Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:07, дипломная работа
Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему. Семья-это
общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее
время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от
традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.
Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождени
Введение.....................................................................3-7
1. Социальная работа с семьей в России
и за рубежом................................................................7-20
1.1 История развития семейных отношений.....................................7-12
1.2. Семья в зеркале законодательства. ....................................12-20
2. Социальная проблема семьи............................................. 20-47
2.1. Проблемы семьи и их кризисы...........................................20-31
2.2. Проблемы семьи на современном этапе...................................31-37
2.3. Категории проблемных семей села Некрасовка........................ 37-45
2.4. Анализ и вывод работы с семьей в с. Некрасовка.................... 45-47
3. Совершенствование методов работы
с семьей в с. Некрасовка...................................................47-59
3.1 Предупреждение проблемных семей в с. Некрасовка................ 47-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................59-62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 63-65
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................66
неблагополучных семей). Под контролем социального педагога школы покупка
одежды, продуктов питания.
9. Наблюдение за состоянием здоровья членов семьи.
10. Организация благотворительных акций, к примеру таких как «Помоги
собраться в школу» и т.д.
11. Периодическая проверка
предоставление различных
Практически вся работа ведется в тесном сотрудничестве с представителями
школьной администрации (социальным педагогом, организатором, зам. директора
по воспитательной работе), потому то дети из многодетных семей являются
учениками школы и они тоже заинтересованы в благополучном развитии семьи.
Направление работы с инвалидами.
Семьи инвалидов:
а) где родители инвалиды, таких семей 48. Инвалиды вообще весьма ограничены в
своей жизнедеятельности, и поэтому осуществление права инвалида на труд,
самообеспечение, одна из главных проблем их социальной реабилитации. Всех
инвалидов можно разделить на четыре категории: те, кто не работает, но хочет
работать; те, кто но вынужден трудиться; (эти категории испытывают
неудовлетворенность) те, кто не работает и не хочет работать; те, кто имеет
работу и хочет работать (эти две категории испытывают большую
удовлетворенность). Таким образом вопрос о трудовой реабилитации может
ставится после выявления наличия или отсутствия мотивации к занятию трудом.
б) семьи воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы,
связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности
и т.д.), однако зачастую родители выражают добровольное согласие заниматься
этими проблемами и отказываются помещать детей в специализированные
интернаты. В Некрасовке 52 таких семьи в которых воспитываются 53 ребенка
инвалида. Количество разводов в таких семьях значительно выше – отцы чаще не
в состоянии выдержать постоянные трудности и уходят из семьи.
Важнейшую роль в решении проблемы детской инвалидности играет развитие сети
социально-реабилитационных центров помощи детям с особенностями развития.
Направление деятельности с семьями инвалидов это:
Прежде всего осуществление социально-реабилитационных мероприятий совместно
со школьным психологом, социальным педагогом.[40]
На первом этапе:
Диагностика ребенка включающая вопросы: это ближайшее окружение; места, где
ребенок бывает; интересы и желания ребенка; возможности ребенка.
На втором этапе:
Конкретные шаги и оказание помощи (на основе индивидуальной программы). Это
проведение бесед, консультаций.
На третьем этапе:
Интеграция – это расширение круга общения ребенка, повышение уровня
социально-психологической адаптации ребенка и семьи в целом.
На четвертом этапе:
Поддержка. Основная задача это подготовить ребенка к выбору профессии,
выбирая подходящую по тяжести.
Помощь родителям-инвалидам в устройстве на работу через службу занятости.
Помочь в оформлении и получении единовременной материальной помощи,
предоставляется попавшим в экстремальную ситуацию нетрудоспособным инвалидам
по обращении в отдел социальной защиты.
Направление
работы с неблагополучной
Работа с неблагополучными семьями, возникает лишь потому, что в первую
очередь в таких семьях страдают дети. Проблема ребенка из неблагополучной
семьи решается совместно со школой, медицинским учреждением,
правоохранительными органами. Одним из самых мощных неблагоприятных факторов,
разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является
пьянство родителей. Оно может оказаться роковым и в момент зачатия, потому
что ребенок может родиться не вполне нормальным. Какой бы аспект проблемы
отклонений от нормального психофизического развития ребенка мы не затронули,
почти всегда вынуждены говорить о зловещем влиянии пьянства родителей, из-за
этого ребенок усваивает скверные примеры, возникает отсутствие обще всякого
воспитания и из-за этого зачастую приходится родителей лишать родительских
прав и дети попадают в детские дома. Дети из таких семей зачастую заняты
попрошайничеством и нищенствованием. Таких семей в Некрасовке 61 и в них 107
детей. Разумеется нужен контроль со стороны социальных служб за такими
семьями. В эту категорию граждан входят семьи группы риска они
характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего
определить их как благополучные, например неполная семья, малообеспеченная
семья. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением
своих сил, поэтому непосредственно социальному педагогу школы необходимо
наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадоприрующимися факторами
и в случае необходимости предложить своевременную помощь.[33]
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер
жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с
возложенными на них функциями их адаптивные способности существенно снижены,
процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями,
медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и
обычно продолжительная поддержка стороны социального работника и социального
педагога школы.
Асоциальные семьи – те с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко
и состояние которых нуждается в конкретных изменениях. В этих семьях где
родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые
условия не отвечают элементарным
санитарно-гигиеническим
воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются
безнадзорными, отстают в развитии. Работа социального работника и социального
педагога школы с этими семьями должна вестись в тесном контакте с
правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.[23]
Также семьи состоят на учете неоднократно посещаются работниками школы и
милиции, ведется постоянный надзор за такими семьями, так как дети не
посещают школу, могут быть голодными. Таких родителей неоднократно
предупреждают об ответственности за воспитание детей.
Есть такие семьи которые
не находятся в состоянии
неблагополучия и не относятся официально к группе риска, но тоже могут
нуждаться в помощи, поэтому ведется учет таких семей. Это семьи
военнослужащих срочной службы с детьми, семьи взявших детей под опеку
(попечительство), студенческая семья с детьми (фактически они являются
иждивенцами родителей), семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи
безработных имеющих несовершеннолетних детей.
2.4 Анализ и вывод работы с семьей в с. Некрасовка.
Анализируя деятельность отдела социальной защиты в целом хочется отметить,
что помощь различным категориям
семей оказывается в
Прежде всего проводится работа по выявлению и постановке на учет нуждающихся
в поддержке семей и особенно детей из наиболее «проблемных» семей, в которых
ее младшие члены оказываются в тяжелых психотравмирующих ситуациях, а нередко
в асоциальной, криминогенной среде, формирующей сознание и поведение детей
подростков. Такая работа ведется совместно с представителем администрации
села ответственным за работу с трудными семьями и также со школьной
администрацией. Проводится патронаж неблагополучных семей с целью выявления
условий быта и воспитания. Оказывается материальная помощь (по социальным
показаниям, итогам обследования и патронажей):
- продуктовые наборы;
- одежда, обувь;
- бесплатное питание в школах в течении учебного года;
- все учебные принадлежности и форма к началу учебного года.
Оказывается психо-педагогическая поддержка: семейная психо-терапия по
проблемам: семейный алкоголизм,
сложности супружеских
Консультации по вопросам воспитания детей с учетом их возрастных и
психологических особенностей.
Оказывается юридическая
юридическое консультирование в оформлении исков, ходатайств и т.д.; помощь в
оформлении детских пособий; в оформлении документов на материальную помощь и
т.д.[24]
Однако вся работа ведется только со следствием, т.е. уже с неблагополучием
или определенными проблемами, а хотелось бы чтобы работа велась как бы в двух
направлениях, т.е. по предупреждению неблагополучия. В эту работу должны быть
включены психологи, педагоги школ и детских садов, медицинские работники.
Специалисты внимательно рассматривают все обращения посетителей, чтобы не
только оказать поддержку, но и выявить проблемы духовного и психологического
характера.
3. Совершенствование методов
семьей в с. Некрасовка.
3.1 Предупреждение проблемных
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим
обществом сегодня, в частности и у нас в поселке Некрасовка, безусловно
является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения
эффективности их профилактики. Главная роль в решении этой острейшей проблемы
отводится социально-педагогической работе, хотя, конечно, решить ее можно
только комплексно с привлечением социальных педагогов, психологов школы.
Важность профилактической деятельности состоит в том, что она позволяет
успешно преодолевать преобладавший на протяжении многих лет односторонний
подход, рассматривавший личность как продукт «воспитательного действия», а
поэтому не учитывавший другие объективные факторы, например, социальные
условия, оказывающие воздействие на личность. Бесспорно, что процесс
перевоспитания, как в целом профилактика правонарушений, выступает с одной
стороны, как процесс приобщения личности к культуре – материальной,
интеллектуальной и
индивидуального развития, коррекции поведения личности.
Индивидуальная профилактика правонарушений или нарушение поведения включает в
себя исправительно-
но не сводится только к нему. Это целенаправленный процесс управления
перевоспитанием личности, который заключается в том, чтобы трудные подростки
под воздействием учителей, общественности, коллективов и семьи вырабатывали у
себя правильные взгляды и убеждения, овладевали навыками социально-
позитивного поведения, развивали свои чувства и волю при этом изменяли свои
интересы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуальная
профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний на конкретную
личность окружающей среды.[20]
Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбирать
профилактические методы, обеспечивающие: