Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:07, дипломная работа
Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему. Семья-это
общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее
время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от
традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.
Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождени
Введение.....................................................................3-7
1. Социальная работа с семьей в России
и за рубежом................................................................7-20
1.1 История развития семейных отношений.....................................7-12
1.2. Семья в зеркале законодательства. ....................................12-20
2. Социальная проблема семьи............................................. 20-47
2.1. Проблемы семьи и их кризисы...........................................20-31
2.2. Проблемы семьи на современном этапе...................................31-37
2.3. Категории проблемных семей села Некрасовка........................ 37-45
2.4. Анализ и вывод работы с семьей в с. Некрасовка.................... 45-47
3. Совершенствование методов работы
с семьей в с. Некрасовка...................................................47-59
3.1 Предупреждение проблемных семей в с. Некрасовка................ 47-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................59-62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 63-65
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................66
результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого
рода, ограничению социальных связей с другими общинами. Для устранения этих
негативных явлений появилась более строгая форма брачных отношений -
экзогамия, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак
превратился в союз двух родов, но не привел к созданию семьи: дети
принадлежали всему роду
и воспитывались его
По мере социального расслоения общества групповой брак видоизменился и принял
форму полигамии (многобрачия), когда одно лицо имеет брачные отношения с
несколькими или многими лицами противоположного пола. В историю человечества
вошли две формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния
(многоженство). Пережитки
второй формы (полигинии)
некоторых странах Востока в форме семьи гаремного типа.
Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяйственной
деятельности, социальных связей, что привело к дальнейшему упорядочению
брачных отношений: они приняли
форму моногамного парного
отличался большей прочностью по сравнению с групповым браком. Парный брак
знаменует начало домашнее – семейного воспитания, которым занимаются
родители, другие члены рода.
Возникает хозяйственная
мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина.
Поэтому половые отношения начинают регулироваться не только социальными, но и
экономическими факторами: жена, дети не могу обойтись без мужа и отца.
Верность жены обеспечивалась ее подчинением власти мужа (патриархальный
уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью становится
создание семьи, содержание и воспитание детей (а не только регулирование
половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной
ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные
категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.
На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в 18-19
веках. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее
хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной образовательной
школой для детей, своеобразной «домашней академией». (Бестужев – Лада), где
учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику
отцовскую, девочке- материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение,
стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.
Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись
экономические уклады, а моногамия сохранилась. Установление моногамии,
единобрачия не следует объяснять лишь достижениями социально – экономического
характера человека. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и
нравственное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической культуры,
усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на
небесах».[3]
С развитием общества значительная часть нагрузки по стабилизации брачно- –
семейных отношений
общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчиненность
женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная
заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании
семейного единства).
В настоящее время преобладают семьи простые (нуклеарные) семьи, состоящие из
супругов с детьми или без них.
История социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. Началом ее
следует считать договор 911 года князя Олега с греками, который содержал
моменты, называемые ныне социальной работой. Этот договор был первым
документальным свидетельством заботы государства о тех своих гражданах,
которые в этой работе нуждаются. Подлинным толчком для развития
благотворительности в России стало принятие христианства в 988 году.
Активизировалась традиция личной благотворительности русских князей, которая
носила уже религиозный характер. Князь Ярослав составил первый письменный
свод законов относительно попечительства над детьми, которые были очень
гуманны для тех времен. Далее на протяжении веков сосредоточением социальной
помощи были церкви и монастыри. Под их руководством русские люди учились
понимать и исполнять заповеди о любви к ближнему. Человеколюбие на деле
значило нищелюбие. Стоит ли удивляться тому, что при подобном взгляде на
нищенство вокруг церквей и монастырей сложились со временем целые слободки,
где жили люди, основным источником существования которых стала милостыня. В
то время нищих было несколько категорий, и борьба с профессиональным
нищенством могла пойти только во благо общества. Петр 1 был первым российским
царем, который начал борьбу с попрошайничеством. Такая политика не могла,
естественно, понравиться людям, которые привыкли к исторически сложившимся
традициям на Руси. К эпохе Екатерины 2 относится становление системы
общественного призрения. Общественное призрение – организованная система
помощи в 19 веке со стороны государства или общества нуждающемуся населению.
Общественное призрение в первой половине 19 века было представлено
Министерством внутренних дел, земскими и городскими учреждениями,
учреждениями императрицы Марии, Императорским человеколюбивым обществом,
попечительством о бедных различных ведомств, частными благотворительными
обществами; исторически сложившаяся модель защиты и поддержки нуждающихся.
Эта сложившаяся система существовала до Октябрьской революции. В первые
послереволюционные годы (и послевоенные) деятельность Советского
правительства, помимо восстановления хозяйства, была направлена также на
повышение благосостояния трудящихся. В истории Советского Союза были
различные идеологические компании в отношении семьи. Благодаря Александре
Коллонтай, ставшей первым наркомом – женщиной советского правительства, в
числе первых декретов были законы о женском равноправии, гражданском браке,
оплате отпусков по родам. Но она же призывала к уничтожению семьи, то есть
семью пытались отрицать. В дальнейшем семья стала как бы личным делом
женщины, равно как и воспитание детей. Хотя особое внимание стало уделяться
социальному обеспечению материнства, вдовства, сиротства. Естественно, что
решение социальных вопросов напрямую зависело от экономики государства.[22]
Поэтому в нашей стране социальные задачи традиционно включались в
экономическую политику. Только с конца шестидесятых годов социальная политика
выделяется в особое направление деятельности партии, хотя и была тесно
связана с экономической деятельностью. Ставились задачи формирования
интересов и потребностей личности и всестороннего ее развития. Однако в
практическом осуществлении социальных программ дело обстояло далеко не
благополучно.
Современное российское государство является пока еще государством переходного
типа и в процессе перестройки общественной жизни все большее значение для
развития российского общества приобретают проблемы дальнейшего укрепления
семьи. Однако возродить и укрепить семью как социальный институт возможно
лишь, помогая отдельным конкретным семьям, решать их жизненные проблемы,
оказывая им поддержку в их усилиях справиться с неизбежно возникающими в их
жизни проблемными ситуациями. Эта сторона деятельности общества, государства
описывается понятием «социальная поддержка семьи», «социальная работа с
семьями».[33]
Социальная поддержка семей – часть семейной политики, целью которой является
оказание помощи семьям в преодолении разного рода стрессовых ситуаций, в
решении проблем, возникающих в их жизни, с которыми семьи не в состоянии
справиться сами за счет своих внутренних ресурсов. Социальная же работа с
семьями – это деятельность,
которая реализует эту
Итак, социальная работа в России имеет долгую, богатую событиями и славную
историю. И об этом нам не следует забывать ни как гражданам России, ни как
людям, изучающим социальную работу.
1.2. Законодательная база службы.
Демократическое общество заинтересовано в том, чтобы семья стала мощным
фактором его стабилизации и укрепления. Для этого брачно – семейные
отношения, жизнедеятельность семьи, ее диалог с обществом должны опираться на
прочную законодательную
базу. Общая стратегия
в Конституции Российской Федерации, где записано, что семья, материнство и
детство находятся под защитой государства, которое создает социально –
экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и
образования детей. Конституция
обязывает родителей
детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Ребенку
гарантируется общее бесплатное образование. Это соответствует международно –
правовым актам в сфере защиты прав человека и, в частности, Конвенции о
правах ребенка (1989).[17]
В соответствии с международными правовыми актами о материнстве и детстве,
ратифицированными Россией, впервые разработана федеральная программа «Дети
России» (1993год). Позже она получила статус президентской, что определило ее
приоритетное значение. Основное направление программы - профилактика
социального неблагополучия детей. В состав программы «Дети России» входит ряд
целевых программ (к 1997 году их число достигло 13). Вот названия некоторых
из них: «Дети – инвалиды», «Дети – сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля»,
«Развитие социального обслуживания семей и детей», «Безопасное материнство»,
«Одаренные дети», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»
и другие. [24]
В декабре 1995 года в России введен в действие «Семейный кодекс Российской
Федерации», в котором принципы семейного законодательства согласованы с
основными принципами и положениями Конвенции о правах ребенка. Кодекс
представляет собой результат масштабной работы по созданию новых
прогрессивных правовых норм, регулирование внутрисемейных отношений, которые
должны составить важнейшую часть законодательства о семье. Кодекс
устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и
признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и
имущественные отношения между членами семьи. Законодательно подтверждаются
традиционные для российского общества нравственные ценности: добровольность
брака, основанного на взаимном доверии, уважении, любви и взаимоподдержке,
единобрачие, равенстве супругов в семье. Впервые в ныне действующем Семейном
кодексе ребенок признается как самостоятельный субъект права, а не как
зависимый объект родительской власти. Основной принцип отечественного