Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:42, дипломная работа
Цель: изучить и обозначить перспективные направления организации социального обслуживания семьи и детей.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу по изучаемому вопросу;
2.Раскрыть виды, формы, методы социального обслуживания семьи и детей;
3.Представить опыт работы по социальному обслуживанию семьи и детей УСО ХМАО – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея» г. Нижневартовска.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 – 5
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
I.Понятие и принципы социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...
5 – 7
1.Нормативно-правовые основы функционирования социального обслуживания семьи…………………………………………………
7 – 9
I.Система социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...
9 – 16
I.Центры социальной помощи семье и детям – базовые учреждения системы социального обслуживания населения………………………………………………………………...
16 – 23
I.Технологии социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...
23 – 27
ГЛАВА II ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
II.Развитие социального обслуживания семьи и детей по УСО ХМАО-Югры……………………………………………………………
28 – 33
II.Опыт работы в УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея», в системе социального обслуживания семьи и детей города Нижневартовска………………………………..
33 – 39
II.Виды услуг, оказываемые в УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея»…………………………
39 – 41
II.Теоретические аспекты работы со средствами массовой информации ……………………………………………………………..
41 – 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 45 – 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 48 – 49
Таким образом, мы видим, что по ХМАО – Югре и г. Нижневартовску стабильно развивается социальное обслуживание семьи и детей, внедрены новые технологии работы с семьями оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Приоритетной
формой организации социального обслуживания
семьи и детей способствует участковая
система, она является действенным инструментом,
при помощи которого наилучшим образом
достигаются две основные цели заботы
о семьях и детях: ранее выявление семейного
неблагополучия; обеспечение взаимодействия
всех ведомств и служб для выведения семьи
из трудной жизненной ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. В семье человек рождается, делает первые шаги, познает первые радости и огорчения. Из семьи уходит в большой мир, к ней устремляется тогда, когда ему становится особенно неуютно.
Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного человека. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, но и семейный лад, благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки. Именно эти защитные ресурсы дают силу эмоционально сплоченной семье справляться с жизненными трудностями и проблемами.
Благополучная семья является основной эффективной деятельности государства. В ней поддерживается позитивный эмоционально-психологический климат, ставятся и достигаются цели, значимые как для семьи, так и в целом для всего общества, рождаются и воспитываются хорошие дети. Вся деятельность социального государства рассматривается сегодня как обеспечение нормального функционирования российской семьи, потому что – это семья источник неубывающей силы и энергии, которой позволяет входящим в нее взрослым и детям жить, развиваться, преодолевать трудности, с оптимизмом смотреть в будущее.
В настоящее время существуют самые различные модели социальной работы с семьей.
Технология раннего выявления семейных проблем (превентивный патронаж) является, на наш взгляд, первым этапом системы профилактики: укрепления института семьи в целом; раннее выявление семейного неблагополучия; своевременная адресная помощь и поддержка.
Работа на данном этапе наиболее эффективна, наименее затратная во всех отношениях, безопасна для специалистов. Как показывают исследования, семья на ранних стадиях неблагополучия активно пытается искать выход из положения, мотивирована на получение помощи, охотнее идет на сотрудничество. Помощь таким семьям, как правило, носит разовый, регламентированный характер.
Принцип
опережения должен быть положен в
организацию работы специалистов различных
ведомств по участковому принципу для
выявления семей «группы риска»
С этой целью проводится социальное диагностирование, паспортизация всех семей на участке, координируется работа учреждений системы профилактики на данной территории, направленная на объединение усилий психологов, социальных педагогов, специалистов социальной работы, медиков и т. д.
Таким образом, появляется реальная возможность организации целенаправленной, планомерной работы с семьями по предотвращению семейного неблагополучия, деградации семьи, профилактике социального сиротства, насилия, защиты прав и интересов членов семьи в дисфункциональных семьях.
Растущее внимание уделяют многие центры психологической поддержки населения, что особенно актуально при наличии у значительной части семей устойчивых настроений неуверенности в будущем, затяжного психоэмоционального стресса, явного ослабления моральных устоев семьи, резкого обострения личных проблем. Сегодня, в условиях крайней малочисленности самостоятельных психологических служб, это направление деятельности центров приобретает особую значимость.
Подводя
итог, можно сказать, что в настоящее
время учреждения социального обслуживания
семьи и детей - это необходимость,
вызванная не только результатами
кризиса в стране, но и осознанием тех
проблем, которых раньше как бы не существовало.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. – М.: ИНФРА-М., 2005.
2. Благополучная семья – основа стабильности общества. М., 2005.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. I от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
4. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с.
5. Климантова Г. И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. - М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. -192 с.
6. Проблемы семьи и детства в современной России. – М., 1992. – Ч. 1
7. Райгородский Д. Я. Психология семьи. (Серия «Психология семейных отношений»). Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2002. -752 с.
8. Савинов Л.И. Семьеведение. – Саранск, 2000.
9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (в ред. от 2 января 2000 г.).
10. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
11. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. Наук проф. Е.И.Холостовой. – М.: Юрист, 2000. – 424 с.
12. Служба сопровождения семьи / Под ред. И.И. Осиповой. – Владивосток, 2002.
13. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. 2-е изд., исправленное—М.: Генезис, 2000.—272с.
14. Социальная защита населения в регионе: Уч. пособие. / Под общ. ред. д-ра социол. наук Попова В.Г.; редколлегия: д-р юрид. наук, проф. Шайхатдинов В.Ш.\ д-р философ, наук, проф. Ермаков 20.А; д-р философ, наук, проф. Иванчук Н.В.\ канд. эконом. наук, доц. Гричук А.Г. — Екатеринбург: УрАГС, 1999. — 352 с.
15. Социальная работа: теория и практика / Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной. – М., 2002.
16. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001. - 334 с.
17. Технологии социальной работы в различных сфеpax жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. — 236 с.
18. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
19. Указ Президента РФ от 14 мая 1996г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики».
20. Ушакова В.Г. Семья в кризисном обществе / Конфликт и социальный порядок: сборник статей / Под ред. В.Д. Виноградова, Ю.Н. Пахомова. – Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2002. С. 132 – 166.
21. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации »
22. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
23. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
24. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центе ВЛАДОС, 1999. - 256 с.
25. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 212 с.
26. Шеляг Т.В. Семья и социальная работа. – М., 1999.