Социальное обслуживание семьи и детей как направления социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:42, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить и обозначить перспективные направления организации социального обслуживания семьи и детей.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать литературу по изучаемому вопросу;
2.Раскрыть виды, формы, методы социального обслуживания семьи и детей;
3.Представить опыт работы по социальному обслуживанию семьи и детей УСО ХМАО – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея» г. Нижневартовска.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 – 5
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ

I.Понятие и принципы социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...

5 – 7
1.Нормативно-правовые основы функционирования социального обслуживания семьи…………………………………………………

7 – 9
I.Система социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...

9 – 16
I.Центры социальной помощи семье и детям – базовые учреждения системы социального обслуживания населения………………………………………………………………...


16 – 23
I.Технологии социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...

23 – 27
ГЛАВА II ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ

II.Развитие социального обслуживания семьи и детей по УСО ХМАО-Югры……………………………………………………………

28 – 33
II.Опыт работы в УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея», в системе социального обслуживания семьи и детей города Нижневартовска………………………………..


33 – 39
II.Виды услуг, оказываемые в УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея»…………………………

39 – 41
II.Теоретические аспекты работы со средствами массовой информации ……………………………………………………………..

41 – 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 45 – 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 48 – 49

Работа содержит 1 файл

Диплом№3 Олеси 409СР..doc

— 348.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 – 5

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ

 
 
  1. Понятие и  принципы социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...
 
5 – 7
    1. Нормативно-правовые основы функционирования социального обслуживания семьи…………………………………………………
 
7 – 9
  1. Система социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...
 
9 – 16
  1. Центры социальной помощи семье и детям – базовые учреждения системы социального обслуживания населения………………………………………………………………...
 
 
16 – 23
  1. Технологии социального обслуживания семьи и детей……………………………………………………………………...
 
23 – 27
ГЛАВА II ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ  
 
  1. Развитие  социального обслуживания семьи и детей по УСО ХМАО-Югры……………………………………………………………
 
28 – 33
  1. Опыт работы в УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея», в системе социального обслуживания семьи и детей  города Нижневартовска………………………………..
 
 
33 – 39
  1. Виды услуг, оказываемые в УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея»…………………………
 
39 – 41
  1. Теоретические аспекты работы со средствами  массовой информации ……………………………………………………………..              
 
41 – 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 45 – 47
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 48 – 49
ПРИЛОЖЕНИЯ   

     ВВЕДЕНИЕ 

     Специфика осуществления радикальных экономических  реформ в России, сопровождающаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к значительному ухудшению  положения семьи и детей, серьезным  деформациям в их жизнедеятельности. Резко возросло число малообеспеченных семей, семей с тревожными негативными нарушениями в межличностных отношениях, семей с отрицательным  психологическим  климатом,  неблагоприятной эмоциональной атмосферой. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми  родителями, разрыва связей между ними крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие миллионов детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.

     В этих условиях становление системы социального обслуживания населения, прежде всего семьи и детей, стало объективной необходимостью. Серьезным импульсом ее поступательного развития явилось принятие Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

     Социальное  обслуживание семей и детей базируется на конституционно-правовых гарантиях, провозглашенных в Конституции  РФ, федеральных законах и других нормативных актах.

     Несмотря  на многочисленные трудности становления  в нашей стране системы учреждений социального обслуживания семьи и детей она динамично развивается, ибо отвечает первоочередным потребностям населения, ориентирована на оказание социальных услуг, в которых остро нуждаются миллионы россиян.

     В отличие от функциональных учреждений того или иного профиля центры имеют возможность решать своими силами самые разнохарактерные проблемы той или иной семьи, помочь преодолеть ей самые различные трудности, предоставляя комплекс разнообразных услуг: экономических, социально-медицинских, психологических и др. Эта особенность центров чрезвычайно важна в условиях слабой, как  правило,  развитости  в  пределах  одной  территории функциональных   учреждений   социальной   направленности, преобладания во многих регионах какого-то одного вида учреждений социального обслуживания семьи и детей (в основном это социальные приюты для детей и подростков). Именно наличие названных центров позволяет делать социальную помощь семье и детям адресной, своевременной и эффективной, предупреждать многие деструктивные процессы и негативные проявления в жизнедеятельности семей. Центры   обладают  редкостной   возможностью  комплексного воздействия на такую уникальную человеческую общность, какой является семья — воздействия именно на семью, а не на кого-то из ее членов. Именно центры могут сыграть решающую роль в оказании всеобъемлющей помощи той или иной конкретной семье, благодаря которой она встанет на ноги, преодолеет выпавшие на ее долю жизненные трудности.

     Объект: система социального обслуживания семьи и детей.

     Предмет: деятельность территориальных органов  центров по социальному обслуживанию семьи и детей.

     Цель: изучить и обозначить перспективные  направления организации социального обслуживания семьи и детей.

     Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по изучаемому вопросу;
  2. Раскрыть виды, формы, методы социального обслуживания семьи и детей;
  3. Представить опыт работы по социальному обслуживанию семьи и детей УСО ХМАО – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Кардея» г. Нижневартовска.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ    

                                      

    1. Понятие и  принципы социального обслуживания семьи и детей
 

     Социальное  обслуживание предполагает новый для  нашей страны вид социальной помощи семье, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных, других проблем и осуществляется через сеть специализированных социальных служб.

     В настоящее время социальное обслуживание сопоставляется с социальной защитой. Исходя, из этого социальная защита направлена не на все семьи, а на определенную социально уязвимую их часть. Кроме того, это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления. Такое разделение дает представление лишь об основных принципиальных подходах.

     Социальное  обслуживание семьи и детей представляет собой многоуровневую систему, основными  компонентами которой выступают государственные и муниципальные органы управления и учреждения социального обслуживания неправительственного сектора (учреждении, созданные общественными, благотворительными и другими организациями).

     Целью системы социального обслуживания семей должна быть ориентированность на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе материального и духовного благополучия каждой семьи и выполнению задач, которые состоят из:

  • Достижения ощутимого улучшения материального положения и условий жизни каждого человека и в целом всех семей;
  • Обеспечение эффективной занятости населения, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  • Гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры обеспечения жильем;
  • Переориентации социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи;
  • Нормализации и улучшения демографической ситуации, снижения смертности населения, особенно детской и граждан в трудоспособном возрасте;
  • Обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение качества жизни семей;
  • Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, сокращения масштабов бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи;
  • Создание работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
  • Кардинального улучшения охраны здоровья семьи, усиления помощи семье в воспитании детей;
    • Усиление профилактики социального неблагополучия.

Особое  место отводится поддержке семьи, в которую входит:

    1. Совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми;
    2. Государственное стимулирование малого и среднего бизнеса, различных форм самозанятости;
    3. Развития новых социальных технологий поддержки семьи: сети специализированных учреждений социального обслуживания и молодежи, расширения перечня оказываемых ими социальных услуг, в том числе консультативных по профилактике социального неблагополучия. Выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям;
    4. Стимулирования развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного пути.

     Социальное  обслуживание основывается на принципах: адресности, доступности, добровольности, гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности; соблюдение прав человека и гражданина; преемственности всех видов социального обслуживания. 

    1. Нормативно-правовые основы функционирования социального обслуживания семьи
 

     Социальное  обслуживание семей и детей базируется на конституционно-правовых гарантиях, провозглашенных в Конституции РФ, федеральных законах и других нормативных актах.

     В ст.7 Конституции Россия провозглашена  социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека. Обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб.

     Указом  Президента РФ от 01.06.1992г. №543 «О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и  развития детей в 90-е годы» Правительству Российской Федерации в числе неотложных мер, направленных на улучшение положения детей в Российской Федерации, предписывалось разработать и утвердить научнообоснованный перечень обязательных бесплатных социальных услуг женщинам и детям, предоставление которых должно быть гарантированно государством.

     Основным  нормативным документом в области  социального обслуживания населения, семьи и детей является Федеральный  закон от 10.12.1995г. № 195-ФЗ «Об основах  социального обслуживания населения в Российской Федерации». В нем даны основные понятия сферы социального обслуживания, определена система социальных служб, установлены принципы предоставления социальных услуг. Статья 6 Закона раскрывает соответствия социального обслуживания государственным стандартом, устанавливающим основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Закон содержит перечень прав членов семьи на социальное обслуживание; механизм организации социального обслуживания; реестр учреждений и предприятий социального обслуживания и процедуру их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, порядок финансового обеспечения. В Законе определены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания.

Информация о работе Социальное обслуживание семьи и детей как направления социальной защиты населения