Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:07, дипломная работа
Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему. Семья-это
общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее
время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от
традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.
Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождени
Введение.....................................................................3-7
1. Социальная работа с семьей в России
и за рубежом................................................................7-20
1.1 История развития семейных отношений.....................................7-12
1.2. Семья в зеркале законодательства. ....................................12-20
2. Социальная проблема семьи............................................. 20-47
2.1. Проблемы семьи и их кризисы...........................................20-31
2.2. Проблемы семьи на современном этапе...................................31-37
2.3. Категории проблемных семей села Некрасовка........................ 37-45
2.4. Анализ и вывод работы с семьей в с. Некрасовка.................... 45-47
3. Совершенствование методов работы
с семьей в с. Некрасовка...................................................47-59
3.1 Предупреждение проблемных семей в с. Некрасовка................ 47-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................59-62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 63-65
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................66
законодательства – приоритет семейного воспитания детей, защита их прав и
интересов. Кодекс построен на принципе уважения прав родителей, равенстве
прав и обязанностей отца и матери. Это значит, что все вопросы, касающиеся
детей, родители решают совместно, никто не имеет преимуществ друг перед
другом. Для обоих родителей введен принцип общей и одинаковой
ответственности за воспитание и развитие ребенка. При распоряжении брака
родительские права и обязанности сохраняются. Материальное содержание детей
до их совершеннолетия (а нетрудоспособных и далее)- моральный долг родителей,
необходимая предпосылка иных родительских прав и обязанностей. [8]
Обеспечение интересов детей является предметом особой заботы родителей.
Способы воспитания детей в соответствии с законодательством должны исключать
пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство
обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. В кодексе определены основания
для лишения и ограничения родительских прав отцов и матерей (уклонение от
материального содержания и воспитания детей, жестокое обращение с ними,
антиобщественное поведение,
тяжелые психические
аморальное влияние на детей).
Специальная глава Семейного кодекса Российской Федерации «Права
несовершеннолетних детей» устанавливает, согласно требованиям Конвенции о
правах ребенка, право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих
родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за
исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет
право на общение с обоими родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами
и другими родственниками. Определены права ребенка на защиту, выражение
своего мнения, охрану имущественных прав, на защиту его интересов в случае
ненадлежащего с ним обращения. Расторжение брака родителей, признание его
недействительности или раздельное проживание родителей не являют на права
ребенка.
В Семейном кодексе особо записаны права детей – сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Кодекс определяет формы воспитания детей, оставшихся без
попечения родителей, устанавливает
процедурное выявление и
детей, вводит новый институт семейного воспитания этой категории детей-
приемную семью. Сохранены и другие формы устройства детей, оставшихся без
попечения родителей: усыновление, опека и попечительский надзор, воспитание в
интернатном учреждении (дом ребенка, детский дом, школа – интернат).
Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Правовые вопросы образования детей, в том числе образование в семье, отражены
в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 год).В законе закреплено
право семьи выбирать форму образования для своих детей Образование в семье
признано одной из форм получения всех ступеней начального, основного или
общего образования. Перейти на семейную форму получения образования или
предпочесть школьную учебу можно на любой ступени по договору родителей со
школой. Уважение прав ребенка на свободу совести и религии и уважение прав
родителей руководить ребенком в осуществлении им этого права определены
федеральным законом «О свободе
совести и религиозных
год). Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также
обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей.[25]
Отдельные нормы, регулирующие
различные стороны
членов, содержатся во многих законодательных отраслевых актах: в законах о
труде, об охране здоровья, о пенсиях и пособиях, в Жилищном, Гражданском и
иных, даже Уголовном, кодексах Российской Федерации. Такая разобщенность
правовых и материальных проблем семьи приводит к упущениям в сфере ее защиты
и поддержки.
Современная семья формируется и функционирует в условиях реального
государства. Поэтому важно преодолеть традиционный взгляд на семью как сугубо
личное дело индивидов. Урегулированию отношений «семья – общество» служат
принятые Указом Президента Российской Федерации «основные направления
государственной семейной политики» (1996 год). Семейная политика
рассматривается как система мер, в центре которой семья с ее проблемами
жизнедеятельности и прежде всего семейной культурой в отношении воспитания
детей в самых различных случаях, включая разводы, усыновление, их рождение
вне брака. Провозглашена благородная цель семейной политики: создание
условий, необходимых для достижения семьей благополучия, защиты ее
институциональных интересов, обеспечивающих социальную безопасность в
процессе общественного развития. Разработчики семейной политики под
благополучием семьи понимают не только материальную обеспеченность, но и
счастливую жизнь.[30]
Однако отметим еще одно направление социальной политики – это процесс
становления нормативно – правовой базы социального обслуживания семьи и
детей.
С этой целью была утверждена федерально – целевая программа «Социальное
обслуживание семьи и детей» на 1998 – 2000 год. Она дала толчок созданию
системы учреждений социального обслуживания семьи и детей и являлась
необходимым условием для ее эффективного функционирования. [26]
Программа предусмотрела решение следующих основных задач:
- развитие нормативно – правовой базы социального обслуживания семьи и детей;
- внедрение государственных
стандартов социального
- реализация мер по
обеспечению государственных
обслуживания;
- научно – методическое и информационное обеспечение деятельности учреждений
социального обслуживания семьи и детей;
- совершенствование управления
системой учреждений
семьи и детей.
В целях реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания
населения Российской Федерации» были приняты постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации, регламентирующие социальное обслуживание
семьи и детей;
- «О Межведомственной
Комиссии по вопросам
населения» от 15 апреля 1996 года № 454;
- «О представлении бесплатного
социального обслуживания и
услуг Государственными социальными службами» от 24 июня 1996 года № 73;
-«Об утверждении Положения о лицензирования деятельности в сфере социального
обслуживания населения» от 17 июля 1996 года № 83;
- «Положение о
нуждающихся в социальной реабилитации» от 13 сентября 1996 года №1092;
- на территории Хабаровского края в своей деятельности службы социального
обслуживания опираются на «Постановление о порядке реализации на территории
Хабаровского края федерального и краевого законодательства о социальной
защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других
категорий граждан, финансируемых из краевого бюджета» от 30 февраля 2003 года
№ 138;
-ведомственные акты, регламентирующие
деятельность учреждений
обслуживания семей и детей, принимаются Министерством труда и социального
развития Российской Федерации, а также другими федеральными органами
исполнительной власти –
Министерством образования
региональными органами власти.
Таким образом, процесс становления нормативно – правовой базы и нормативной
базы социального обслуживания семьи и детей, позволит и в дальнейшем
укреплять институт семьи и повысить уровень социального обслуживания семьи и
даже расширить перечень различных социальных услуг.
Зарубежный опыт социальной работы многообразен и многолик. Практически во
всех странах имеются социальные работники. Одни из них получили подготовку
разного уровня в специализированных учебных учреждениях и поэтому считают
себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональной подготовки,
занимаются профессиональной работой на общественных началах или работают по
найму в социальных учреждениях на вспомогательных должностях. [32]
Так в Германии социальная помощь семье оказывают следующие специалисты:
психотерапевты по детским и юношеским проблемам; дипломированный педагог;
помощница по ведению домашнего хозяйства на селе; консультант по семейным
вопросам; помощник по семейному быту; помощница в деле воспитания детей;
ответственный работник с молодежью на местах и работник по делам детей и
юношества. Из этого перечня профессий можно сделать вывод, что Федеративная
Республика Германия является одним из мощных европейских социальных
государств.[27]
Однако социальная работа в каждом обществе, несмотря на внешнюю схожесть
систем социально – нормативной регуляции, конкретна, уникальна и неповторима.
Поэтому при исследовании международного опыта социальной работы необходимо
учитывать уникальность форм социальной работы в каждой стране. Например,
разительно различаются западное и восточное понимание попечения. Социальная
работа в большинстве Западных стран ориентирована на индивида, его личностное
начало, его индивидуальные права. Социальные службы изначально создавались по
месту жительства. Людей обслуживали только тех, кто не имел другой
возможности получить помощь. В азиатских же странах человек по традиции
воспринимается в основном элемент системы семейных связей, как часть малой
группы, а не как индивидуальность или отдельная личность. В Индии,
например, социальная работа с семьей проводится в соответствии с индуистким
пониманием функции семьи; прочные семейные связи непоколебимы на протяжении
всей жизни человека, поэтому социальная работа с семьей должна способствовать
сохранению и упрочению этих связей, несмотря на возможное ущемление по
западным меркам индивидуальных интересов личности. В США же, как и в
большинстве европейских стран, социальная роль семьи состоит преимущественно
в подготовке индивида к независимой от семьи самостоятельной жизни в
обществе. В соответствии с западной традицией социальные работники поощряют
многообразие, плюрализм посредством конкуренции, а на Востоке социальные
работники руководствуются идеями единения, униформности, сплоченности,
стараясь при этом обходить острые углы, конфликты и жестокую конкурентную
борьбу.[34]
Основная задача изучения международного опыта – найти и обосновать на основе
теоретического осмысления опыта социальной работы, накопленного в течение
многих десятилетий
социальную работу как научное знание и как профессиональную деятельность.
Во всех странах мира первостепенной сферой практической деятельности