Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:07, дипломная работа
Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему. Семья-это
общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее
время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от
традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.
Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождени
Введение.....................................................................3-7
1. Социальная работа с семьей в России
и за рубежом................................................................7-20
1.1 История развития семейных отношений.....................................7-12
1.2. Семья в зеркале законодательства. ....................................12-20
2. Социальная проблема семьи............................................. 20-47
2.1. Проблемы семьи и их кризисы...........................................20-31
2.2. Проблемы семьи на современном этапе...................................31-37
2.3. Категории проблемных семей села Некрасовка........................ 37-45
2.4. Анализ и вывод работы с семьей в с. Некрасовка.................... 45-47
3. Совершенствование методов работы
с семьей в с. Некрасовка...................................................47-59
3.1 Предупреждение проблемных семей в с. Некрасовка................ 47-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................59-62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 63-65
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................66
- формирование навыков
и привычек позитивного
- формирование волевых усилий, позволяющих противостоять общественным взглядам;
- социальное оздоровление микросреды.
Однако, надо иметь ввиду перевоспитание личности связано с различными сферами
психологической деятельности. Поэтому для этой деятельности очень важна связь
с психологом школы, детских садов, так как у нас в с. Некрасовка нет центра
помощи семьи и детям, и социальный педагог и психолог работают совместно в
единой связке.. также учитывая территориальные особенности (с. Некрасовка –
это пригород г. Хабаровска) и повышенную криминальную обстановку
соответственно выбираем методы профилактики, отсюда вытекают основные задачи:
- своевременное выявление лиц с социально-отклоняющимся поведением и склонных
к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно
влияющих на них;
- изучение возрастных
и психологических
несовершеннолетних трудных подростков с целью не допущения конфликта молодого
человека с обществом, устранение соответствующих ему причин и условий;
- разработка программы
индивидуального воспитательно-
воздействия на трудного ребенка и окружающую его среду с учетом имеющихся
форм и методов, результативности их применения;
- организация взаимодействия
и преемственности
работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, повседневного и
непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведением,
реагирование на «срывы» и поощрение позитивных сдвигов.
Учитывая поставленные задачи, составим цепочку связывающую классного
руководителя социального педагога , психолога, социального
работника отдела социальной защиты и обратную связь. Только в этом случае
можно говорить о профилактической деятельности. Классный руководитель знаком
с индивидуальными особенностями своих детей, хорошо знает семью ребенка, круг
его общения и если меняется его поведение то следует обратить внимание на эту
семью и соответственно выявить
причину неуравновешенного
учитель и социальный педагог ведут учет таких детей, проводят рейды по
семьям, беседы с родителями и выявляют причины возникновения у ребенка
агрессивного
работник и социальный педагог разрабатывают оказание помощи данной семье,
т.е. проводятся профилактические мероприятия по оказанию соответствующей
помощи этой семьи. Также следует считать одним из важнейших направлений
деятельности, социально-трудовую реабилитацию детей ориентируя на
определенный вид труда (обучения шитью, вязанью, вышиванию, работе на
пишущей машинке, навыкам работы с компьютером). Такую работу можно проводить
совместно с центром детского творчества, также организацию кружков в школе.
Все эти мероприятия организуются с зам. директором школы по воспитательной
работе, потому что школа, как и семья является основным институтом играющим
огромную роль в воспитании и адаптации детей в обществе.
Постепенно пусть не сразу профилактическая работа дает положительные результаты.
Факт, что за годы кризиса школы в большинстве своем самоустранились от всего,
что выходит за рамки учебного процесса, а улица предоставляет все меньше
возможностей для игр и общения детей, пребывание там ребенка становится даже
небезопасным. В результате ослабления воспитательного влияния семьи и школы
процесс формирования важнейших социальных навыков переместился в сферу
неформального общения подростков. Главным воспитателем становится
разрушительная стихия социальной
среды, выпускающая в жизнь социально-
подростков. Факт, что после распада комсомола и пионерской организации – в
обществе так и не хватает охвата жизнеспособных структур, ответственных за
воспитание молодежи. Сфера культуры все более коммерциализуется, ограничивая
доступ детей к занятием искусством и спортом, а средства массовой информации
из союзника превратились в фактор психологического насилия. Поэтому важнейшей
задачей школьного социального педагога является профилактика отклонений в
поведении детей, коррекция их личности развития и эта деятельность не
ограничивается рамками школы. Взаимодействие школы с органами социальной
защиты, семьей, учреждениями досуга должно быть непрерывным и обязательным в
настоящее время. Организация профилактической работы отдела социальной защиты
с. Некрасовка может быть направлена таким образом: один рабочий день в неделю
посвящен именно этой деятельности. Разрабатываются мероприятия совместно со
школами, организациями досуга (клуб, центр детского творчества), чтобы
наладить гармонизацию внутрисемейных отношений.
Примерный план работы отдела.
Мероприятия по повышению роли семьи разделы:
I. Подготовка будущих (и вообще родителей) к семейной жизни и
воспитанию своих детей.
- основы взаимоотношений в семье;
- внутрисемейные конфликты,
причины их возникновения,
предупреждения и пути преодоления;
- основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;
- основы семейного воспитания
на различных этапах
ребенка, подростка.
II. Создание
благоприятной нравственной
внутрисемейных
- основы культуры общения и поведения, взаимоотношений мужчины и женщины;
- проведение досуга.
III. Предупреждение ошибок в семейном воспитании.
- поведение родителей – пример для подражания;
- связь родителей и детей;
- типичные ошибки воспитания.
IV. Формирование
у ребенка твердых
- оценка себя;
- оценка событий;
- оценка других;
- своих действий и поступков;
- работа над собой.
V. Воспитание с раннего детства в ребенке волевых качеств и чувства
собственного достоинства.
VI. Недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, культ силы.
- не применять физическое наказание детей младше трех лет;
- воздержание от наказания детей и особенно подростков в присутствии
сверстников;
- не наказывать девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет, с
применением силы;
- не допущено наказывать ребенка хладнокровно, безжалостно, и т.д.;
- не угрожать постоянным наказанием.
VII. Недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению,
азартным играм, наркотикам.
- не забывать, что наиболее
действенным средством
пример родителей, старших братьев и сестер.
VIII.
Побуждать ребенка к
методике работы над собой.
1.
Повышение роли семьи в
2.
Пути повышения воспитательной
роли образовательного
- повышение качества подготовки преподавательского состава;
- создание благоприятной
обстановки в условиях
- создание при образовательном учреждении социальной службы, для
индивидуальной работы с детьми в оказании помощи учителю, родителям;
- развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в
условиях образовательного учреждения.
3.
Развитие целесообразного
школы и административных органов по месту жительства.
- организация методических семинаров для родителей;
- повышение роли родительских комитетов в жизни школы, сада и т.д., усилить
связи родителей, учителей, административных органов;
- создание попечительских родительских организаций при образовательных
учреждениях;
- приобщение к активному участию родителей в жизни школы и т.д.;
- посещение учителями детей на дому , заинтересованность в жизни учеников;
- помощь и поддержка
родителей в воспитательной
административных органов.
IX. Управление влиянием
на круг общения и
процессе развития и воспитания.
X. Развитие
внешкольной системы
XI. Повышение роли
специальных учреждений по
XII. Развитие сети центров по оказанию помощи детям и семьями по преодолению
девиаций.
XIII.
Развитее центров по
педагогических проблем детей, подростков, юношества; педагогической
коррекции, педагогической
реабилитации; медико-социально-
преодолению детского и юношеского алкоголизма, наркомании, а также
реабилитации жертв насилия, социальной виктимологии.
В современных условиях растет преступность среди молодежи. Анализ причин
девиантного направления детей и подростков и возможности его профилактики и
преодоления показывает, что необходимо создание широкой сети центров, которые
могли бы предметно заниматься дифференцированными группами молодежи.
Центры педагогической коррекции. Они работают с детьми раннего возраста.
Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует его наиболее полному
развитию, а в последующем его нормальной адаптации в обществе, предупреждению
отклоняющегося развития. Для эффективной работы такого центра необходимо:
- собственно центры, работающие по определенным направлениям в зависимости от
проблем детей (их пока очень мало);
- специально подготовленные специалисты широкого профиля: медицинского,
психологического и
обеспечить комплексную диагностику ребенка. Диагностика позволяет выявить
глубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие в
себе, как отмечал Л.С. Выготский, компенсаторные возможности при опоре на
которые обеспечивается индивидуальное развитие и коррекция;
- техническое оснащение
диагностического центра и
Без этого в современных условиях невозможно провести ни квалифицированной и
достаточно полной диагностики, ни педагогической коррекции, а следовательно,
и добиться наиболее оптимального результата;
- широкая информация учителей,
социальных служб, семей,
педагогической коррекции их возможностях. Это позволит своевременно, на
ранних этапах выявлять у детей отклонения и направлять их в соответствующие
центры для педагогической коррекции;
- взаимосвязь центров педагогической коррекции со специальными детскими