Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 08:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение содержания социальной работы в решении проблем детей из многодетных семей в Российской Федерации и в Омском регионе на примере КЦСОН «Родник» ЛАО г. Омска.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать образ жизни детей и подростков из многодетных семей.
2. Проанализировать проблемы социализации детей в многодетных семьях
3. Изучить социальную защиту и поддержку детей из многодетных семей в Российской Федерации, а также на территории г. Омска.
4. Охарактеризовать практику социальной работы КЦСОН «Родник» с детьми и подростками из многодетных семей.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, приложения и списка литературы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми из многодетных семей……………………………………………………………………………….8
§ 1. Социально – демографический портрет многодетной семьи в Российской Федерации………..………………………………………………………………..8
§ 2. Социально – психологические особенности детей из многодетных семей……..25
Глава II. Опыт решения проблем детей из многодетных семей в России……………38
§ 1. Опыт социальной защиты и поддержки многодетной семьи в России и в Омском регионе …………………………………………………………………38
§ 2. Деятельность КЦСОН «Родник» ЛАО г. Омска с детьми из многодетных семей……………………………………………………………………………...53
Заключение ………………………………………………………………………69
Список литературы…………………………...........................................................
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социологии, социальной работы и политологии
(подпись)
Кудринская Л.А.
“ ___ ” ____________ 2008 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Социальная работа с детьми из многодетных семей (на примере КЦСОН «Родник» Ленинского административного округа г. Омска)
студента Добренко Екатерины Игоревны
группы СР – 514 по специальности 040101 «Социальная работа»
Руководитель
Омск 2009
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми из многодетных семей…………………………………………………………………
§ 1. Социально – демографический портрет многодетной семьи в Российской Федерации………..…………………………………………
§ 2. Социально – психологические особенности детей из многодетных семей……..25
Глава II. Опыт решения проблем детей из многодетных семей в России……………38
§ 1. Опыт социальной защиты и поддержки многодетной семьи в России и в Омском регионе …………………………………………………………………38
§ 2. Деятельность КЦСОН «Родник» ЛАО г. Омска с детьми из многодетных семей…………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………69
Список литературы…………………………..........
Введение
Во всех странах мира первостепенной сферой деятельности профессиональных специалистов является работа с семьей и детьми. Проблемы семьи и детства, которые приходится решать социальным работникам, многообразны. Работа с детьми — одна из наиболее сложных, конфликтных, противоречивых сфер деятельности социального работника, это постоянное балансирование между законом (кто имеет право решить судьбу ребенка?) и профессиональной этикой (ценность прав личности).
В большинстве стран мира права ребенка защищены законом, действуют и международные акты, и декларации о правах детей, но не везде и не всегда юридические и физические лица и даже государственные учреждения их соблюдают.
Работа с детьми традиционно тесно связана с решением семейных проблем. Благополучие ребенка зависит, прежде всего, от благополучия семьи.
Семья - первый и главный социальный институт в жизни каждого человека. В процессе формирования личности именно семья играет первоочередную роль: это основной агент социализации и самосознания личности. В семье ребенок приобретает умения и навыки общения и человеческих взаимоотношений, именно в семье закладывается нравственный облик и профессиональное самоопределение. Семья должна помочь ребенку развить имеющиеся у него знания, умения, навыки и дать веру в будущее.
Особое внимание социальные работники уделяют решению проблем семей повышенного риска, одной категорией из которых является многодетная семья.
Согласно данным Всероссийской переписи населения в России насчитывается 1 миллион 396 тысяч многодетных семей (в 1989 году более 2 миллиона 310 тысяч многодетных семей) [77; с.1 ? phia.семья в современной России"а. мей и их способность к самопомощи // Социальная педагогика. авонарушений]. Таким образом, среди семей, имеющих детей до 18 лет, многодетные составляют всего 6,6% . В многодетных семьях воспитывается 15,7% всех детей в стране.
В условиях нарастания социальной напряженности, кризисных процессов в экономике, многодетным семьям все тяжелее справляться с рядом острых, специфичных для нее проблем. Поэтому важна помощь таким семьям со стороны государства и общества, местных социальных служб.
В наше время самыми актуальными проблемами многодетной семьи являются материальная (финансовая) и жилищная. В России на сегодняшний день существуют различные нормативно-правовые акты по социальной поддержке многодетных семей.
Но кроме финансовой проблемы существуют не менее важные, которые не лучшим образом влияют на развитие, формирование детей из многодетных семей: нарушения в системе детско-родительских отношений, игнорирование прав и потребностей детей, пренебрежение взрослыми своими родительскими обязанностями, иногда жестокое обращение, дефицит заботы и внимания со стороны родителей. Вследствие всего этого затрудняется процесс социализации детей, у них возникают проблемы в школе, как с учебой, так и с общением в коллективе сверстников, наблюдается заниженная самооценка. Из-за недостатка денежных средств дети рано включаются в домашние дела и часто бросают школу, начинают работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки и другие формы девиантного поведения.
Семейная политика, проводимая в настоящее время в г. Омске в отношении детей из многодетных семей, включает в основном предоставление льгот, выплату пособий. Однако этих сумм недостаточно, чтобы покрыть реальные расходы на содержание семей. Практика работы в учреждениях социальной сферы показывает, что специалистами ощущается острый дефицит методик по оказанию социальных услуг, недостаток современных технологий социальной работы, как с городской, так и с сельской многодетной семьей, женщинами, детьми; возникает необходимость разработки научно-методических основ деятельности учреждений социальной сферы. Это ведет к ухудшению положения многодетных семей в г. Омске.
Из этого становится понятным, что ребенок в многодетной семье – это самое уязвимое существо, основным условием успешного развития которого является удовлетворение его физических, духовных и социальных потребностей. Обычно эти потребности удовлетворяет семья, но если это семья многодетная, то процесс может нарушиться. В этом случае должен помочь специалист по социальной работе.
Объектом исследования в работе являются дети из многодетных семей.
Предметом исследования является специфика социальной работы с детьми из многодетных семей.
Для написания дипломной работы был использован широкий спектр источников: учебная литература, материалы периодической печати, научные публикации по этой проблеме, а также документы, в которых содержатся основные положения государственной социальной политики. Наибольший интерес представляют социологические и педагогические исследования семьи.
Осадчая Г.И., Зырянова Н.Н. занимаются исследованиям психологических особенностей социализацией детей из многодетных семей; Альчидеева Е.Ф., Синельников А.Б., Антонов А.И., Бодрова Т.А. исследовуют положение многодетных семей в обществе и психологические особенности подростков из многодетных семей; Дмитриев Г.Н., Караева Е.А. занимаются разработкой форм и методов работы с многодетной семьей; Антонов А. И. и Медков В. М исследуют социальные проблемы многодетной семьи; Щедрина И. И. занимается жизненной ориентацией подростков; Зайцева Л.Г. занимается социальной адаптацией подростков; Навил Ф.Н. изучает развитие личности ребенка в многодетной семье.
А.В. Козлова проанализировала опыт работы центра социальной помощи семье и детям "Альтернатива"; Иванов М. занимается разработкой системы работы центров; Попов А. М. изучает работу специалистов по социальной работе с многодетной семьей; Бодрова Т.А., Рыбакова Н.А. изучают социальную работу с многодетной семьей.
Турбалев Д., Павленко О. занимаются изучением оказываемой социальной помощи семьям, имеющим детей со стороны государства; Дарского Л. Е. и Бойко В. В. занимаются исследованием современной рождаемости; Кувшинникова В. А. исследуют социальное положение сельской многодетной семи; Панкратьевой Н. В. изучают экономическое положение многодетных семей.
Холостова Е.И., Зайнышев И.Г., Курбатов В.И. и Павленок П.Д. описывают общие технологии социальной работы; Поддубная Т.Н. пишет о проблемах детей из многодетных семей и о системе социальной работы с ними; Бойко В.В. занимается изучением социально незащищенных семей в условиях изменяющейся России; Гуров В.Н. описывает социальную работу с детьми из многодетных семей в образовательных учреждениях.
На тему социальной работы с детьми из многодетных семей выходят публикации в следующих периодических изданиях: СОЦИС, Работник социальной службы, Социальная защита, Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, Вопросы социального обеспечения, Здоровье, Социальная работа, Социальная педагогика, Отечественный журнал социальной работы, Школьные технологии, Педагогика и др.
Целью дипломной работы является изучение содержания социальной работы в решении проблем детей из многодетных семей в Российской Федерации и в Омском регионе на примере КЦСОН «Родник» ЛАО г. Омска.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать образ жизни детей и подростков из многодетных семей.
2. Проанализировать проблемы социализации детей в многодетных семьях
3. Изучить социальную защиту и поддержку детей из многодетных семей в Российской Федерации, а также на территории г. Омска.
4. Охарактеризовать практику социальной работы КЦСОН «Родник» с детьми и подростками из многодетных семей.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, приложения и списка литературы.
Глава I. Особенности и условия развития личности детей из многодетных семей
§1. Социальный портрет многодетной семьи
Определение понятия "многодетная семья" представляет существенное затруднение. Критерии многодетности трудно определить. Обычно определения многодетности даются со ссылкой на достаточность детей для целей воспроизводства населения. Однако родители осознают свою ответственность за уровень и качество жизни собственной семьи и не считают себя ответственными за воспроизводство населения страны.
По-видимому, более точным и "четким при определении понятия "многодетность" является социально-психологический критерий соответствия социальным нормам детности, принятым в обществе. Тогда значение "порога", с которого семья считается многодетной, будет разным для разных регионов России. Так, в районах с небольшим средним числом детей в семье, например в Москве, Санкт - Петербурге, и т.п., трехдетная семья - многодетная. Для юго-западной части России 3-5 детей в семье - сегодняшняя норма, привнесение в этот регион иных социальных норм приводит к неоправданным смещениям в представлениях об отношении к многодетности, ее поощрении и т.д.
Обращение к социальной норме детности и введение критерия "детность меньше нормы", "нормального уровня", "выше нормы", "значительно выше нормы" отражает отношение к числу детей в семье и значительно упрощает задачу определения многодетности как социального явления. В нашей стране на сегодняшний день существует три социальных нормы детности, причем уровни многодетности варьируют таким же образом. Для регионов с преобладанием семей с 1-2 детьми многодетной будет считаться семья с 3 и более детьми, а многодетность значительно выше нормы будет исчисляться с 5-го ребенка [27; с.67].
Информация о работе Социальное обслуживание многодетной семьи