Социальное обслуживание многодетной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 08:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение содержания социальной работы в решении проблем детей из многодетных семей в Российской Федерации и в Омском регионе на примере КЦСОН «Родник» ЛАО г. Омска.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать образ жизни детей и подростков из многодетных семей.
2. Проанализировать проблемы социализации детей в многодетных семьях
3. Изучить социальную защиту и поддержку детей из многодетных семей в Российской Федерации, а также на территории г. Омска.
4. Охарактеризовать практику социальной работы КЦСОН «Родник» с детьми и подростками из многодетных семей.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, приложения и списка литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми из многодетных семей……………………………………………………………………………….8
§ 1. Социально – демографический портрет многодетной семьи в Российской Федерации………..………………………………………………………………..8
§ 2. Социально – психологические особенности детей из многодетных семей……..25
Глава II. Опыт решения проблем детей из многодетных семей в России……………38
§ 1. Опыт социальной защиты и поддержки многодетной семьи в России и в Омском регионе …………………………………………………………………38
§ 2. Деятельность КЦСОН «Родник» ЛАО г. Омска с детьми из многодетных семей……………………………………………………………………………...53
Заключение ………………………………………………………………………69
Список литературы…………………………...........................................................

Работа содержит 1 файл

Социальное обслуживание многодетной семьи.doc

— 366.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социологии, социальной работы и политологии

 

Допускается к защите

Зав. кафедрой _____________

                                                                                                                                                (подпись)       

Кудринская Л.А.

                        

   “ ___ ” ____________ 2008 г.

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему: Социальная работа с детьми из многодетных семей (на примере КЦСОН «Родник» Ленинского административного округа г. Омска)

студента Добренко Екатерины Игоревны

группы СР – 514 по специальности 040101 «Социальная работа»

 

                                                                                  

                                                                                   

 

 

                    Руководитель              

                                                                                               Старший преподаватель

                                                                                      Малеева Г.М.

                                                                                                                                         

                                                                                               __________________________

                                                                                                (подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2009


Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми из многодетных семей……………………………………………………………………………….8

§ 1. Социально – демографический портрет многодетной семьи в Российской Федерации………..………………………………………………………………..8

§ 2. Социально – психологические особенности детей из многодетных семей……..25

Глава II. Опыт решения проблем детей из многодетных семей в России……………38

§ 1. Опыт социальной защиты и поддержки многодетной семьи в России и в Омском регионе …………………………………………………………………38

§ 2. Деятельность КЦСОН «Родник» ЛАО г. Омска с детьми из многодетных семей……………………………………………………………………………...53

Заключение ………………………………………………………………………69

Список литературы…………………………...........................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Во всех странах мира первостепенной сферой деятельности профессиональных специалистов является работа с семьей и детьми. Проблемы семьи и детства, которые приходится решать соци­альным работникам, многообразны. Работа с детьми — одна из наи­более сложных, конфликтных, противоречивых сфер деятельности социального работника, это постоянное балансирование между зако­ном (кто имеет право решить судьбу ребенка?) и профессиональ­ной этикой (ценность прав личности).

В большинстве стран мира права ребенка защищены законом, действуют и международные акты, и декларации о правах детей, но не везде и не всегда юридические и физические лица и даже государственные учреждения их соблюдают.

Работа с детьми традиционно тесно связана с решением семей­ных проблем. Благополучие ребенка зависит, прежде всего, от благо­получия семьи.

Семья - первый и главный социальный институт в жизни каж­дого человека. В процессе формирования личности именно семья играет первоочередную роль: это основной агент социализа­ции и самосознания личности. В семье ребенок приобретает умения и навыки общения и человеческих взаимоотношений, именно в семье закладывается нравственный облик и профессиональное са­моопределение. Семья должна помочь ребенку развить имеющиеся у него знания, умения, навыки и дать веру в будущее.

Особое внимание социальные работники уделяют решению проблем семей повышенного риска, одной категорией из которых является многодетная семья.

Согласно данным Всероссийской переписи населения в России насчитывается 1 миллион 396 тысяч многодетных семей (в 1989 году более 2 миллиона 310 тысяч многодетных семей) [77; с.1 ?    phia.семья в современной России"а. мей и их способность к самопомощи // Социальная педагогика. авонарушений]. Таким образом, среди семей, имеющих детей до 18 лет, многодетные составляют всего 6,6% . В многодетных семьях воспитывается 15,7% всех детей в стране.

В условиях нарастания социальной напряженности, кризисных процессов в экономике, многодетным семьям все тяжелее справляться с рядом острых, специфичных для нее проблем. Поэтому важна помощь таким семьям со стороны государства и общества, местных социальных служб.

В наше время самыми актуальными проблемами многодетной семьи являются материальная (финансовая) и жилищная. В России на сегодняшний день существуют различные нормативно-правовые акты по социальной поддержке многодетных семей.

Но кроме финансовой проблемы существуют не менее важные, которые не лучшим образом влияют на развитие, формирование детей из многодетных семей: нарушения в системе детско-родительских отношений, игнорирование прав и потребностей детей, пренебрежение взрослыми своими родительскими обязанностями, иногда жестокое обращение, дефицит заботы и внимания со стороны родителей. Вследствие всего  этого затрудняется процесс социализации детей, у них возникают проблемы в школе, как с учебой, так и с общением в коллективе сверстников, наблюдается заниженная самооценка. Из-за недостатка денежных средств дети рано включаются в домашние дела и часто бросают школу, начинают работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки и другие формы девиантного поведения.

Семейная политика, проводимая в настоящее время в г. Омске в отношении  детей из многодетных семей, включает в основном предоставление льгот, выплату пособий. Однако этих сумм недостаточно, чтобы покрыть реальные расходы на содержание семей. Практика работы в учреждениях социальной сферы показывает, что специалистами ощущается острый дефицит методик по оказанию социальных услуг, недостаток современных технологий  социальной работы, как с городской, так и с сельской многодетной семьей, женщинами, детьми; возникает необходимость разработки научно-методических основ деятельности учреждений социальной сферы. Это ведет к ухудшению положения многодетных семей в г. Омске.

Из этого становится понятным, что ребенок в многодетной семье – это самое уязвимое существо, основным условием успешного развития которого является удовлетворение его физических, духовных и социальных потребностей. Обычно эти потребности удовлетворяет семья, но если это семья многодетная, то процесс может нарушиться. В этом случае должен помочь специалист по социальной работе.

Объектом исследования в работе являются дети из многодетных семей.

Предметом исследования является специфика социальной работы с детьми из многодетных семей.

Для написания дипломной работы был использован широкий спектр источников: учебная литература, материалы периодической печати, научные публикации по этой проблеме, а также документы, в которых содержатся основные положения государственной социальной политики.  Наибольший интерес представляют социологические и педагогические исследования семьи.

        Осадчая Г.И., Зырянова Н.Н. занимаются исследованиям психологических особенностей  социализацией детей из многодетных семей; Альчидеева Е.Ф., Синельников А.Б., Антонов А.И., Бодрова Т.А. исследовуют положение многодетных семей в обществе и психологические особенности подростков из многодетных семей; Дмитриев Г.Н., Караева Е.А. занимаются разработкой форм и методов работы с многодетной семьей; Антонов А. И. и Медков В. М исследуют социальные проблемы многодетной семьи; Щедрина И. И. занимается жизненной ориентацией подростков; Зайцева Л.Г. занимается социальной адаптацией подростков; Навил Ф.Н. изучает развитие личности ребенка в многодетной семье.

           А.В. Козлова проанализировала опыт работы центра социальной помощи семье и детям "Альтернатива"; Иванов М. занимается разработкой системы работы центров; Попов А. М. изучает работу специалистов по социальной работе с многодетной семьей; Бодрова Т.А., Рыбакова Н.А.  изучают социальную работу с многодетной семьей.

      Турбалев Д., Павленко О. занимаются изучением оказываемой социальной помощи семьям, имеющим детей со стороны государства; Дарского Л. Е. и Бойко В. В. занимаются исследованием современной рождаемости; Кувшинникова В. А. исследуют социальное положение сельской многодетной семи; Панкратьевой Н. В.  изучают экономическое положение многодетных семей.

          Холостова Е.И., Зайнышев И.Г., Курбатов В.И. и Павленок  П.Д.  описывают общие технологии социальной работы; Поддубная Т.Н. пишет о проблемах детей из многодетных семей и о системе социальной работы с ними; Бойко В.В. занимается изучением социально незащищенных семей в условиях изменяющейся России; Гуров В.Н. описывает социальную работу с детьми из многодетных семей в образовательных учреждениях.

            На тему социальной работы с детьми из многодетных семей выходят публикации в следующих периодических изданиях: СОЦИС, Работник социальной службы, Социальная защита, Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, Вопросы социального обеспечения, Здоровье, Социальная работа, Социальная педагогика, Отечественный журнал социальной работы, Школьные технологии, Педагогика и др.

Целью дипломной работы является изучение содержания социальной работы в решении проблем детей  из многодетных семей в Российской Федерации и в Омском регионе на примере КЦСОН «Родник» ЛАО г. Омска.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать образ жизни детей и подростков из многодетных семей.

2. Проанализировать проблемы социализации детей в многодетных семьях

3. Изучить социальную защиту и поддержку  детей из многодетных семей в Российской Федерации, а также на территории г. Омска.

4. Охарактеризовать практику социальной работы КЦСОН «Родник» с детьми и подростками из многодетных семей.

Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, приложения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Особенности и условия развития личности детей из многодетных семей

 

§1. Социальный портрет многодетной семьи

 

 

Определение понятия "многодетная семья" представляет су­щественное затруднение. Критерии многодетности трудно определить. Обычно определения многодетности даются со ссылкой на достаточность детей для целей воспро­изводства населения. Однако родители осознают свою ответственность за уровень и качество жизни собственной семьи и не считают себя ответ­ственными за воспроизводство населения страны.

По-видимому, более точным и "четким при определении понятия "многодетность" является социально-психологический критерий соот­ветствия социальным нормам детности, принятым в обществе. Тогда зна­чение "порога", с которого семья считается многодетной, будет разным для разных регионов России. Так, в районах с небольшим средним числом детей в семье, например в Москве, Санкт - Петербурге, и т.п., трехдетная семья - многодетная. Для юго-западной части России 3-5 детей в семье - сегодняшняя норма, привнесение в этот регион иных социальных норм приводит к неоправданным смещениям в представлениях об отношении к многодетности, ее поощрении и т.д.

Обращение к социальной норме детности и введение критерия "детность меньше нормы", "нормального уровня", "выше нормы", "значи­тельно выше нормы" отражает отношение к числу детей в семье и значи­тельно упрощает задачу определения многодетности как со­циального явления. В нашей стране на сегодняшний день суще­ствует три социальных нормы детности, причем уровни многодетности варьируют таким же образом. Для регионов с преобладанием семей с 1-2 детьми многодетной будет считаться семья с 3 и более детьми, а многодетность значительно выше нормы будет исчисляться с 5-го ребенка [27; с.67].

Информация о работе Социальное обслуживание многодетной семьи