Социальное обслуживание многодетной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 08:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение содержания социальной работы в решении проблем детей из многодетных семей в Российской Федерации и в Омском регионе на примере КЦСОН «Родник» ЛАО г. Омска.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать образ жизни детей и подростков из многодетных семей.
2. Проанализировать проблемы социализации детей в многодетных семьях
3. Изучить социальную защиту и поддержку детей из многодетных семей в Российской Федерации, а также на территории г. Омска.
4. Охарактеризовать практику социальной работы КЦСОН «Родник» с детьми и подростками из многодетных семей.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, приложения и списка литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми из многодетных семей……………………………………………………………………………….8
§ 1. Социально – демографический портрет многодетной семьи в Российской Федерации………..………………………………………………………………..8
§ 2. Социально – психологические особенности детей из многодетных семей……..25
Глава II. Опыт решения проблем детей из многодетных семей в России……………38
§ 1. Опыт социальной защиты и поддержки многодетной семьи в России и в Омском регионе …………………………………………………………………38
§ 2. Деятельность КЦСОН «Родник» ЛАО г. Омска с детьми из многодетных семей……………………………………………………………………………...53
Заключение ………………………………………………………………………69
Список литературы…………………………...........................................................

Работа содержит 1 файл

Социальное обслуживание многодетной семьи.doc

— 366.50 Кб (Скачать)

Малообеспеченных и бедных семей с детьми, имеющих хорошее питание только одна треть, а остальные из них проживают в условиях недостаточного питания, а 17% и в условиях психологического дискомфорта, напряженных отношениях с родителями (Таблица № 7).

          В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности и дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная или материальная помощь проблемы не решает. Дети, в соответствии с бюджетом таких семей, не располагают возможностью получения хорошего образования, культурное и спортивное развитие, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых.

Существуют и другие причины. Во-первых, эти семьи обладают значительно меньшими материальными возможностями для ухода за детьми (имеется в виду затраты на отдых, лекарства, средства санитарии и гигиены и т.п.). Значительно меньше у них и физических возможностей, т.к. заболевшему ребенку не уделяется должного внимания, которое приходится делить между всеми детьми. Во-вторых, в многодетных семьях дети находятся в худшем положении и по причине плохих жилищных условий, вследствие которой один ребенок, заболев, заражает другого. Актуальной для них является проблема недостатка средств на одежду и обувь. При сегодняшнем уровне цен и доходов населения, одеть троих и более детей чрезвычайно сложно. В связи с этой проблемой у детей могут возникать психологические проблемы. Если дети из многодетных семей хуже одеваются, выглядят хуже , чем одноклассники и друзья, то они чувствуют себя ущемленными. У этих детей может наблюдаться заниженная самооценка, неадекватные представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на всей их последующей жизни. Это проблема может быть причиной замкнутости, внутренней агрессии, недоверчивости, которые могут развиваться в ребенке [27; с.34-37].

Не менее важной является жилищная проблема, которая стоит крайне остро. Жилищные условия не отвечают нормативам по общему правилу и не могут улучшиться за счет муниципального жилья, а приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще больше осложняет материальные проблемы многодетной семьи [49; с.201]. 

Из Таблицы № 8.почему же ты не указываешь, где таблицы? видно, что многодетные семьи проживают в стесненных жилищных условиях, а более половины из них в общежитиях и отдельной квартире.

Стесненные жилищные условия оказывают определенное влияние на развитии ребенка. Они влияют как непосредственно, так и опосредованно. Первое заключается в том, что в стесненных жилищных условиях ребенок вынужден быть пассивным, а это нарушает развитие самосознания и индивидуальности ребенка. В период, когда ребенок становится, все более подвижен и начинает осваивать жизненное пространство, стесненные жилищные условия ограничивают его подвижность. Он вынужден не шуметь, когда старшие братья и сестры делают домашние задания. Уставшие вечером родители не разрешают ему играть в подвижные шумные игры. К тому же у ребенка нет возможности побыть одному. Часто у него нет своего угла, где бы он мог уединиться. В Таблице № 9.где она? прослеживается то, что у полвины детей из многодетных семей нет специального места для игр и занятий. Семьи, имеющие детский уголок составляют 11 % с 3 детьми и 8,9% с 4 и более детьми.

Все это мешает процессу самопознания и развития индивидуальности ребенка. Также стесненные жилищные условия более конфликтны, поскольку члены семьи, а особенно дети более подвержены эмоциональному взаимному воздействию. Опосредованное влияние заключается в том, что жизнь в ограниченных условиях потенциально более конфликтна, все члены семьи, в первую очередь дети, подвержены эмоциональным влияниям со стороны друг друга. В таких условиях любой семейный конфликт создает напряженную атмосферу, которая в свою очередь вызывает у ребенка тревогу, психологический дискомфорт, что также препятствует его гармоничному развитию. Не редко ребенок уходит на улицу, где в обществе друзей чувствует себя комфортнее. Но эта связь не всегда бывает положительной. В связи с двойной загруженностью матери, что является не менее актуальной проблемой, которая заключается в участии женщины в общественном труде и исполнении обязанностей по бытовому обслуживанию дома и семьи, дети зачастую оказываются без должного контроля и это приводит к тому, что ребенок может пристраститься к алкоголю, наркотикам или токсичным веществам. И нет уверенности в том, что из этих детей в дальнейшем не вырастут правонарушители и преступники.  Здесь прослеживается проблема занятости детей вне школы, их досуговая деятельность. Возможности воспитания и образования также играют большую роль в их развитии.

Анализируя приведенные данные можно отметить, что многодетная семья в силу своей малообеспеченности не имеет возможности дать детям те жилищные условия, тот уровень образования, который, может дать малодетная семья.

В целом, важно отметить, что в многодетной семье с низкими доходами имеют место серьезные социальные проблемы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие ребенка. Обусловлено это тем, что ограниченные доходы семьи не позволяют ей обеспечить детям достойный уровень воспитания и образования, а также физического и, зачастую, нравственного здоровья.

Учитывая  сложившиеся в стране условия экономической, политической и социальной нестабильности, семьи сознательно не решаются заводить третьего ребенка, не говоря уже, о четвертом и более. А те, кто завел, находятся в особо сложном положении.

2.      медико-санитарные факторы.

Сложный психологический климат многодетной семьи, как правило, влияет на здоровье детей. Социальная незащищенность, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры детей: 53,8% семей относятся к группе риска [49; с.202].

Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в два раза чаще, чем в других семьях. У матерей страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков. В таких семьях 10 – 15% проблемных детей.

Отмечается низкий показатель систематическо­го наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае забо­левания, самолечение, неудовлетворительная диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-ку­рортное лечение.

В многодетных семьях дети значительно чаще болеют, чем дети из других семей: во-первых, эти семьи обладают значительно меньшими материальными средствами для ухода за детьми; во-вторых, значительно меньше у них и физических возможностей, так как заболевшему ребенку не уделяется достаточного внимания из-за наличия в семье других детей; в-третьих, в многодетных семьях дети находятся в худших жилищных условиях, что приводит к скученности, вследствие чего один ребенок может заразить другого. [47; с.127-128].

     В структуре заболеваемости детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте – нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте – заболеваний нервной системы, органов зрения. Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, неврозы [49; с.203]. У детей ослаблен иммунитет. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей и т.д.

          Часто многодетные родители, а особенно матери работают на производстве с опасными условиями труда.

           Для неблагополучных многодетных семей характерно пренебрежение санитарно – гигиеническими нормами.

При стабильности проявления отдельных или нескольких факторов, семья может входить в число неблагополучных. Показателями неблагополучия являются:

      низкий материальный доход (на 10-20% ниже среднего)

      рост суицидов среди детей

      жестокое обращение с детьми

      рост преступности среди молодежи

      употребление алкогольных, наркотических веществ

      наличие детей и подростков 7-15 лет, не обучающихся в школе.

Доля семей с асоциальным поведением среди многодетных составляет 12-17% [47; с.132].

Особым показателем неблагополучия является пьянство родителей. Асоциальный образ жизни родителей объясняет частоту отклонений в  социальном поведении ребят: пренебрежение учебой, правонарушение, агрессия, раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Подросткам из таких семей характерно чувство неполноценности, что побуждает их к поискам  неформальной жизнедеятельности, не требующей значительных волевых и интеллектуальных усилий. Родители педагогически несостоятельны. Уровень образования, как и должностной статус не высок.

В условиях неблагополучной семьи дети часто принадлежат к категории запущенных. А это значит, что такие дети очень часто трудные дети. В этом случае главную роль в решении проблем многодетной семьи играют службы социальной защиты.

Таким образом, можно выделить общую тенденцию среди современных российских многодетных семей - это преобладание трехдетных семей –857665. Семья с 4 детьми занимает второе место и составляет 198145 семей. Семьи с 5 и более детьми составляют самую немногочисленную группу. Их количество 88170 семей [58; с.42].

Среди причин снижения многодетности можно выделить 2 группы факторов:

      первая - социально-экономическая, связанная со снижением уровня жизни;

      вторая – психологическая, связанная с мотивами, установками родителей на многодетность, а также - с повышенной тревожностью, чувством беспокойства за будущее детей.

Многодетные семьи имеют схожие факторы социального риска. Такие семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи. Низкий материальный уровень отрицательно сказывается на качестве и уровне удовлетворения различных потребностей: в питании, в одежде и обуви, в лекарствах, в хорошем образовании, в потребности на культурное и спортивное развитие, на летний отдых и т.д.

Стесненные жилищные условия негативно влияют на общее самочувствие членов многодетной семьи.

Сложный психологический климат многодетной семьи, как правило, влияет на здоровье детей. Социальная незащищенность, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Дети чаще болеют вирусными и инфекционными заболеваниями по причине постоянных контактов друг с другом.

Положение семей с тремя и более детьми вызывает тревогу. Его можно охарактеризовать как очень трудное. Необходим комплекс мер социальной поддержки и помощи, чтобы многодетные семьи смогли адаптироваться к новым экономическим условиям, максимально используя свой собственный потенциал.

 

§2. Социально – психологические особенности детей из многодетных семей

 

Многодетная семья – это сложная система взаимосвязанных процессов.

Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первооче­редном внимании общества. Специфика воспитания в многодетной семье определяется ее типом, условиями проживания, степенью подготовленности родителей к реализации воспитания. Функции воспитания в многодетной семье осуществляются не только родителями, но и самими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт.

Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои особенности и трудности.

С одной стороны, воспитание в многодетной семье значительно облегчается. В ней сами собой устанавливаются и мера любви, и мера требовательности к ребенку. В многодетной семье, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других, ибо в ней исчезает то особое привилегированное положение, которым обладает ребенок в однодетной семье, и, стало быть, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт [65; с.194]. В такой семье больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность. Следовательно, эмоции социального порядка нормально развиваются там, где семья имеет несколько детей. Эти дети обладают большими способностями вступать в контакты с окружающими, значительно легче адаптируются в коллективе школьного класса. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни. Они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.

Важное значение имеют родственные связи между братьями и сестрами. Кровные братья остаются братьями, даже когда у каждого своя жизнь, стремления, так как в них выработался «рефлекс соучастия», который лежит в  основе межличностных отношений между ними. Находясь рядом со своими братьями и сестрами ребенок чувствует себя более защищенным.

Дети в многодетной семье больше общаются. Большое количество детей в семье расширяет семейное общение [62; с.81]. Причем, общение в разновозрастном коллективе дает дополнительные преимущества: опекая младших, дети учатся самостоятельности, получают уверенность в своих силах. А, имея рядом старшую сестру или брата, малыш чувствует себя более защищенным. У детей из многодетных семей формируются навыки общения также и с друзьями старших и младших братьев и сестер. Таким образом,  ребенок дополнительно общается за рамками своей малой социальной группы. При столкновении с жизнью за пределами дома ребенок не получит психологической травмы. Попав в  детский сад или придя в первый класс, ребенок не будет ждать, что его будут выделять из окружающих, как, например, ребенок из однодетной семьи. Придя в новый коллектив, дети смогут быстрее и успешнее в него влиться, не станут стесняться, см. с.30 смогут более полноценно общаться. Ведь группа сверстников является одним из решающих микрофакторов социализации. А если ребенку хорошо и он комфортно себя чувствует в школьном коллективе, то у него будет желание учиться, он будет с удовольствием посещать школу.

Информация о работе Социальное обслуживание многодетной семьи