Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 08:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение содержания социальной работы в решении проблем детей из многодетных семей в Российской Федерации и в Омском регионе на примере КЦСОН «Родник» ЛАО г. Омска.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать образ жизни детей и подростков из многодетных семей.
2. Проанализировать проблемы социализации детей в многодетных семьях
3. Изучить социальную защиту и поддержку детей из многодетных семей в Российской Федерации, а также на территории г. Омска.
4. Охарактеризовать практику социальной работы КЦСОН «Родник» с детьми и подростками из многодетных семей.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, приложения и списка литературы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми из многодетных семей……………………………………………………………………………….8
§ 1. Социально – демографический портрет многодетной семьи в Российской Федерации………..………………………………………………………………..8
§ 2. Социально – психологические особенности детей из многодетных семей……..25
Глава II. Опыт решения проблем детей из многодетных семей в России……………38
§ 1. Опыт социальной защиты и поддержки многодетной семьи в России и в Омском регионе …………………………………………………………………38
§ 2. Деятельность КЦСОН «Родник» ЛАО г. Омска с детьми из многодетных семей……………………………………………………………………………...53
Заключение ………………………………………………………………………69
Список литературы…………………………...........................................................
В Центре проводится работа по актуализации банка данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сведения в банк данных на семьи поступают от всех систем структуры профилактики, существующих в округе. В трехдневный срок информация обрабатывается и по постановлениям комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в течение двух недель информация поступает в банк данных. По состоянию на конец 2008 года в банке данных состояло на учете 28 многодетных семей (104 детей) [31, с. 39].
Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям (ОПППСиД) в КЦСОН «Родник» существует уже более 5 лет. Работа строится на основе следующих принципов: комплексный и индивидуальный подход к каждой семье, опора на положительные черты каждого ее члена, деятельный подход в воспитании и развитии.
Основной задачей отделения является повышение психолого-педагогической устойчивости и формирования психолого-педагогической культуры семей, в том числе и многодетных, в первую очередь, в сферах межличностного, семейного и детско-родительского общения, а также помощь детям в усвоении дошкольной и школьной программы.
Специалисты ОПППСиД в отношении многодетных семей и детей осуществляют следующее:
- психолого-педагогическую и социальную диагностику и сопровождение семей, нуждающихся в поддержке
- помощь семьям, испытывающим трудности в воспитании и обучении детей, ознакомление с особенностями психологии детского возраста и детского коллектива;
- оказывают помощь детям из многодетных семей в усвоении дошкольной и школьной программ (коррекционно-развивающие программы, методы психокоррекции и другие психолого-педагогические приемы (в т.ч. беседы, общение, выслушивание, подбадривание и т.п.);
- занимаются с детьми эстетотерапией (организацией культурно-досуговой, познавательно-
- психологическую коррекцию, проведение психологических тренингов, организацию экстренной психологической помощи (в том числе и по телефону)
- диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, изучение его склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе, профориентирование;
В отделении осуществляется комплексный подход к детям из многодетных семей. Работа ведется в тесном взаимодействии с Отделением профилактики безнадзорности детей и подростков. Но в отличие от ОПБДиП ОПППСиД не занимается выявлением неблагополучных многодетных семей. Работа с семей носит заявительный характер. На каждую семью и ребенка в течение 1 года ведется картотека, куда входят социальный паспорт семьи и карта комплексного сопровождения детей. Таким образом, работа ведется не только с ребенком, но и с его семьей.
В Центре осуществляется социальное консультирование и беседы с родителями по проблемам взаимоотношений с детьми, помощь в разрешении конфликтов. По этим темам специалистами отделения выпущены информационные буклеты. С родителями работает психолог, который организует беседы, лекции, консультации, тренинговые занятия на различные темы: «Конфликты. Как их избежать», «Общаться с ребенком. Как?», «Давай вместе», «Как слушать ребенка», «Семья — глазами детей», «Проблемы моего ребенка. Возрастные особенности детей, кризисы» и др. В течение всего рабочего дня родители и дети имеют возможность индивидуальной консультации.
Родители чаще обращаются за помощью по вопросам воспитания детей, отсутствия взаимопонимания в семье, проблем в общении, душевного дискомфорта, депрессии. Дети - попадая в конфликтные ситуации со сверстниками, испытывая эмоционально - личностные проблемы, иногда желая пройти тестирование на интеллектуальные способности или при затруднениях в выборе профессии.
С детьми проводится социальная коррекция с помощью индивидуальных занятий и занятий в мини-группах.
а) Коррекция эмоционально-личностных проблем. Нередко
беседуя с ребенком или родителями, понимаешь необходимость в целенаправленных занятиях по коррекции поведения, по приятию
себя и окружающих, снятию тревожности, преодолению страхов.
б) Занятия, направленные на развитие познавательных процессов детей и подростков, тренинги общения, формирование положительной Я - концепции.
Не каждая многодетная семья может самостоятельно подготовить ребенка к школе. Многие дети 5-6 лет в силу разных причин не имеют возможности посещать детский сад. "Время собираться в школу» - программа для детей из социально уязвимых категорий семей, не посещающих ДОУ. Цель – оказание практической профессиональной педагогической помощи в речевом развитии, развитие общения; создания условий для адаптации конкурентоспособности "домашних" детей социально уязвимых категорий семей. Реализуется посредством коррекционно-развивающих занятий, практикумов общения проводимых в Центре – студии "Школяр".
Центр-студия «Школяр» создана для детей из социально незащищенных семей дошкольного и школьного возраста. Цель состоит в том, чтобы обеспечить психологическую и социальную готовность детей к успешному обучению в школе, а также помощь в подготовке домашних заданий школьникам. С детьми занимаются 2 раза в неделю. Специалисты Отделения психолого-педагогической помощи семье и детям проводят занятия по развитию речи, изодеятельности, обучению грамоте (подготовка руки к письму: линование, штриховка), этикету, логике и т.д.
В Отделении психолого-педагогической помощи семье и детям разработана и действует целевая программа «Быть человеком», которая включает 4 подпрограммы:
- Берегиня;
- России верные сыны (Мальчик. Юноша. Мужчина).
- Народный университет. Педагогический факультет для всей семьи.
- Стартовая площадка. ( Работа по профориентации).
На базе Отделения психолого-педагогической помощи семье и детям действуют:
- клуб – школа "Своя ноша", где родители принимают непосредственное участие в организации и проведении мероприятий для своих детей. Это единственная связь с обществом, а главное – это один из методов воспитания личным примером.
- подростковый клуб "Киви" (клуб интересных идей, встреч). Особенно востребованы информационно – просветительские встречи, где происходит прямой диалог со специалистами самых различных направлений с включением викторин, конкурсов, ролевых, сюжетно- ролевых и деловых игр.
В КЦСОН «Родник» периодически проходят семейные вечера «Моя родословная», праздники общения «Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец» для семей с детьми, в том числе и многодетных.
Таким образом, за декабрь 2008 года в Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям на учет поставлено 133 семьи, 15 из которых многодетные.сноска
В течение летних и осенних каникул для детей в возрасте от 7 до 15 лет открыты двери оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе Отделения дневного пребывания детей. Оздоровление детей является одним из видов социальной поддержки. Особое внимание в лагере уделяется физическому воспитанию детей, пропаганде здорового образа жизни. Ежедневно с детьми проводится утренняя зарядка, при благоприятных погодных условиях – на улице, подвижные игры, которые способствовали хорошему настроению детей, развитию физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости.
Медицинский работник обеспечивает детей витаминами (ежедневно витаминизация третьего блюда, фиточай, 2 раза в заезд гематоген). В начале сезона медиками производится осмотр детей, и даются соответствующие рекомендации на сезон для каждого ребенка. Дети, имеющие направления от участковых педиатров, получают курс оздоровительного массажа из 10 процедур, курс лечебной физкультуры. Широко применяются укладки для детей с S-образным, с С-образным скалиозами, скалиотической болезнью, методики из мануальной терапии. Кроме этого, проводится просветительская работа: беседы врача, воспитателей по вопросам гигиены.
Оздоровительные мероприятия, проводимые в Центре, не столько устраняют симптомы и проявления той или иной болезни, сколько повышают устойчивость организма к негативным воздействиям внешней среды, укрепляют здоровье, а следовательно, положительно воздействуют на течение основного заболевания ребенка и на процесс его реабилитации как медицинской и социальной.
Для более эффективного проведения оздоровительной компании специалисты Отделения дневного пребывания детей разработали программу "Дом, в котором мы живем". Идея программы – строительство общего дома, дома в широком смысле этого слова: семьи, внутренних отношений, основополагающих принципов. Основными задачами программы являются:
1. Улучшение здоровья детей через проведение оздоровительных мероприятий: зарядка, массаж, ЛФК, витаминизация, фитотерапия, кислородный коктейль.
2. Создание условий для развития творческого потенциала, проявления лидерских способностей.
3. Обогащение сознания и мышления детей знаниями ЗОЖ, об истории и культуре родного края.
4. Формирование у детей системы ценностей, гражданской компетентности личности, установок поведения, общей культуре и культуре внутрисемейных отношений.
Организация работы тематической смены детского лагеря осуществляется по принципам долговременной сюжетно – ролевой игры. Идея смены–игры – строительство общего дома. Смена лагеря включает в себя 18 дней, каждый из которых представляет собой «кирпичик» - материал для строительства нашего общего дома. Для участия в программе все ребята делятся на отряды. Формирование отрядов может вестись как по возрастному признаку (дети одной возрастной группы), так и по принципу добровольности (разновозрастный отряд). Работая с особой категорией детей, представляется наиболее целесообразным второй способ формирования отрядов. В разновозрастном отряде младшие дети, ощущая на себе заботу старших, чувствуют себя защищенными. У старших же, в свою очередь, формируется чувство ответственности за других. Вторым плюсом данного формирования отрядов является их паритет при участии в различного вида соревнованиях. Таким образом, дети стремятся сделать свою жизнь наполненной, научатся расставлять приоритеты, бережно относиться к своему здоровью и здоровью своих близких.
Кроме программы «Дом, в котором мы живем» специалистами Отделения дневного пребывания детей разработаны и прошли апробацию программы:
"Мы вместе" - цель программы: воспитание социального статуса детей и подростков, развитие жизненно – необходимых навыков и личностных способностей, позволяющим несовершеннолетним успешно выполнять различные социальные роли и иметь возможность быть реально включенными в разные сферы социальных отношений и жизнедеятельности.
"Создай себя" - программа психолога О.В. Евженко, нацелена на коррекционно-развивающую работу, направленную на профилактику школьной неуспеваемости и социальной дезадаптации [31; с.53].
"Праздник здоровья" - программа специалиста по социальной работе В.В. Виноградова-Савченко, – цель программы: развитие у воспитанников исследовательских способностей в процессе усвоения вспомогательных исторических дисциплин.
"Знаки доблести и славы" - программа специалиста по социальной работе В.В. Виноградова-Савченко, – цель программы: воспитание личности заботящейся о своем духовно-нравственном и физическом совершенстве. Оздоровление детей из семей, нуждающихся в особой заботе государства.
Работа по организации досуга детей ведется на основе различных коллективно-творческих дел (игровые программы, викторины, КВНы, конкурсные программы). Ребята принимают участие в различных культурно - досуговых мероприятиях в ГДК им. Красной Гвардии, ГДК им. Свердлова, посещают музеи пожарной охраны, Либеров-Центр, боевой славы 242 УЦ ВДВ пос. Светлый, выставку подводного мира "Наутилус".
Важным моментом в работе с детьми являются занятия психолога и социального педагога. С каждым ребенком проводится социальная диагностика. Занятия с детьми проводятся как групповые, так и индивидуальные.
Для закрепления достигнутого результата проводятся беседы с родителями, направленные на разъяснение особенностей воспитания детей различных возрастных категорий. Всем родителям даны необходимые консультации.
На базе БУ КЦСОН "Родник" создан трудовой отряд "Муравей +" по организации временной трудовой занятости несовершеннолетних с двухразовым питанием. Целью отряда является организация трудовой деятельности педагогически запущенных подростков и подростков из социально-уязвимых семей и самореализация личности через трудовую деятельность.
КЦСОН «Родник» предлагает ребятам следующие виды работ: благоустройство территории центра и прилегающих территорий, оказание помощи КТОС "Куйбышевский", "Радуга", "Свердловский", обслуживание пожилых и инвалидов на дому под руководством специалистов ОПБДиП, организация досуга в лагере дневного пребывания детей. Ребята трудового отряда принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в Центре ко Дню защиты детей, Дню города, Дню Петра и Февронии. С целью формирования у несовершеннолетних осознанного и позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям и к самому себе организуются тренинги "Развитие навыков самопознания в профессиональном и личностном самоопределении", "Мы вместе сможем многое!", "Осознаю свой смысл и выбор жизненного пути", "Остановись и подумай".
На базе Отделения дневного пребывания детей работают студии:
Информация о работе Социальное обслуживание многодетной семьи