Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:17, курсовая работа
Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
Введение
Студенчество как социальная группа
Справка из энциклопедии
Путь в студенты
Студенчество в период реформирования российского общества
Дифференциация студенчества
Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции
Социальный облик студенчества 90-х годов
Социальный статус и самочувствие студента
Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов
Юноши и девушки о времени и о себе
Профессиональное самоопределение студентов
Материальные ценности студентов
Формирование личности специалиста
Мотивы получения высшего технического образования
О рынке труда выпускников
Трудоустройство молодых специалистов
Выпускник вуза и его будущая специальность
Новые формы обучения специалистов
Планы выпускников на предстоящую деятельность
Заключение
Список литературы:
Многие студенты считают, - «как инженер я никому не нужен». Вполне закономерно поэтому, что более половины из них планируют выполнять функции, не требующие высшего образования – работать в коммерции или открыть собственное дело, не связанное с инженерингом. Несмотря на отсутствие подготовки, «соответствующей» их будущей деятельности, эта часть респондентов рассчитывает на определенные успехи в «своей сфере» и готова к преодолению трудностей на этом пути.
Нельзя не сделать два банальных вывода: Во-первых, подготовка в техническом вузе, как это не парадоксально, вполне обеспечивает успешную работу в коммерции, во-вторых, эти вузы «выпускают» гораздо большее число бизнесменов, чем все школы предпринимательства вместе взятые. Поэтому, необходимо пересмотреть направления деятельности первых и целесообразность существования вторых.
Кроме рассмотренных, обращает на себя внимание и следующий мотив – «Возможность получить хорошее образование». Установлено, что рейтинг этого фактора у русских студентов не столь высок. Детерминируют характер данной оценки следующие основные обстоятельства: во-первых, априорные представления студентов о том, что обучение в техническом вузе не обеспечивает образования как такового, а дает лишь профессию, или, в лучшем случае специальность; во-вторых, опыт и пример производственной карьеры старших родственников, образовательный потенциал которых был достаточен лишь для самоутверждения в рамках производственных структур, и не более того. Тем не менее, отражение и осознание этих фактов отнюдь не мешает значительной части русских студентов достаточно хорошо учиться в вузе.
Теперь рассмотрим иерархию ценностей и мотивов, связанных с получением высшего технического образования, сложившуюся у студентов –представителей титульной национальности республики.
Выяснилось, что подавляющее большинство студентов-башкир желают и «стать специалистами», и «получить диплом о высшем образовании», но, как показал корреляционный анализ, более важным для них оказывается получение диплома. Такая латентная тенденция в ориентации данной группы студентов реально объективизируются на фоне еще одного фактора, попавшего в число приоритетных. Это «возможность сделать карьеру». Его основное значение подчеркивается более чем каждым вторым студентом-башкиром.
В сегодняшней России университеты, так же как и другие вузы, находятся в сложной ситуации, обусловленной переходом страны к рыночным отношениям и кризисным состоянием в экономических и социальной сферах. В прошлом любой советский вуз был частью единого народнохозяйственного комплекса и действовал в соответствии с организационными правилами, близкими к принципам работы обычного государственного предприятия, встроенного в систему планового хозяйства. Если предприятие выполняло утвержденные вышестоящим министерством или главком производственный и финансовый планы, то вуз по аналогичным планам осуществлял прием студентов и выпуск специалистов, проводя обучение в соответствии с государственными учебными планами.
Неукоснительное соблюдение всех этих планов, так же как и планов приема и выпуска, контролировало Министерство высшего и среднего специального образования, а в вузах, не имевших университетского статуса, курирование дополнительно осуществляли собственные министерства и ведомства. В большинстве случаев государственная система распределения неплохо решала проблемы трудоустройства молодых специалистов.
Экономические и организационные изменения последних лет повлекли за собой перемены в характере взаимоотношений между высшими учебными заведениями и предприятиями, а также государственным и негосударственными организациями в вопросах подготовки молодых специалистов высшей квалификации. Сегодня отсутствует система государственного распределения выпускников вузов, а предприятия и организации самостоятельно определяют свою кадровую политику. Это сопровождается, с одной стороны, общем сокращением численности работающих, а с другой – более высокими требованиями к вновь принимаемым на работу. Во многих случаях предпочтение отдается специалистам с трудовым стажем и с опытом работы.
Одной из проблем, связанных с изменениями на рынке труда, явилась проблема угрозы безработицы для молодых специалистов, оканчивающих вузы. Сегодняшние выпускники вузов стали одной из слабозащищенных в социальном отношении групп населения.
Сегодня можно говорить о существовании следующих групп противоречий на рынке труда молодых специалистов с высшим образованием:
- между социальными и профессиональными ориентациями молодежи и потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе;
- между задачей повышения эффективности подготовки вузам молодых специалистов и существующих системой вузовской подготовки;
- между теоретической подготовкой выпускников и отсутствием необходимых навыков практического использования полученных знаний;
- между жизненными и профессиональными планами выпускников и реальными возможностями их осуществления;
- между интересами развития отдельного предприятия и интересами общества.
Прежняя жесткая система обучения, почти полностью определявшаяся учебными планами и государственным заказом на специалистов, могла существовать только в рамках централизованной государственной системы и уже не отвечает меняющимся условиям свободной экономики. Поэтому теперь вузу нужно учиться прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля на пять – десять лет вперед и отвечать на него изменениями в учебных планах и программах.
Результаты ряда исследований последних лет свидетельствуют о том, что количество выпускаемых специалистов уже превысило спрос на них со стороны предприятий и организаций. Таким образом, было обнаружено, что для большинства выпускников получение дипломов и поиски места работы сейчас почти совпадают по времени.
Социологами была выявлена одна и та же общая для стран СНГ особенность – отставание в социализации у студентов на территории бывшего СССР по сравнению со студентами в странах с развитой рыночной экономикой. Тот факт, что в наших вузах студенты в основной массе пребывают долгое время «в безмятежном состоянии» и не задумываются над тем, что студенческие годы существуют не для того, чтобы спокойно проводить время, но прежде всего для получения знаний, нужных в последующей практической работе – результат влияния стереотипов, укоренившихся в сознании и студентов, и их родителей еще в советский период.
В статье украинского автора отмечается именно эта черта: «В советском обществе… в общественном сознании, особенно у представителей старшего поколения, укоренилось мнение, что наличие диплома о высшем образовании автоматически обеспечивает высокое положение в обществе, хорошую должность, а главное – освобождает от тяжелого физического труда. Поэтому наша молодежь, преимущественно под давлением родителей, не имея четкой профессиональной ориентации и не определив заранее свой жизненный путь, массово нацеливается на вуз, и, при условии прохождения конкурса, тут же приступает к учебе. К сожалению, распространен случайный выбор профессии, следствием чего становятся слабые мотивации обучения, низкий уровень знаний, намерения в будущем сменить профессию. Этим обуславливается у нас высокий удельный вес с высшим образованием, занятых не своей специальностью»[19].К этой вполне объективной картине можно лишь добавить, что кроме отмеченной здесь причины (только бы получить высшее образование) имеют место и иные внешние обстоятельства, приводящие к случайному попаданию в вуз (к примеру, отсрочка от призыва на воинскую службу). В целом, в странах с развитой рыночной экономикой личность оказывается способна осуществить сознательный жизненный выбор в более раннем возрасте, чем у нас.
Когда же экономические изменения в нашей стране смогут приблизить ценностные ориентации нашей молодежи к тем, которые существуют в западном мире? Это зависит от нашего экономического развития.
При оценке общей ситуации на рынке труда нужен качественный, а не чисто количественный подход. Задача состоит не только или даже не столько в предоставлении выпускникам оперативной информации об имеющихся вакансиях и заявках от организаций, но и в обеспечении им возможности непосредственно устанавливать отношения с этими организациями, узнавать о требованиях к специалистам, об интересах «заказчиков», как и о ситуации на рынке труда в целом, что поможет осуществить осознанный выбор. И, разумеется, вопрос о распределении должен ставиться заранее, в период производственной практики, хотя окончательное решение студент принимает на последнем курсе.
В ходе проведения пробного исследования спроса на молодых специалистов, опрошенным представителям предприятий и организаций было предложено оценить уровень минимальных требований, позволяющих допустить человека к работе. Полученные результаты говорят о достаточно высоком уровне таких требований:
- к теоретической и практической подготовке молодого специалиста;
- к способности принимать самостоятельно решения;
- к умению общаться с людьми;
- к умению формулировать задачу и находить путь к ее решению.
Самые высокие требования к выпускникам по всем названным параметрам предъявляют банки. Одинаково высоки, хотя и чуть ниже, требования со стороны коммерческих фирм и частных предприятий. Ниже уровень требований к выпускникам со стороны госбюджетных организаций. Особенно это касается практической подготовки молодого специалиста.
В целях выяснения характеристик выпускников, наиболее предпочтительных при приеме на работу, был проведен экспертный опрос представителей от организаций, принимающих выпускников. Согласно инструкции эксперт выбирал не более четырех наиболее значимых характеристик.
Приоритетны их требования к теоретической и практической подготовке выпускников. Больше значения при приеме на работу стал иметь пол выпускника, причем на работу охотнее оформляют мужчин. Также высоко значение семейного положения выпускника. Работу все чаще предоставляют женатым (и это требование в первую очередь относится к мужчинам). В то же время понизились требования к ориентациям молодого специалиста на служебный и профессиональный рост.
Поскольку наиболее высокие требования со стороны предприятий и организаций, наряду с общим теоретическим уровнем, предъявляются к практической подготовке выпускника, университету целесообразно значительно расширить практическую сторону в учебных программах, оговаривая участие в них студентов. Необходимо заинтересовать организации и фирмы в таком сотрудничестве, дав им возможность отбирать для себя нужных им студентов, расширяя для этого продолжительность учебной практики в этих фирмах.
В этом отношении представляет интерес система университетского образования некоторых стран, где учебные программы для студентов, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность и преподавание сильно отличаются от программ для тех, кто намерен работать в промышленной сфере, в бизнесе и т. д. Прежде всего это отличия в соотношении между объемами теоретической и практической подготовки. И конечно, на старших курсах у студента должна быть большая свобода в выборе предметов обучения (спецкурсов, практикумов и т. д.).
Как уже сообщалось, более половины опрошенных выпускников сообщили о том, что они планируют работать по специальности. Наиболее высокой оказалась доля студентов, сохраняющих верность полученной ими специальности, среди экономического и юридического факультетов. Иная ситуация сложилась на других факультетах. Она особенно тревожная среди выпускников физфака, где работать по специальности планируют только 17% от числа опрошенных. Здесь самым высоким оказался процент тех, кто точно знают, что работать по специальности после окончания университета они не станут.
Достижение соответствия между спросом и предложением на рынке труда требует осуществления достаточно точных прогнозов изменения конъюнктуры рынка и потребности в специалистах, а также переориентации в организации всех сфер деятельности вузов, адекватно отвечающей на эту потребность.
Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в составе студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по вузам, факультетам, профессиональным отрядам. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они многообразны по своим проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. Но самое главное – происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы – образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.
В решении вопросов трудоустройства выпускников следует сделать акцент на повышении собственной активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать реальными субъектами на рынке труда. Задача вуза в этой связи заключается в обеспечении их более раннего и более основательного включения в эту систему. Взаимодействие между предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах – с одной стороны, и вузами – с другой должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в вузе – более дифференцированным и адаптированным к интересам организаций.