Социальное обслуживание семьи и детей как направления социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:42, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить и обозначить перспективные направления организации социального обслуживания семьи и детей.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать литературу по изучаемому вопросу;
2.Раскрыть виды, формы, методы социального обслуживания семьи и детей;
3.Представить опыт работы по социальному обслуживанию семьи и детей УСО ХМАО – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея» г. Нижневартовска.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 – 5
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ

I.Понятие и принципы социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...

5 – 7
1.Нормативно-правовые основы функционирования социального обслуживания семьи…………………………………………………

7 – 9
I.Система социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...

9 – 16
I.Центры социальной помощи семье и детям – базовые учреждения системы социального обслуживания населения………………………………………………………………...


16 – 23
I.Технологии социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...

23 – 27
ГЛАВА II ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ

II.Развитие социального обслуживания семьи и детей по УСО ХМАО-Югры……………………………………………………………

28 – 33
II.Опыт работы в УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея», в системе социального обслуживания семьи и детей города Нижневартовска………………………………..


33 – 39
II.Виды услуг, оказываемые в УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея»…………………………

39 – 41
II.Теоретические аспекты работы со средствами массовой информации ……………………………………………………………..

41 – 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 45 – 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 48 – 49

Работа содержит 1 файл

Диплом№3 Олеси 409СР..doc

— 348.00 Кб (Скачать)

     Согласно  ст.20 данного Закона к полномочиям  федеральных органов государственной  власти в области социального обслуживания относятся:

  • Установление основ федеральной политики в области социального обслуживания;
  • Принятие федеральных законов в области  социального обслуживания и контроль за их исполнением;
  • Установление методического обеспечения социальных служб;
  • Установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания;
  • Организация и координация научных исследований в области социального обслуживания;
  • Развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания.

     Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации вне пределов полномочий органов государственной  власти Российской Федерации, предусмотренных  Федеральным законом «Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации», осуществляют собственное регулирование социального обслуживания населения. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

    • Обеспечение реализации данного Федерального закона;
  • Разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания;
  • Определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности;
  • Установления порядка координации деятельности социальных служб;
  • Создание, управление и обеспечение деятельности учреждения социального обслуживания.

     Развитию  сети учреждения социального обслуживания семьи и охраны материнства способствовала реализация Федерального закон от 10.12.1995г. № 195-ФЗ «Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации», Постановлений Правительства Росси от 24.06.1996г. №739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» и от 03.10.2002г. №732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы».

     Таким образом, социальное обслуживание семей  и детей, нуждающихся в социальной поддержке государства, является одной  из приоритетных задач городской  социальной политики. 

    1. Система социального обслуживания семьи и детей
 

     Статья 3 Федерального Закона от  10.12.1995г. № 195-ФЗ «Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации» определяет социальные службы как «…предприятия и учреждение независимо от форм собственности, предоставляющие  социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица».

     Статья 1 Федерального Закона от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации» содержит понятие социальных служб для детей, под которыми понимаются «организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей». Эта же статья содержит и определение социальной инфраструктуры для детей, под которой понимается система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывает социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

     Объектами социальной помощи выступают семьи  в целом, отдельные члены семьи, в том числе дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

     Таким образом, социальные службы представляют собой организации и учреждения, оказывающие социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, правовые услуги гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

     Важнейшими  институциональными признаками социальной службы являются:

  1. Правовой статус и правовое закрепление деятельности учреждений социальной защиты с помощью типовых и оригинальных положений, регламентов;
  2. Организационное построение учреждений социальной защиты, социального обслуживания;
  3. Практическое выполнение определенных функций социальной защиты, помощи, поддержке исходя из правового статуса и организационной структуры.

      Таким образом, институциональной основе социальной службы сфокусированы три важнейшие составляющие: правовой статус, организационная структура и функции.

     Отметим, социальные службы в системе социального обслуживания населения выполняют две группы функции:

  1. Сущностно-деятельностные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж);
  2. Нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

     В ст. 17 данного Закона определены виды учреждений и предприятий социального обслуживания. К учреждениям социального обслуживания независимо от форм собственности относятся:

    1. Комплексные центры социального обслуживания населения;
    2. Территориальные центры социальной помощи семье и детям;
    3. Центры социального обслуживания;
    4. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
    5. Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
    6. Социальные приюты для детей и подростков;
    7. Центры психолого-педагогической помощи населения;
    8. Центры экстренной психологической помощи по телефону;
    9. Специальные дома для одиноких престарелых;
    10. Дома ночного пребывания;
    11. Центры социальной помощи на дому;
  1. Стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
    1. Геронтологические центры;
    2. Иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

     К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие  населению социальные услуги.

     Преобладающей моделью государственной социальной службы для семей и детей выступают  территориальные центры социальной помощи семье и детям (ТСС). Содействие созданию и укрепление территориальной  сети учреждений социальной помощи семье  и детям (центров социальной помощи, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирование семьи, центров усыновления, опеки и попечительства, медико-педагогических школ, социальных гостиниц для детей, подростков, матерей с детьми и др.) предусмотрено Указом Президента РФ от 01.06.1992г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы».

     Структурно  территориальные социальные службы представлены следующими специализированными территориальными центрами (социальными службами), конкретные формы которых следующие:

  • Центр социальной помощи семье и детям, имеющий отделы социальной реабилитации и профилактической работы, консультативной помощи, развития семейного предпринимательства и т.д., а также подразделения по оказанию практической помощи (выездные комплексные бригады, служба экстренной психологической помощи, юридическая и психолого-педагогическая консультация, служба знакомств, социальный приют, отделение дневного пребывания детей и матерей с детьми);
  • Центр психолого-педагогической помощи семье и детям, призванный оказывать помощь в преодолении конфликтов в семье, повышать психологическую культуру населения в сфере семейного, супружеского, родительского общения; помогать семьям, испытывающим трудности в воспитании детей, в предотвращении эмоционального и психического кризиса; обеспечивать квалифицированную психолого-педагогическую помощь лицам различных групп риска;
  • Служба экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»), задача, которой – снизить психологический дискомфорт, уровень агрессивности членов семьи;
  • Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, осуществляющий социальную и медико-психологическую помощь и поддержку тем, кто оказался в кризисной жизненной ситуации. Несовершеннолетние в течение необходимого для их реабилитации времени посещают Центр или получают в нем временный приют. Центр включает в себя службу экстренной социальной помощи, медико-психологической диагностики и коррекции, социальной реабилитации, адаптации детей и подростков, службу социально-правой защиты и юридической помощи, иногда – приют проживания в условиях стационара;
  • Социальный приют для детей и подростков, организуемый в целях спасения беспризорных детей и подростков, предоставления им временного убежища, медико-психологической помощи, решения задач их дальнейшего жизнеустройства. Приют может быть организован как самостоятельное учреждение территориальной социальной службы и как часть социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;
  • Центр помощи детям, оставшимся без родителей, который осуществляет содержание и устройство на дальнейшее воспитание в семью или в государственное учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от рождения до 18 лет);
  • Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, создаваемый в целях социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии, формирования у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению труду с помощью комплекса медицинских, социальных, педагогико-психологических и других мероприятий.

       Сеть территориальной социальной  службы может включать также  (в зависимости от имеющихся  условий и специфических особенностей района) молодежные центры, центры новых форм дошкольного воспитания и внешкольной работы, кризисные центры помощи лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и преступлений, отбывших уголовное наказание, беженцам, бесплатные и льготные столовые, пункты раздачи продуктов, одежды, детского питания.

     Специализированным  территориальным службам в системе  территориальной социальной службы предоставляется высокая степень  организационной самостоятельности. Они имеют статус юридического лица, имеют в собственности обособленное имущество, открываются счета в банках, в том числе внебюджетные счета для поступления средств от государственных, общественных предприятий и организаций, частных лиц. Также могут иметь печать, штампы и бланки социального обслуживания со своим наименованием. Деятельность центров и учреждений территориальных социальных служб регламентируются Уставом, который разрабатывается самостоятельно с учетом типовых положений.

     В сфере социального обслуживания семьи заметную роль играет негосударственный сектор (общественный, благотворительный и другие организации). Российским государством определены законодательные основы для функционирования негосударственного сектора социального обслуживания семьи.

     В частности, в соответствии с Федеральным  законом от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Причем, государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты), заключение любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг, социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.

     Федеральный закон от 11.08.1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной  деятельности и благотворительных организациях» устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. В частности, в ст. 18. гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации и прав и законных интересов граждан и юридических лиц – участников благотворительной деятельности – органами государственной власти и органами местного самоуправления. Предусмотрена ответственность должностных лиц, препятствующих реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, в соответствии с действующим законодательством РФ. Указанный закон называется в числе форм государственной поддержки участников благотворительной деятельности финансирование на конкурсной основе благотворительных программ, размещение государственных и муниципальных заказов.

Информация о работе Социальное обслуживание семьи и детей как направления социальной защиты населения