Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:42, дипломная работа
Цель: изучить и обозначить перспективные направления организации социального обслуживания семьи и детей.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу по изучаемому вопросу;
2.Раскрыть виды, формы, методы социального обслуживания семьи и детей;
3.Представить опыт работы по социальному обслуживанию семьи и детей УСО ХМАО – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея» г. Нижневартовска.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 – 5
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
I.Понятие и принципы социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...
5 – 7
1.Нормативно-правовые основы функционирования социального обслуживания семьи…………………………………………………
7 – 9
I.Система социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...
9 – 16
I.Центры социальной помощи семье и детям – базовые учреждения системы социального обслуживания населения………………………………………………………………...
16 – 23
I.Технологии социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...
23 – 27
ГЛАВА II ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
II.Развитие социального обслуживания семьи и детей по УСО ХМАО-Югры……………………………………………………………
28 – 33
II.Опыт работы в УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея», в системе социального обслуживания семьи и детей города Нижневартовска………………………………..
33 – 39
II.Виды услуг, оказываемые в УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея»…………………………
39 – 41
II.Теоретические аспекты работы со средствами массовой информации ……………………………………………………………..
41 – 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 45 – 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 48 – 49
Сегодня назначение негосударственной организации в процессе социальной защиты семьи и детства продолжает усиливаться. Созданы телефоны доверия, службы раннего вмешательства, социально-реабилитационные центры помощи детям с ограниченными возможностями, приюты, кризисные женские центры и др. Именно в рамках негосударственных организаций начинается экспериментальная работа по разработке новых видов социальных услуг и технологий, например, отработка модели сопровождения профессиональных замещающих семей.
Кроме того, негосударственные организации активно привлекают в сферу социального обслуживания финансовые и кадровые ресурсы, большое значение имеет внедрение мирового опыта помощи семье и детям применительно к российским условиям.
В
настоящее время ведется
Таким
образом, негосударственный сектор
является сегодня значимым инновационным
ресурсом развития и повышения эффективности
системы социального
Специфика
осуществления радикальных
В этих условиях становление системы социального обслуживания населения, прежде всего семьи и детей, стало объективной необходимостью. Серьезным импульсом ее поступательного развития явилось принятие Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Несмотря
на многочисленные трудности становления
в нашей стране системы учреждений
социального обслуживания семьи
и детей она динамично
Особое место в ряду учреждений социального обслуживания призванных содействовать решению насущных запросов многих тысяч российских семей, занимают территориальные центры социальной помощи семье и детям. Сегодня их в России свыше 200, и действуют они в 53 субъектах Российской Федерации.
Речь пойдет об устройстве и деятельности городских и районных центров социальной помощи семье и детям.
Центры строят свою работу в соответствии с Примерным положением о территориальном центре социальной помощи семье и детям (утверждено приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 г.), которым определены основные задачи деятельности этих учреждений, категории и группы населения, которым они оказывают социальные услуги, структурные подразделения Центра.
В отличие от функциональных учреждений того или иного профиля центры имеют возможность решать своими силами самые разнохарактерные проблемы той или иной семьи, помочь преодолеть ей самые различные трудности, предоставляя комплекс разнообразных услуг: экономических, социально-медицинских, психологических и др. Эта особенность центров чрезвычайно важна в условиях слабой, как правило, развитости в пределах одной территории функциональных учреждений социальной направленности, преобладания во многих регионах какого-то одного вида учреждений социального обслуживания семьи и детей (в основном это социальные приюты для детей и подростков). Именно наличие названных центров позволяет делать социальную помощь семье и детям адресной, своевременной и эффективной, предупреждать многие деструктивные процессы и негативные проявления в жизнедеятельности семей. Центры обладают редкостной возможностью комплексного воздействия на такую уникальную человеческую общность, какой является семья — воздействия именно на семью, а не на кого-то из ее членов. Именно центры могут сыграть решающую роль в оказании всеобъемлющей помощи той или иной конкретной семье, благодаря которой она встанет на ноги, преодолеет выпавшие на ее долю жизненные трудности.
Симптоматично, что в последнее время развиваются преимущественно центры городского, районного (в городах) значения, а также центры, расположенные в сельской местности. Растет численность центров в малых городах: в этих городах, ориентированных в недавнем прошлом на развитие моноструктуры, привязанной к тому или иному промышленному гиганту, семья и дети оказались в наиболее сложном положении.
Сегодня перед рядовой российской семьей встает множество острых социальных проблем. Они и определяют собой широкий спектр направлений деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям.
Важное место в деятельности центров занимает работа, связанная с оказанием натуральной и материальной помощи семьям. Этой цели служат проводимые многими центрами благотворительные акции по сбору одежды у населения и безвозмездной передаче их остронуждающимся семьям; телемарафоны и ярмарки, средства, организации которых также идут на нужды таких семей (оплату подписки на газеты, стоимости ремонта квартиры, бытовой техники учебы, лечения, покупки лекарств и др.). При некоторых центрах открыты благотворительные столовые для многодетных, неполных семей, социальные магазины для продажи товаров малоимущим по сниженным, доступным ценам.
Все чаще центры открывают отделения дневного пребывания детей из малоимущих семей, обеспечивая их бесплатным горячим питанием. В ряде случаев центры, не имеющие, из-за стесненных условий возможность организовать питание детей в своих стенах договариваются об этом с действующими недалеко от центра столовыми или кафе.
Оказывая прямую материальную поддержку, центры в то же время стремятся создать условия, позволяющие людям; самостоятельно, за счет личных трудовых усилий улучшить благосостояние своей семьи, ее достаток.
Располагая данными о том, в чем нуждаются те или иные семьи (имеющие маленьких детей, детей, больных диабетом, детей, находящихся под опекой, многодетные и студенческие с детьми и др.), центры помогают им в организации летнего отдыха детей, их устройстве в санаторные садики, профилактории, снабжении детским питанием, оплате санаторных путевок и дороги к месту лечения больных и др.
Действуя в тесном контакте
со службами занятости, центры
содействуют трудоустройству
В ряде случаев центры организуют групповые формы работы с населением по обучению его азам выживания в сложных социально- экономических условиях.
Спектр
социальных услуг, оказываемых центрами,
постоянно расширяется. Ими организуются
пункты проката предметов первой необходимости;
летние площадки и оздоровительные лагеря;
«службы нянь» для присмотра за детьми
на дому в часы отсутствия родителей; бюро
экстренной социальной помощи семьям
с родителями, оказавшимися в экстренной
ситуации, например, в случае помещения
в больницу одинокой матери, не имеющей
родных и близких.
Растущее
внимание уделяют многие центры психологической
поддержки населения, что особенно
актуально при наличии у
В Центрах с помощью ученых разработана система психологической помощи детям-инвалидам и их семьям, детям из семей «групп риска», ведется планомерная работа по подготовке молодежи к семейной жизни (действуют школы молодой семьи, клубы молодых родителей, налажена система консультаций и тренингов для подростков и их родителей, действуют клубы практического психолога «познай себя» для подростков, выявляется психологическая готовность детей к школе. Все чаще в центрах открываются «телефоны доверия», ведущей фигурой которых является психолог.
Центрами немало делается для повышения психологической грамотности населения, школьных педагогов, всех, кто имеет прямое отношение к работе с детьми и подростками. В этих целях специалисты-психологи ведут семинары и занятия в школах, техникумах, отделениях милиции.
Утрата нравственных ориентиров во многих семьях, деформация нормальных отношений между родителями, их отчуждение друг от друга и от детей приводят к тому, что у них все чаще проявляются; асоциальные стереотипы поведения, психологическая и социальна зависимость от внесемейной, нередко асоциальной, среды.
В деятельности все большего числа центров работа по профилактике детской безнадзорности и правонарушений занимает все более заметное место, хотя это наиболее трудоемкое и сложное направление деятельности центров.
Не ограничиваясь лекциями, беседами, консультациями, многие центры основную часть работы переносят непосредственно в семьи, чтобы лучше узнать ее микроклимат, ее проблемы и трудности, лучше уяснить, какие необходимо принять меры по «выпрямлению» подростка, предотвращению правонарушений с его стороны.
Работа центров с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями — тема, заслуживающая особого разговора. Крайне важно, что эта категория детей все больше вовлекается в орбиту влияния центров семьи, которые все чаще открывают у себя отделения реабилитации детей-инвалидов — стационарные и дневного пребывания.
Помощь центров детям-инвалидам носит разные формы. Это и обучение их народным ремеслам, и организация художественных выставок и выставок рукоделий детей-инвалидов, и оплата санаторно-курортных путевок, консультирования специалистов (центры в Ханты-Мансийском автономном округе), работы сиделок, и содействие ребятам в приобретении специальности, в проведении на дому реабилитационных мероприятий.
Анализ материалов с мест, непосредственное знакомство с практической деятельностью центров семьи показывает, что они все больше становятся не просто «скорой социальной помощью», а тем цементирующим ядром, вокруг которого сосредотачивается вся работа с семьями и детьми на данной территории: центры разрабатывают соответствующие территориальные планы и программы, мероприятия по укреплению института семьи, формированию общественною мнения.
Располагая возможностями иметь серьезную информационную базу, банк разнообразных данных о семьях и детях, нуждающихся в социальной поддержке, центры играют важную роль в формировании территориальной системы социального обслуживания населения, становлении комплексной сети учреждений, призванных оказывать разнообразную социальную помощь семье и детям.
Они становятся той лабораторией, где рождаются проверенные практикой методики и технологии работы с самыми различными категориями семей и детей, которые затем берутся на вооружение и используются в деятельности специализированных учреждений, реабилитационных и кризисных центров, психологических служб и др.
Трудно переоценить роль центров в практической реализации Основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации № 712 от 14 мая 1996 г. Национального плана действий в интересах детей (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. №942). Данные Указы содержат подробное изложение основных форм социальной поддержки российских семей, обеспечивающие стабилизацию их материального положения, увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи, усиление помощи семье в воспитании и содержании детей, охране ее здоровья высококачественном санитарном просвещении, особенно подростков по вопросам полового воспитания. В Указах прямо говорится о необходимости развития учреждений социального обслуживание семьи и детей, обозначен круг основных услуг, которые они должны оказывать.