Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 07:58, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование состояния социальных льгот и услуг, предоставляемых предприятием, оценка их эффективности и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
Изучение теоретических аспектов социальных льгот и услуг;
Изучение влияния социального развития на трудовой коллектив;
Анализ предоставления социальных льгот и услуг в отечественной и зарубежной практике;
Общая характеристика деятельности ОАО «Мариинского ликеро-водочного завода»;
Краткий анализ хозяйственной деятельности ОАО «Мариинского ликеро-водочного завода»;
Анализ системы управления ОАО «Мариинского ликеро-водочного завода»
Анализ работы кадровой службы ОАО «МЛВЗ»
Анализ льгот и услуг, предоставляемых в организации и оценка их эффективности;
Разработка рекомендаций по совершенствованию социальных льгот и услуг, предоставляемых организацией.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время поиск
путей активизации
Поиск путей активизации
человеческого фактора и учет
социально-психологических
Сложность и многоаспектность проблем управления социальным развитием организации определяют актуальность темы курсовой работы и основные направления исследования.
Цель данной курсовой работы – исследование состояния социальных льгот и услуг, предоставляемых предприятием, оценка их эффективности и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
Объектом исследования данной курсовой работы являются социальные льготы и услуги, предоставляемые организацией для улучшения условий быта и досуга персонала.
Предметом исследования является оценка эффективности социальных льгот и услуг, предоставляемых ОАО «Мариинским ликеро-водочным заводом» для улучшения условий быта и досуга персонала.
Методы исследования:
Нормативно-правовая база: организационная структура предприятия, сведения о выпуске продукции, штатное расписание, финансовые показатели деятельности предприятия, коллективный договор, Устав.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Основные понятия и сущность социальных льгот и услуг
Социальная льгота — это льгота для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты[11, c. 21]
Определенные признаки — соответствующий возраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство и другие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами. Социальная льгота — правовое понятие, ее содержание закреплено в правовой норме, порождающей определенные права и обязанности [25, c. 55]
Есть льготы и другого характера, например для судей, депутатов Федерального Собрания, граждан, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел и т.д.
Льготы для таких граждан
назвать социальными вряд ли можно:
они не нуждаются в социальной
защите. Эти льготы, следовательно,
не по системе социального
На первый взгляд кажется, что развитая система социальных льгот в нашей стране свидетельствует о повышенном внимании общества, властных структур, их устанавливающих, к тем гражданам, которые в силу ряда объективных причин нуждаются в особой заботе. Однако это не совсем так. Эта система у нас практически восполняет, правда, далеко не в полной мере, крайне низкий реальный уровень материального обеспечения в денежной форме, т. е. пенсий и различных социальных пособий (на детей, в частности). Предоставить право на бесплатный проезд на городском транспорте всем пенсионерам, например, гораздо дешевле, чем повысить пенсию до уровня, позволяющего пенсионерам без излишних лишений оплачивать такой проезд за счет пенсии (ездят на транспорте не все пенсионеры, да и не так уж часто). В недалеком прошлом льготы по оплате проезда предоставлялись, например, не по признаку бедности, а в связи с физическими затруднениями при оплате (право на бесплатный проезд имели лишь инвалиды с тяжелыми дефектами конечностей или их ампутацией, слепые).
В перспективе система социальных льгот должна сужаться по мере повышения реального уровня пенсий и социальных пособий. Однако это, видимо, будет не скоро. Кстати, в тех странах, где достаточно высокий уровень пенсий и социальных пособий, социальные льготы не распространены так широко, как в России.
Анализ контингентов граждан,
для которых установлены
Социальные льготы отличаются
от социального обслуживания тем, что
их предоставление обычно не связано
с деятельностью специальных, особо
созданных социальных служб (различных
социальных учреждений и организаций);
они предоставляются обычными службами
— коммунальными, торговыми и
иными организациями и
Льготы обычно имеют определенное материальное содержание — освобождение от оплаты за оказание социальной услуги либо снижение оплаты и т.д. Однако социальная услуга может и не носить материальный характер [ 4, c. 255]
Нематериальные социальные услуги порождены дефицитом в прошлом и настоящем. Такие услуги обычно связаны с первоочередным, внеочередным, преимущественным предоставлением обслуживания (первоочередная установка квартирного телефона, преимущественное право на вступление в различные кооперативы, товарищества, внеочередное пользование всеми видами услуг связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, первоочередное помещение в дом-интернат для престарелых и инвалидов и т.п.). Постепенно, в связи с преодолением дефицита, подобные социальные услуги теряют свою значимость, некоторые из них уже сейчас носят архаичный характер.
Помимо заработной платы
организации предоставляют
Льготы - это дополнительные блага, повышающие уровень жизни работника. При планировании системы льгот каждой организации необходимо учитывать действие следующих факторов:
- национальное и местное
законодательство. Организации обязаны
предоставлять своим
- рынок труда. Чтобы
быть конкурентоспособным
- налоговый режим. Организации
должны эффективно
- культурные традиции и особенности. Этот фактор необходимо учитывать прежде всего компаниям, открывающим филиалы в других государствах, чтобы не столкнуться с неприятными сюрпризами, например с массовыми прогулами в дни религиозных праздников и т.п.
Развитие рыночных отношений и расширение самостоятельности трудовых коллективов повышают значимость социальных выплат и льгот, доля которых постоянно растет в объеме совокупного дохода работника. Если раньше при трудоустройстве люди прежде всего обращали внимание на размер заработной платы, то теперь обязательно учитывают и то, какие виды социальной помощи может предоставить организация. Эти льготы и выплаты перестают носить временный характер. Они становятся важным и необходимым условием стабильности и повышения жизненного уровня работников и членов их семей. Этот вид дохода, так же как заработная плата и дивиденды, непосредственно зависит от результатов работы каждого работника и организации в целом, ибо его источником, как правило, является полученная от хозяйственной деятельности прибыль.
Следовательно, через систему социальных льгот и выплат работники заинтересованы в росте конечных результатов деятельности организации.
Наряду с зарплатой
или окладом и
Услуги, аналогичные денежному вознаграждению, предоставляются в связи с личными торжествами или праздниками (к рождеству, например, выплачиваются надбавки к заработной плате за долголетнюю непрерывную работу) Услугами социального характера в отдельных организациях являются также отпускные деньги сверх того, что положено по тарифному соглашению.
Социальные льготы и выплаты могут способствовать повышению уровня благосостояния работника и эффективности работы организации. Однако, это не достигается автоматически. В определенных условиях социальные выплаты могут не достигать желаемого эффекта, порождать иждивенческие настроения у работников, ухудшать экономическое положение организации вследствие того, что рост издержек на рабочую силу необязательно сопровождается должным уровнем отдачи.
1.2 Особенности социальных льгот и услуг, предоставляемых организацией для улучшения быта и досуга персонала на современном предприятии
Построение системы управления социальным развитием организации опирается на ряд основных принципов. Эти принципы, по сути, не отличаются от универсальных принципов, которым необходимо следовать при построении любой системы или подсистемы управления организацией. Главным из них, определяющим является принцип системности. Все остальные принципы логически следуют из принципа системности.
Содержание принципа системности вытекает из сути системного подхода. В соответствии с его положениями организация представляет собой систему, то есть целостную совокупность взаимосвязанных элементов. Каждый из этих элементов тоже система (подсистема), то есть обладает определенной автономностью, собственной структурой, функциональными специфическими свойствами, определяющими его место в большой системе организации. Сочетание подсистем обусловливает неповторимость свойств и качество системы как целого. Из этого следует, что нельзя произвольно манипулировать подсистемами без ущерба для функционирования системы в целом.
Из принципа системности следует принцип подчиненности, согласно которому цели управления социальным развитием организации носят подчиненный характер по отношению к основным экономическим целям организации.