Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:42, дипломная работа
Цель: изучить и обозначить перспективные направления организации социального обслуживания семьи и детей.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу по изучаемому вопросу;
2.Раскрыть виды, формы, методы социального обслуживания семьи и детей;
3.Представить опыт работы по социальному обслуживанию семьи и детей УСО ХМАО – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея» г. Нижневартовска.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 – 5
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
I.Понятие и принципы социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...
5 – 7
1.Нормативно-правовые основы функционирования социального обслуживания семьи…………………………………………………
7 – 9
I.Система социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...
9 – 16
I.Центры социальной помощи семье и детям – базовые учреждения системы социального обслуживания населения………………………………………………………………...
16 – 23
I.Технологии социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...
23 – 27
ГЛАВА II ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
II.Развитие социального обслуживания семьи и детей по УСО ХМАО-Югры……………………………………………………………
28 – 33
II.Опыт работы в УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея», в системе социального обслуживания семьи и детей города Нижневартовска………………………………..
33 – 39
II.Виды услуг, оказываемые в УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея»…………………………
39 – 41
II.Теоретические аспекты работы со средствами массовой информации ……………………………………………………………..
41 – 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 45 – 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 48 – 49
В каждом пункте участковой социальной службы должен быть составлен перечень социальных объектов – учреждений, работающих с населением.
Заключение с ними соглашений о взаимном сотрудничестве будет способствовать комплексной социальной поддержке семьи.
За
2008 год оказано
консультаций на участковых
социальных пунктах - 5924,
а за 2007 год 2998.
Это говорит о том, что наблюдается значительное увеличение количества обращений за консультативной помощью (в 2008 году больше на 2926 обращений, чем в 2007 году) по мерам социальной поддержки на участковые социальные пункты, расположенные в микрорайонах города. Данный рост обращаемости достигнут благодаря информированности населения, через средства массовой информированности о наличии данной формы работы, осуществлению информационно – просветительской деятельности с населением в рамках организации лекционной деятельности в общеобразовательных учреждениях.
Для
более результативного
На каждый участок заведен паспорт, который включает:
Базовый документ, дающий общее представление о социальных особенностях территории, на которой действует данный специалист о социальной работе. Заполняется один раз, в начале работы. При изменении каких-либо характеристик, включенных в паспорт, впоследствии в него вносятся соответствующие коррективы и исправления.
Паспорт микрорайона содержит информацию, позволяющую специалисту по социальной работе принимать обоснованные оценки и решения, всесторонне учитывающие ситуацию в микрорайоне.
С
помощью паспорта характер деятельности
социального работника
Специалист по социальной работе в процессе своей деятельности распределяет рабочее время для осуществления следующих задач:
Путем
наблюдения, опроса, анкетирования, обследования,
социального патронажа
В своей деятельности специалист по социальной работе осуществляет работу в профилактическом и реабилитационном направлении.
Профилактическая
направленность в оказании социальных
услуг дает возможность социальному
участковому осуществить
В реабилитационном направлении объектом пристального внимания участковых специалистов по социальной работе являются семьи, находящиеся в социально опасном положении. Социальный патронаж таких семей – эффективный метод, поскольку он дает возможность тщательно изучить проблемы семьи и дифференцировать их, осуществлять контроль и оказывать конкретную социальную помощь.
Таким
образом, из вышеизложенного можно
говорить о целесообразности осуществления
консультативной деятельности непосредственно
в микрорайонах города, так как
данная форма работы позволяет получать
социальную помощь по месту жительства
и способствует своевременному информированию
граждан о праве на получение социальной
помощи в зависимости от сложившейся ситуации.
Центр социальной помощи семье и детям «Кардея», оказывает социальные услуги всем категориям граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации (не зависимо от социального статуса, возраста, пола, национальной принадлежности, имеющие регистрацию в муниципальном образовании город Нижневартовск).
За три года в УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея» за помощью обратилось 103622 граждан:
Таким образом, из диаграммы видно, что показатели количества обратившихся граждан за последние 3 года заметно изменяются. Это связано с рядом причин, таких как:
- количество обратившихся в 2006 году на 38 % меньше чем в 2008 году и на 66% меньше, чем в 2007 году в связи с тем, что с 2006 года Центр претерпел реорганизацию, в результате которой он разделился на МУ «Центр планирования семьи и репродукции» (учреждение здравоохранения) и УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея» (учреждение социального обслуживания). Первое полугодие деятельность учреждения была направлена на формирование нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность Центра, подбор штата и организацию деятельности новых отделений, что объясняет наименьший охват клиентов за 2006 – 2008 года.
- количество обратившихся граждан в 2007 году больше на 29%, чем в 2008 году. Такой показатель можно объяснить тем, что финансирование некоторых социальных услуг (по причине финансового кризиса), резко сократилось, что привело к снижению количества обращений по данной проблеме. Также, немаловажным фактором является то, что функции учреждения в отношении категории «многодетная семья» переданы непосредственно Управлению социальной защиты населения по муниципальному образованию город Нижневартовск.
В УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея» гражданам оказываются следующие виды услуг: социально-бытовые, социально-экономические, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-правовые и прочие услуги (см. Приложение 4, табл. 3).
Всего за 2008 год предоставлено 1895085 услуг.
Количество оказанных услуг, предоставленных учреждением по разным видам, имеет резко отличающиеся данные. Это не является показателем того, что, например, социально – правовых услуг оказано меньше, чем социально- бытовых. Причиной столь большого числового разрыва является то, что методика расчета каждой социальной услуги индивидуальна.
Особое внимание уделяется организации отдыха, оздоровления, занятости несовершеннолетних социально незащищенных категорий (детей из неполных, многодетных, неблагополучных, малообеспеченных семей).
В Нижневартовском Центре социальной помощи семье и детям «Кардея» постоянно ведется работа, направленная на профилактику и коррекцию семейных конфликтов, нарушения взаимоотношений, семейной, школьной и личностной дезодаптации, жестокого обращения, тренинги по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.
Организация отдыха и
В
2008году Центром было
реализовано 450 путевок
на летний и
зимний отдых для
детей, из семей,
находящихся в трудной
жизненной ситуации
и детей льготных категорий (см.
Приложение 5, табл. 1).
Деятельность
организационно-методического
На сегодняшний день клиентами учреждения являются социально незащищенные слои населения, семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
В
своей работе специалисты отделения
активно применяют инновационные методы
осуществления связей с общественностью,
сочетая международные принципы стратегических
и тактических коммуникаций с требованиями
российского рынка услуг. Постоянная работа
в сфере социального обслуживания, сотрудничество
с городскими, окружными и Российскими
социозащитными учреждениями позволяет
специалистам отделения успешно использовать
опыт связей с общественностью.
Специалисты отделения имеют прочные
связи с местными и региональными СМИ,
а также находятся в постоянном контакте
с рекламно-издательскими предприятиями.
Специалисты отделения имеют прочные связи с местными и региональными СМИ, а также находятся в постоянном контакте с рекламно-издательскими предприятиями, а именно: печатная продукция, телевидение, радио, печатные издания.
В целях формирования общественного мнения и повышения культуры семейного воспитания жителей города специалистами УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея» регулярно выпускаются методические рекомендации, брошюры, буклеты, информационные листы.
Особенностью подачи информации в брошюрах и буклетах является оптимальный объем доносимой до населения актуальной тематики (в отличие от ограниченного объема подачи информации в информационных листах, и наоборот, слишком объемных методических рекомендаций).
Достаточно большое количество выпущенных и распространенных печатных материалов в виде брошюр и буклетов позволяет донести достаточный объем информации для большего количества горожан (см. Приложение 6).
Наибольший процент мероприятий по взаимодействию с телекомпаниями приходится на телерепортажи (см. Приложение 7), которые включают в себя освещение отдельных видов деятельности УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея», что свидетельствует о высоком уровне востребованности услуг учреждения у населения города и интересе к реализации социальной политики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
По охвату Нижневартовской аудитории радио занимает почётное второе место после телевидения. По аудиторным показателям лидерами в городе и России (по результатам рейтинга радиостанций) являются радиостанции музыкального формата - "Русское радио" и "Европа плюс", а также радио «Эфир».
В направлениях работы с радиостанциями отмечается практически равное процентное соотношение, что свидетельствует о целенаправленной, планомерной работе отделения с данным средством коммуникации (см. Приложение 8).
Основными видами информированности населения о деятельности учреждения в прессе, а также освещение социальных проблем являются рекламные объявления, информационные и тематические публикации, которые, в свою очередь несут прямую или косвенную рекламную нагрузку.
Самый высокий процент по работе с печатными изданиями приходится на заметки (см. Приложение 9). Именно такая форма размещения информации в печатных изданиях является финансово менее затратной и дает возможность осветить наибольшее количество мероприятий, проводимых УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея».
Учреждения социального обслуживания населения используют связи с общественностью для повышения эффективности своей деятельности, для установления прочной обратной связи с населением. Исходя из этого, нам кажется, что одним из направлений работы специалистов по связям с общественностью могут быть: установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями; формирование благоприятного имиджа учреждения и профессии в целом.