Социальной помощи семье и детям

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:07, дипломная работа

Описание работы

Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему. Семья-это
общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее
время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от
традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.
Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождени

Содержание

Введение.....................................................................3-7
1. Социальная работа с семьей в России
и за рубежом................................................................7-20
1.1 История развития семейных отношений.....................................7-12
1.2. Семья в зеркале законодательства. ....................................12-20
2. Социальная проблема семьи............................................. 20-47
2.1. Проблемы семьи и их кризисы...........................................20-31
2.2. Проблемы семьи на современном этапе...................................31-37
2.3. Категории проблемных семей села Некрасовка........................ 37-45
2.4. Анализ и вывод работы с семьей в с. Некрасовка.................... 45-47
3. Совершенствование методов работы
с семьей в с. Некрасовка...................................................47-59
3.1 Предупреждение проблемных семей в с. Некрасовка................ 47-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................59-62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 63-65
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................66

Работа содержит 1 файл

соц.помощь.docx

— 107.88 Кб (Скачать)

состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях

оказания моральноп-сихологической поддержки;

·                       психосоциальное консультирование;

·                       психологический патронаж;

·                       психологическое вмешательство  в кризисных ситуациях;

коррекция отношений и  поведения; проведение тренингов по коммуникативному

общению;

·                       развитие навыков эмоциональной саморегуляции;

организация посреднических услуг;  профориентация на основе тестирования;

·                       организация деятельности групп  взаимоподдержки;

психологическое просвещение;

·                       ознакомление родителей детей-инвалидов  с

психокоррекционными и психотерапевтическими методами.

5. Педагогические услуги:

·                       педагогическая помощь детям в защите их интересов;

·                       консультативная помощь родителям  и детям;

·                       групповая работа по развитию навыков  общения и

эмоцио­нальной сферы детей;

·                       коррекционная помощь детям с  нарушениями речевого

раз­вития, аутизмом, неврозами;

·                       содействие культурно-досуговой деятельности детей;

·                       практическая помощь в организации  домашнего обучения

детей-инвалидов;

·                       обучение родителей приемам организации  игровой и

учебной деятельности детей-инвалидов.

6. Социально-медицинские  услуги:

·                       содействие в направлении в стационарные медицинские

наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том  числе детей;

·                       организация консультирования по проблемам

планирования семей, сексуальных  отношений и психосексуальных расстройств,

воспитание здорового  образа жизни;

·                       содействие в обеспечение детей-инвалидов  необходимыми

вспомогательными средствами;

·                       патронаж семей, имеющих детей с  ограниченными

физическими или умственными  возможностями;

·                       обучение родителей навыкам ухода  за ребенком-инвалидом;

·                       патронаж беременных женщин и кормящих матерей.[33]

Все это еще раз подтверждает сложность и значимость проблем  и задач, которые

решает система социального  обслуживания семьи и детей. Совершенно очевидны и

особенности системы: большая  номенклатура и масштабность социальных услуг,

оказание которых требует большого профессионализма и такта во

взаимоотношениях между социальными работниками и семей, детьми, менее всего

защищенными, имеющими к тому же различные заболевания и отличающимися

асоциальным поведением.[3]

Основная задача работников службы – помочь члену семьи (не зависимо от

возраста и социального  положения) осознать проблему, которая  мешает его

нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов  социально-

психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других

методов социальной работы. Критерием эффективности здесь  принято считать

степень реабилитации члена  семьи, т.е. восстановление его прежних

способностей к трудовой деятельности, возвращение его в  общество.

Рассматриваемая нами конкретная деятельность отдела социальной помощи

взаимодействует с различными категориями населения. Изначально определяет

круг детей и подростков, нуждающихся в помощи; оказывает  также помощь

родителям, одиноким матерям, учителям школ – всем, кто окружает ребенка.

                  2.3 Категории проблемных семей  с. Некрасовка.                 

Для целей государственной  семейной политики категории проблемных семей

выделяются по иному основанию  – объективному риску социальной уязвимости. Так

неправильная ориентация социальной работы на определенную категорию  семьи

может быть причиной неэффективной  работы, поэтому очень важно знать  с какими

категориями семей мы работаем, их характеристику, т.е. особенности,

недостатки, стиль и образ  жизни.

     Неполные семьи  – семья без одного из супругов  с одним или большим

количеством детей: обычно мать и ребенок, редко отец и ребенок. Неполные семьи

возникают большей частью после развода и распада полной семьи, реже – по

инициативе одиноких женщин или в результате смерти одного из супругов, а иногда

при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком. Каждая пятая семья

неполная. В с. Некрасовка все население 9538 человек, неполные 607 семей

(таблица 2). Причиной возникновения  социальных проблем в неполных  семьях

являются в первую очередь  малообеспеченность, поскольку в семье имеется только

один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и  семья вынуждена жить

на пособие по безработице  либо на денежные пособия). [29]

Доход женщины, как правило ниже дохода мужчины, в силу ее отставания на

социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми.

Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило

покрывают не более половины стоимости их содержания.

Социально экономические  проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком

случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы,

присутствующие во внутриличностной сфере и в межличностных отношениях членов

неполных семей, прежде всего  детей. Это, во-первых, обида, угнетенность и

чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после

развода их родителей. Нередко  дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых,

чувство вины перед детьми нередко у женщин (поскольку в  большинстве случаев

неполные семьи – это  мать одна воспитывающая детей), что  является причиной

гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей

по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет  на себя чрезмерную

трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь не может уделять

им достаточно времени  и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на

бывшего супруга, виновного  в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях,

проявляя жестокость. В  любом случае благоприятный психологический  климат в

семье отсутствует. Еще существует проблема – это затруднения в  правильной

половой ориентации детей. Ребенок  формирует стереотипы своего воспитания

и поведения, руководствуясь образом, которым для него являются взрослые, в

первую очередь родители. Так в неполной семье, если ребенок  на ранних стадиях

социализации лишен образа того, как должны вести себя мужчины и женщины в

различных ролевых ситуациях, то в будущем в своей собственной семье человек

не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение, это

зачастую приводит к конфликту  и распаду семьи.[31]

Весь жизненный уклад  в неполных семьях сильно отличается от уклада других

семей. Прежде всего неполные семьи, это в основном семьи малообеспеченные.

Малообеспеченная считается  семья- среднедушевой доход ниже величины

прожиточного минимума, установленного Постановлением губернатора края.

Каково направление работы

1.           Выявление, наблюдение, изучение  их состояния, потребностей в

специфики воспитания детей.

2.           Оказание юридической помощи.

3.           В случае необходимости направление  в службу психологической

помощи или работа со школьным психологом.

4.           Организация досуга и отдыха  детей, работа проводится совместно  с

социальным педагогом  и организатором школы.

5.           Трудоустройство несовершеннолетних.

6.           Помощь в организации различных  курсов, кружков.

Таким семьям предоставляется  адресная социальная помощь и льготы на основании

заявлений и соответствующих  документов граждан, нуждающихся и  имеющих право

на льготы, ведется учет граждан. Специалист помогает в оформлении документов

на оказание социальной помощи и проверяет полноту предоставления льгот

нуждающимся гражданам.

     Многодетные  семьи. На значительной территории  страны встречаются не так

часто. У нас в с Некрасовка насчитывается 47 многодетных семей в которых

воспитывается 155 детей. (таблица № 2)  Все многдетные семьи могут быть

распределены на три категории  и к каждой категории семей  различный подход  в

работе.

1. Семьи, многодетность  в которых запланирована. Такие  семьи испытывают много

трудностей это материальные, теснотой жилья, загруженность родителей

(особенно матери- если она работает еще на производстве), состоянием их

здоровья, но у родителей  есть желание воспитывать детей.

2. Семьи, образовавшиеся  в результате второго и последующего  браков матери

(реже – отца) в которых рождаются новые дети. Такие семьи могут быть вполне

благополучны, но все же их членам зачастую присуще ощущения неполной семьи.

3. Неблагополучные многодетные  семьи, образующиеся в результате

безответственного поведения  родителей, иногда на фоне интеллектуально-

психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из

таких семей особенно нуждаются  в помощи, реабилитации, страдают от болезней

и недоразвития. в случае когда родители лишаются прав на детей, судьбу таких

детей особенно сложно устроить, потому что по семейному законодательству дети

из оной семьи не подлежат разделению, а усыновить 3-7 детей  разного возраста

и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов  имеют общую социальную проблему: дети из таких

семей чаще демонстрируют  заниженную самооценку, что может  отрицательно

сказаться на всей их последующей  судьбе.

Направление работы с многодетными семьями:

1. Предоставление льгот  семьям 30% скидка на оплату коммунальных  услуг, 30%

скидка по оплате газа, 30% скидка по оплате топлива приобретаемого в пределах

норм. льготы предоставляются на всех членов семьи с учетом социальной нормы

площади жилья и в пределах норматива потребления. Бесплатный проезд на

муниципальном транспорте. Льгота предоставляется школьникам из многодетных

семей при предъявлении удостоверения  установленного образца.

2. Выявление и учет  многодетных семей, составление  комплексной характеристики

(социальный паспорт, социальная  карта), где указывается количество  членов

семьи, доход и другие вопросы которые могут помочь решить проблему семьи.

3. Определение основных  источников проблем и потребностей  семьи.

4. Информационные услуги.

5. Помощь в повышении  доходов, трудоустройство детей  во время каникул.

6. Консультирование и  педагогическая помощь решается  совместно со школьным

психологом.

7. Социальный патронаж  детей.

8. Контроль за использованием выделяемых денег на детей (особенно

Информация о работе Социальной помощи семье и детям