Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:07, дипломная работа
Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему. Семья-это
общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее
время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от
традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.
Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождени
Введение.....................................................................3-7
1. Социальная работа с семьей в России
и за рубежом................................................................7-20
1.1 История развития семейных отношений.....................................7-12
1.2. Семья в зеркале законодательства. ....................................12-20
2. Социальная проблема семьи............................................. 20-47
2.1. Проблемы семьи и их кризисы...........................................20-31
2.2. Проблемы семьи на современном этапе...................................31-37
2.3. Категории проблемных семей села Некрасовка........................ 37-45
2.4. Анализ и вывод работы с семьей в с. Некрасовка.................... 45-47
3. Совершенствование методов работы
с семьей в с. Некрасовка...................................................47-59
3.1 Предупреждение проблемных семей в с. Некрасовка................ 47-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................59-62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 63-65
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................66
состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях
оказания моральноп-
·
психосоциальное
· психологический патронаж;
· психологическое вмешательство в кризисных ситуациях;
коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному
общению;
· развитие навыков эмоциональной саморегуляции;
организация посреднических услуг; профориентация на основе тестирования;
· организация деятельности групп взаимоподдержки;
психологическое просвещение;
· ознакомление родителей детей-инвалидов с
психокоррекционными и психотерапевтическими методами.
5. Педагогические услуги:
· педагогическая помощь детям в защите их интересов;
· консультативная помощь родителям и детям;
· групповая работа по развитию навыков общения и
эмоциональной сферы детей;
· коррекционная помощь детям с нарушениями речевого
развития, аутизмом, неврозами;
·
содействие культурно-досуговой
· практическая помощь в организации домашнего обучения
детей-инвалидов;
· обучение родителей приемам организации игровой и
учебной деятельности детей-инвалидов.
6. Социально-медицинские услуги:
· содействие в направлении в стационарные медицинские
наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;
· организация консультирования по проблемам
планирования семей, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств,
воспитание здорового образа жизни;
· содействие в обеспечение детей-инвалидов необходимыми
вспомогательными средствами;
· патронаж семей, имеющих детей с ограниченными
физическими или умственными возможностями;
· обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;
· патронаж беременных женщин и кормящих матерей.[33]
Все это еще раз подтверждает сложность и значимость проблем и задач, которые
решает система социального обслуживания семьи и детей. Совершенно очевидны и
особенности системы: большая номенклатура и масштабность социальных услуг,
оказание которых требует большого профессионализма и такта во
взаимоотношениях между социальными работниками и семей, детьми, менее всего
защищенными, имеющими к тому же различные заболевания и отличающимися
асоциальным поведением.[3]
Основная задача работников службы – помочь члену семьи (не зависимо от
возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его
нормальной жизнедеятельности,
посредством использования
психологической, социально-педагогической,
социально-экономической и
методов социальной работы. Критерием эффективности здесь принято считать
степень реабилитации члена семьи, т.е. восстановление его прежних
способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество.
Рассматриваемая нами конкретная деятельность отдела социальной помощи
взаимодействует с различными категориями населения. Изначально определяет
круг детей и подростков, нуждающихся в помощи; оказывает также помощь
родителям, одиноким матерям, учителям школ – всем, кто окружает ребенка.
2.3 Категории проблемных семей
с. Некрасовка.
Для целей государственной семейной политики категории проблемных семей
выделяются по иному основанию – объективному риску социальной уязвимости. Так
неправильная ориентация социальной работы на определенную категорию семьи
может быть причиной неэффективной работы, поэтому очень важно знать с какими
категориями семей мы работаем, их характеристику, т.е. особенности,
недостатки, стиль и образ жизни.
Неполные семьи
– семья без одного из
количеством детей: обычно мать и ребенок, редко отец и ребенок. Неполные семьи
возникают большей частью после развода и распада полной семьи, реже – по
инициативе одиноких женщин или в результате смерти одного из супругов, а иногда
при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком. Каждая пятая семья
неполная. В с. Некрасовка все население 9538 человек, неполные 607 семей
(таблица 2). Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях
являются в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется только
один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить
на пособие по безработице либо на денежные пособия). [29]
Доход женщины, как правило ниже дохода мужчины, в силу ее отставания на
социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми.
Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило
покрывают не более половины стоимости их содержания.
Социально экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком
случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы,
присутствующие во внутриличностной сфере и в межличностных отношениях членов
неполных семей, прежде всего детей. Это, во-первых, обида, угнетенность и
чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после
развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых,
чувство вины перед детьми нередко у женщин (поскольку в большинстве случаев
неполные семьи – это мать одна воспитывающая детей), что является причиной
гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей
по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную
трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь не может уделять
им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на
бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях,
проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в
семье отсутствует. Еще существует проблема – это затруднения в правильной
половой ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего воспитания
и поведения, руководствуясь образом, которым для него являются взрослые, в
первую очередь родители. Так в неполной семье, если ребенок на ранних стадиях
социализации лишен образа того, как должны вести себя мужчины и женщины в
различных ролевых ситуациях, то в будущем в своей собственной семье человек
не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение, это
зачастую приводит к конфликту и распаду семьи.[31]
Весь жизненный уклад в неполных семьях сильно отличается от уклада других
семей. Прежде всего неполные семьи, это в основном семьи малообеспеченные.
Малообеспеченная считается семья- среднедушевой доход ниже величины
прожиточного минимума, установленного Постановлением губернатора края.
Каково направление работы
1. Выявление, наблюдение, изучение их состояния, потребностей в
специфики воспитания детей.
2. Оказание юридической помощи.
3.
В случае необходимости
помощи или работа со школьным психологом.
4.
Организация досуга и отдыха
детей, работа проводится
социальным педагогом и организатором школы.
5.
Трудоустройство
6.
Помощь в организации
Таким семьям предоставляется адресная социальная помощь и льготы на основании
заявлений и соответствующих документов граждан, нуждающихся и имеющих право
на льготы, ведется учет граждан. Специалист помогает в оформлении документов
на оказание социальной помощи
и проверяет полноту
нуждающимся гражданам.
Многодетные
семьи. На значительной
часто. У нас в с Некрасовка насчитывается 47 многодетных семей в которых
воспитывается 155 детей. (таблица № 2) Все многдетные семьи могут быть
распределены на три категории и к каждой категории семей различный подход в
работе.
1. Семьи, многодетность
в которых запланирована.
трудностей это материальные, теснотой жилья, загруженность родителей
(особенно матери- если она работает еще на производстве), состоянием их
здоровья, но у родителей есть желание воспитывать детей.
2. Семьи, образовавшиеся
в результате второго и
(реже – отца) в которых рождаются новые дети. Такие семьи могут быть вполне
благополучны, но все же их членам зачастую присуще ощущения неполной семьи.
3. Неблагополучные многодетные
семьи, образующиеся в
безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-
психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из
таких семей особенно нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней
и недоразвития. в случае когда родители лишаются прав на детей, судьбу таких
детей особенно сложно устроить, потому что по семейному законодательству дети
из оной семьи не подлежат разделению, а усыновить 3-7 детей разного возраста
и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.
Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему: дети из таких
семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, что может отрицательно
сказаться на всей их последующей судьбе.
Направление работы с многодетными семьями:
1. Предоставление льгот семьям 30% скидка на оплату коммунальных услуг, 30%
скидка по оплате газа, 30% скидка по оплате топлива приобретаемого в пределах
норм. льготы предоставляются на всех членов семьи с учетом социальной нормы
площади жилья и в пределах норматива потребления. Бесплатный проезд на
муниципальном транспорте. Льгота предоставляется школьникам из многодетных
семей при предъявлении удостоверения установленного образца.
2. Выявление и учет
многодетных семей,
(социальный паспорт,
семьи, доход и другие вопросы которые могут помочь решить проблему семьи.
3. Определение основных
источников проблем и
4. Информационные услуги.
5. Помощь в повышении
доходов, трудоустройство
6. Консультирование и
педагогическая помощь
психологом.
7. Социальный патронаж детей.
8. Контроль за использованием выделяемых денег на детей (особенно