Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 08:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение содержания социальной работы в решении проблем детей из многодетных семей в Российской Федерации и в Омском регионе на примере КЦСОН «Родник» ЛАО г. Омска.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать образ жизни детей и подростков из многодетных семей.
2. Проанализировать проблемы социализации детей в многодетных семьях
3. Изучить социальную защиту и поддержку детей из многодетных семей в Российской Федерации, а также на территории г. Омска.
4. Охарактеризовать практику социальной работы КЦСОН «Родник» с детьми и подростками из многодетных семей.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, приложения и списка литературы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми из многодетных семей……………………………………………………………………………….8
§ 1. Социально – демографический портрет многодетной семьи в Российской Федерации………..………………………………………………………………..8
§ 2. Социально – психологические особенности детей из многодетных семей……..25
Глава II. Опыт решения проблем детей из многодетных семей в России……………38
§ 1. Опыт социальной защиты и поддержки многодетной семьи в России и в Омском регионе …………………………………………………………………38
§ 2. Деятельность КЦСОН «Родник» ЛАО г. Омска с детьми из многодетных семей……………………………………………………………………………...53
Заключение ………………………………………………………………………69
Список литературы…………………………...........................................................
Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. В таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Общим любимцем часто оказывается младший ребенок. Иногда симпатия родителей и любовь в большей мере направлена на дочь, нежели на сына. Нередко меньше внимания уделяется среднему ребенку и т.д. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по-своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других - повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Наблюдения свидетельствуют, что естественная забота родителей о вновь появившемся малыше, необходимое переключение внимания на него вызывают у старшего чувство обиды, зависти, ревности, беспокойства, ощущения себя обделенным и одиноким, ведут к потере душевного равновесия [65; с.195]. Подобное положение старшего или среднего ребенка не всегда осознаются родителями, не всегда они находят нужный к нему подход и проявляют необходимый такт.
В психологической литературе можно встретить такие термины, как «психология старшего брата», «психология старшей сестры», «психология младшего брата», «психология младшей сестры». Положение старших детей, которым приходится заботиться о младших, способствует выработке многих ценных нравственно – психологических качеств. Однако отзывчивость и доброта старших к младшим может способствовать развитию не положительных, а отрицательных качеств младших детей: эгоистичных наклонностей, капризно – деспотичных черт. Положение старшего брата или сестры нередко ведет к выработке категоричности суждений, стремления к руководству и лидерству.
В многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения.
Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение.
Большое значение для воспитательного потенциала семьи имеют такие её составляющие, как образовательный уровень родителей, общая культура, педагогическая активность, умение устанавливать добрые отношения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст отца и матери.
Нельзя не подчеркнуть, что семейная атмосфера – отношение между членами семьи – ценности и родительские связи, создают исходную, решающую среду, в которой формируется личность ребенка. Из опыта семейной жизни он устанавливает представление о себе, о других, об окружающем мире в целом. Эта атмосфера формирует ценности самого ребенка, обеспечивает ему чувство защищенности (или незащищенности), собственной значимости.
Супружеские отношения формируют определенную позицию – эмоциональные отношения к сыну или дочери, взгляд на его (её) воспитание. Родительская позиция – один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности ребенка. В ней отражаются чувства, которые его родители питают друг к другу.
Внутрисемейные связи в многодетной семье, как известно, включают супружеские отношения, родительско-детские и отношения между детьми.
Большие трудности в воспитательном процессе семьи, имеющей несколько детей, связаны именно с налаживанием дружеских взаимоотношений между ними.
Взаимоотношение в семье определяется как форма и условие сосуществования родственников (родителей и детей). С помощью взаимоотношений реализуется функции семьи. Характер взаимоотношений в семье складывается под влиянием нескольких факторов: традиций семейного общения, социально-экономического состояние общества и его нравственно-психологической атмосферы; степени зависимости жизнедеятельности семьи от общества; типа семьи, её состава, структуры, психических и личностных свойств членов семьи; степени их совместимости, конфликтности. Таким образом, можно заключить, что на взаимоотношение в семье влияет как внешние, так и внутренние факторы.
К внутренним факторам можно отнести, в данном случае, многодетность. В популярной литературе отмечается, что многодетная семья более стабильна, чем одно и двухдетная: дети скрепляют супружеский союз, обостряют супружеский долг. В многодетной семье обеспечивается реальная возможность постоянного общения между людьми разного пола, разного возраста, снижается возможность формирования таких качеств характера, как эгоизм, себялюбие, ленность. Разнообразие интересов, характеров, отношений, которое возникает в такой семье – благодатная почва для развития детей, для совершенствования личности родителей.
Воспитательное воздействие окружающей группы детей в многодетной семье имеет специфические черты. Не нужно обширных исследований, чтобы понять и признать: дети в такой семье гораздо больше времени проводят друг с другом, чем с кем-либо из родителей.
Они выступают друг для друга неисчерпаемым источником развивающих стимулов (старшие для младших). Внутренние отношения в такой детской группе строятся на особенностях поведения и темперамента каждого и на ряде других факторов, которое указывалось раньше.
Характерной чертой такой детской группы также является определенное постоянство и общность жизненных условий. Они дети одних и тех же родителей, у них одни и те же родственники, свидетели одних и тех же семейных событий, живут среди одних и тех же вещей. У них однажды и навсегда, по крайней мере формально, закреплено положение каждого в такой детской группе.
Группа братьев и сестер характеризуется тем, что одни дети для другого выступают скорее в роли партнера, чем любой из родителей или взрослых. Закономерно, что между детьми возникает множество конфликтов, так как у них интересы и потребности “близкие”, но, разумеется, не тождественные.
Но в то же время их “партнерство” – источник множества общественно позитивных ситуаций и тенденций. Тут формируется “соучение”, “соигра” и “сотрудничество”.
Следующая черта – детям приходится делить между собой внимание родителей и многое другое, тем самым они учатся в определенной мере, быть учтивыми и восприимчивыми.
У детей формируется представление Я это Я. Дети посредством игры и, примеряя на себя разные роли, познают мир и самого себя. Кроме того, дети из многодетных семей больше играют в ролевые игры. Им есть у кого учиться и с кем играть. Ведь именно такая игра дает ребенку объемное представление о мире. Как утверждает Дж. Мид, через процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Мид выделяет две главные стадии в развитии самости. Первая известна как стадия игры (play stage): ребенок играет роли, которые не являются собственно его [42; с.226]. Вторая стадия в развитии самости - соревновательная стадия (game stage): принимая участие в соревновании, дети видят себя со стороны других участников, что требует от них представлять себя в роли других и тем самым оценить свою роль. Любое организованное сообщество (в том числе и семья), которое через выражение отношения всего сообщества к действиям индивида обеспечивает тем самым формирование его самости, Мид называет обобщенным другим. Таким образом, ребенок, развиваясь в большой семье в полной мере проходит 2 стадии развития самости, принимая чужие роли и соревнуясь со своими братьями и сестрами. В многодетной семье быстрее и лучше формируется самость.
Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, дети также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других (концепция зеркального «Я»). В процессе формирования самости особо важную роль играют первичные группы (семья, сверстники). Если представители первичных групп уважительно относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем - ребенок сам начинает уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях [39; с.324]. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Он смотрит в представления других о себе, как в зеркало, и судит о самом себе по этому отражению. Следовательно, в многодетной семье у ребенка формируется правильное отношение к самому себе.
Гораздо быстрее в многодетной семье приобретаются навыки общения. Ведь для ребенка очень важна детская среда, ему естественно жить среди таких, как он. Дети взаимно тяготеют друг к другу [62; с.81]. У детей из многодетных семей формируются навыки общения также и с друзьями старших и младших братьев и сестер. Таким образом ребенок дополнительно общается за рамками своей малой социальной группы. Разнообразие интересов, характеров, отношений, которое возникает в такой малой социальной группе – благодатная почва для развития детей, для их успешной социализации. Таким образом, дети получают социальный опыт. При столкновении с жизнью за пределами дома ребенок не получит психологической травмы. Придя в новый детский коллектив ребенок не будет ждать, что его будут выделять из окружающих, как например ребенок из однодетной семьи. Придя в новый коллектив, дети смогут быстрее и успешнее в него влиться, не станут стесняться, смогут более полноценно общаться.см.с.25 Ведь группа сверстников является одним из решающих микрофакторов социализации. А если ребенку хорошо и он комфортно себя чувствует в школьном коллективе, то у него будет желание учиться, он будет с удовольствием посещать школу.
В многодетной семье очень быстро возникает сознание, что есть мы – дети, братья, сестры. К тому же жизнь в детской группе весьма действенно способствует так называемой дифференциации личности. Ребенок в семье хочет делать то, что делает другой, уметь то, что умеет другой и т.д. но с другой стороны, каждый из них с таким же упорством защищает что-то свое, хочет уметь что-то другое, делать что-то другое. Хочет быть самим собой, а не только старшим или младшим братом. Он хочет нравиться родителям, импонировать другим детям чем-то своими, особенным, а не только тем, что он брат или сестра кого-то, кто как пример постоянно маячит перед ним, или как баловать по состоянию наступает ему на пятки. Здесь коренится причина детского соперничества. Оно может быть по-своему естественным и здоровым, если родители сумеют поддерживать и направлять его так, чтобы никто не был обойденным и униженным. Но соперничество может принести и негативные результаты, если упустить контроль за ним.
Соперничество, конкуренция между детьми в семье – явление настолько распространенное, что некоторыми психологами, психиатрами считается неизбежным. Или же отмечается общая закономерность: чем больше разрыв в годах, тем меньше проявляются конкурентные отношения и наоборот – чем меньше различается возраст детей, тем ярче их соперничество.
Для того чтобы ориентироваться в сложных взаимоотношениях детей в семье Хоментаускас Г.Т. предлагает экологическую схему семьи, которая как он считает, подчеркивает тесную связь взаимоотношений детей и отношения родителей к детям [69; с.202].
Семья для каждого её члена является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. В ней каждый стремится удовлетворять свои потребности, реализовать развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. Для этой «экологической системы» характерно то, что несогласованность психологических потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи.
Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную «экологическую нишу», т.е. выполняет определенные необходимые для поддержания баланса системы функции.
И таким образом, каждый ребенок занимает определенную позицию, статус в межличностных отношениях детей. В многодетной семье дети выбирают различные, индивидуальные пути поведения, которые строятся на основе субъективной, подсознательной оценки происходящего вокруг. Уже в конце первого и в начале второго года жизни ребенок становится настоящим «экспертом» своих родителей. В семьях с серьезными проблемами в отношениях, личностными отклонениями родителей наблюдаются такие формы поведения детей и воздействия на родителей, которые плохо влияют на развитие и взаимоотношение ребенка с другими детьми (болезнь, агрессия).
Ссоры между детьми в семье по своей значимости на формирование личности детей несут противоречивый характер.
С одной стороны они закаливают характер, выступают как субъективный опыт детей. А с другой стороны, ссор между детьми в семье избежать невозможно. Но их можно считать естественными и нормальными, только если в их основе не лежит мотив предательства.
Негативные отношения между детьми при отсутствии правильной позиции родителей и положительных личностных качеств самих детей, могут закрепиться и сопровождать их всю жизнь, вызывая различные внутренние конфликты личности и влияя на отношение с другими людьми.
Так как дети в многодетной семье находятся постоянно в тесном контакте, то можно сказать, что многодетная семья является личностной микросредой для ребенка. Специфическая особенность личностной микросреды составляет не столько её ограниченность, сколько то решающее обстоятельство, что ребенок активно взаимодействует с ней, приобретает здесь свой социальный опыт, эмоционально переживает свои взаимоотношения с составляющими её модели.
Личностная микросреда ребенка, в нашем случае, это - многодетная семья, представляет собой единство двух основных социально психологических подсистем: первоначально это подсистема “взрослый – ребенок”, к которой на определенной стадии онтогенеза подключается система “ребенок – ребенок”.
Информация о работе Социальное обслуживание многодетной семьи