие идеи Платона были восприняты французскими материалистами, считавшими, что социальная среда в значительной мере детерминирует социальный характер (тип личности) человека. Социальная теория Платона развивает концепцию социологии личности, один из важнейших ее аспектов - обусловленность социального типа личности внешней средой.

     Не меньшую социальную значимость и даже злободневность несут рассуждения Платона о том, что тирания возникает из демократии, опять-таки на основе изменяющихся человеческих потребностей. «Ненасытное стремление к богатству, - отмечает Платон, - и пренебрежение всем, кроме наживы, погубили олигархию. Так вот, и то, что определяет как благо демократия и к чему она ненасытно стремится, именно это ее и разрушит».

    Что же она определяет как благо? Свободу! В демократическом государстве только и слышишь, как свобода прекрасна и что лишь в таком государстве стоит жить тому, кто свободен по своей природе. Опьянение свободой, неумение ею пользоваться, употребление ее во вред себе и ближним - вот что погубит демократию, по мнению Платона. Отсюда следует, что не Бог, а человек является творцом своей жизни, которую он должен не просто претерпевать, а использовать для самосовершенствования на благо себе и ближним.

     Описывая различные варианты государственности, Платон дает глубокий анализ социальным проблемам и причинам, которые их порождают, чем закладывает основы функционального анализа. Если вчитаться в эти рассуждения Платона, то в значительной степени мы можем провести аналогию с нашей сегодняшней, конкретной жизнью, а потому великие идеи не подвластны времени. Примером является современное российское общество, в котором понятие "свобода" превращается в понятие "вседозволенность" и люди с жестокостью и жадностью стремятся потреблять, ничего не создавая. Это ли не путь к разрушению общества и человека?

     Социальные идеи Платона изложены в двух его наиболее обстоятельных произведениях: «Государство» и «Законы». Эти произведения далеко не равноценны. В «Государстве» учение об обществе разработано в тесной связи с основной концепцией Платона - теорией «идей» и несет на себе печать ригоризма и непреклонности: идеальное как образец противопоставлено норме, эмпирической действительности. В то же время, несмотря на такое противопоставление, в работе представлено удивительное знание и понимание столь резко критикуемой Платоном эмпирической реальности. «Законы» более компромиссны, в них описан ряд далеко идущих уступок требованиям реальной жизни.

    К этим произведениям примыкают два его трактата: «Политик» и отчасти «Критон». Существующим, весьма несовершенным формам государственного общежития предшествовала, по Платону, совершенная форма общежития в век правления Хроноса. В те времена сами боги, как божественные пастухи, управляли отдельными областями, а в жизни общества наблюдалась достаточность всего необходимого человеку. Поэтому отсутствовали войны и конфликты. Люди рождались непосредственно из земли и не нуждались в теплом жилище и в постели, использовали часы досуга для занятия философией. Так как люди были свободны от борьбы с природой, их соединяли узы дружбы. Однако Платон считал, что взять этот строй за образец невозможно, так как материальные условия существования этого не позволяют, ибо для самосохранения человек должен вести борьбу с природой и враждебными народами. Этими выводами, возможно, не осознавая того, Платон подчеркивает приоритет реальных человеческих отношений над идеальными формами бытия, подчеркивает значимость материального, сущностного мира в формировании социального мира людей.

    Важным этапом в жизнедеятельности Платона оказалось его пребывание на острове Сицилия. В то время это был блестящий политический и культурный центр в Греции. При сиракузском правителе Дионисии Старшем Платон неудачно пытается вмешиваться в политическую жизнь Сиракуз и реализовать при его посредстве свой план идеального государственного устройства. В 388 году Платон вернулся в Афины и основал там свою школу, получившую название "Академия". В 60-х годах Платон вновь побывал в Сиракузах и возобновил свою попытку преобразовать государственный строй, впрочем, также неудачно.

    Глубокое знание социальной жизни и личный опыт позволяли Платону утверждать, что идеал общества недостижим, так как борьба между народами и конфликты - вечное зло, стимулирует несовершенство общественных отношений.

Информация о работе Социальное знание в ранних трудах античных философов