Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 08:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение содержания социальной работы в решении проблем детей из многодетных семей в Российской Федерации и в Омском регионе на примере КЦСОН «Родник» ЛАО г. Омска.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать образ жизни детей и подростков из многодетных семей.
2. Проанализировать проблемы социализации детей в многодетных семьях
3. Изучить социальную защиту и поддержку детей из многодетных семей в Российской Федерации, а также на территории г. Омска.
4. Охарактеризовать практику социальной работы КЦСОН «Родник» с детьми и подростками из многодетных семей.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, приложения и списка литературы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми из многодетных семей……………………………………………………………………………….8
§ 1. Социально – демографический портрет многодетной семьи в Российской Федерации………..………………………………………………………………..8
§ 2. Социально – психологические особенности детей из многодетных семей……..25
Глава II. Опыт решения проблем детей из многодетных семей в России……………38
§ 1. Опыт социальной защиты и поддержки многодетной семьи в России и в Омском регионе …………………………………………………………………38
§ 2. Деятельность КЦСОН «Родник» ЛАО г. Омска с детьми из многодетных семей……………………………………………………………………………...53
Заключение ………………………………………………………………………69
Список литературы…………………………...........................................................
В многодетной семье система “ребенок – ребенок” реализуется способом – братья и сестры. Но, как уже отмечалось, на эту связь продолжает действовать система “взрослый – ребенок” (или “родители – дети”).
Наиболее общей социально-психологической закономерностью взаимоотношений детей является образование малой группы, которая представляет собой универсальную систему непосредственного межличностного общения.
Малая группа представляет собой естественный и несубъектный социально-психологический субстрат коллектива. И в связи с этим взаимоотношения детей в многодетной семье можно рассматривать как внутригрупповой процесс малой группы в коллективе.
Современный российский социолог Антонов А.И. считает, что при сокращении числа детей в семье исчезают особые свойства многодетности «как социально – психологической целостности, как сложноорганизованного первичного коллектива». Ведь полный комплект семейных ролей наблюдается в многодетной семье с 5 и более детьми, в которой имеется как минимум 2 ребенка одного пола. Полный комплект внутрисемейных ролей нуклеарной семьи с несколькими детьми включает в себя 12 ролей, комбинации которых по размеру семьи и числу детей образуют 21 тип семейной структуры по комплектности ролей [16; с.183]. Полный набор ролей включает: отец, мать, сыновья, дочери, сын, дочь, братья, сестры, брат, сестра.
Как видно из Таблицы № 10,где она? полный набор ролей наблюдается начиная с 5-детной семьи при наличии не менее 2 детей одного пола и в случае 4-детной семьи с 2-мя сыновьями и 2-мя дочерьми. Состав и число внутрисемейных ролей в зависимости от числа детей формирует всё разнообразие ролевых структур, каждая из которых отличается специфическим «качеством ролевого общения». Большое число ролей в семье обогащает и делает более разнообразным семейное общение. Таким образом, только дети из многодетных семей могут иметь весь комплект внутрисемейных ролей. Такая семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой и супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.
В семье складывается разновозрастной коллектив, берущий на себя многие хозяйственные заботы и решающий семейные проблемы значительной сложности. Каждый ребенок занимает определенную позицию, статус в межличностных отношениях детей. Старшие рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. В семье чаще всего они же выполняют функцию учителей, освобождая родителей от этой нелегкой повинности. Старшие дети обычно являются лидерами в детском коллективе. Они берут на себя функцию воспитания, обучения, контроля за остальными детьми. В этой малой социальной группе формируются свои нормы. Чаще всего этими нормами выступают распределение обязанностей по дому, хозяйству.
Отношения с братьями и сестрами порой заменяют общение с родителями. Ведь старшие иногда в какой-то мере даже их замещают. Но это не значит, что ребенок постоянно находится под строгим присмотром. Наоборот, у ребенка формируется самостоятельность.
Таким образом, можно прийти к заключению, что на социализацию и характер взаимоотношений детей в многодетной семье влияют следующие факторы:
- супружеские отношения;
- позиция родителей, выражающаяся в стиле воспитания;
- возраст самих детей;
- личностные качества детей.
Таким образом, социально – психологические особенности детей из многодетных семей можно свести к следующим:
Интерактивные навыки общения с разновозрастными детскими группами
Высокая степень интегративности личности в новый коллектив, а также во взрослую и семейную жизнь
Хорошо подготовлены к взрослой жизни
Имеют широкий спектр навыков общения
Сформированность положительных личностных качеств: ответственность, самостоятельность, доброта, коммуникабельность
Лидерство старших детей
Дух соперничества между детьми
Определенная внутрисемейная позиция каждого ребенка в многодетной семье.
Следовательно, многодетные семьи как благополучные, так и неблагополучные специфически положительно и отрицательно влияют на процесс социализации, формирование личности ребенка.
Глава II. Опыт решения проблем детей из многодетных семей в России
§ 1. Социальная защита и поддержка многодетной семьи в России и в Омском регионе
Социальная защита детей, как в современном мире, так и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним из важнейших элементов правового статуса ребенка и в таком качестве закреплено в международных правовых стандартах и конституциях большинства развитых стран.
Социальная защита детства и механизм ее реализации базируются на конституционно- правовых нормах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. провозглашает и признает права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, слова, религии, мирных собраний и ассоциаций, участия в управлении страной, права на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту социально-экономических интересов.
Для того чтобы регулировать отношения между государством, обществом и многодетными семьями с соответствующими ведомствами, учреждениями, в целом с государством и обществом нужна правовая база, опирающаяся на определенные законы.
В самом общем виде можно представить законодательную, нормативно-правовую базу как совокупность правовых документов, отражающие четыре уровня субъектов их издания.
Первый уровень – регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества: учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и другие. Второй уровень – внутригосударственные нормативно – правовые акты федерального значения: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы, распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Министерства труда и социального развития.
Третий уровень – акты органов государственной власти субъектов РФ: законы Омской области, постановления Правительства Омской области, указы Губернатора Омской области.
Четвертый уровень – акты органов местного самоуправления.
В настоящее время основными международными документами в области защиты детей являются Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 г.). Ключевые положения этих документов направлены на обеспечение детям полноценной достойной жизни в обществе. Декларация прав ребенка основывается на положении, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе. Конвенция ООН «О правах ребенка» провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права, устанавливая приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества и семьи.
В Конституции РФ 1993 г. в ст. 7, п. 1 наше государство провозглашено социальным. Одной из важнейших функция социального государства является социальная поддержка, защита социально уязвимых групп населения, к которым относятся дети. В ст. 8 Конституции РФ говорится о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Таким образом, Конституция РФ является правовой основой защиты детства в законодательстве Российской Федерации.
Основные гарантии прав ребенка в России зафиксированы в Федеральном законе от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и исходит из признания Российским государством детства важнейшим этапом жизни человека, принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены основные направления обеспечения прав ребенка в РФ:
1) законодательные гарантии прав ребенка в РФ: Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 6).
2) содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов
3) меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания
4) обеспечение прав детей на охрану здоровья
5) защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости
6) защита прав детей на отдых и оздоровление
7) защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей
8) защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию
9) защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.[6]
В России до сих пор не существует федерального закона, регулирующего социальную защиту многодетных семей. Единственным общероссийским правовым актом является Указ президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в соответствии с которым для многодетных семей устанавливается:
- Скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользованием водой, отоплением, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления в пределах норм, установленных на данной территории;
- Бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;
- Бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов для учащихся общеобразовательных школ. Этот пункт в Указе президента исполняется. В Омске у детей из многодетных семей льготный проезд.
- Прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь.
-Бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений за счет отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений.
- Бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе за счет внебюджетных средств.
- Один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.
- Оказание необходимой помощи многодетным родителям, желающим организовать крестьянские фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечение выделение для этих целей земельных участков, а также предоставление льгот по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставление безвозмездной материальной помощи либо беспроцентных ссуд для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
- Обеспечение первоочередного выделения садово-огородных участков;
-Содействие предоставлению льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;
- При разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.
Указанные выше меры социальной поддержки многодетных семей не всегда реализуются на практике. В Омской области эти меры дополняются еще некоторыми, которые устанавливаются Кодексом Омской области «О социальной защите отдельных категорий граждан» от 04.07.2008 г. № 1061-ОЗ. К ним относятся следующие:
- первоочередное обеспечение детей до восемнадцати лет путевками (по медицинским показаниям) в специализированные детские учреждения лечебного и санаторного типа, оздоровительные лагеря и другие оздоровительные учреждения.
Путевки предоставляется многодетным семьям со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума для населения Омской области в расчете на душу населения.
Информация о работе Социальное обслуживание многодетной семьи