Социальная работа с пожилыми людьми в условиях интернатных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение социальной работы с пожилыми людьми в домах-интернатах общего типа, исследование социально-психологических проблем людей пожилого возраста и помощь в их решении.
Задачи работы:
1.Определить понятие «пожилой человек», а так же ознакомиться с историческим аспектом места и положения пожилого человека в обществе.
2.Выделить социально-психологические проблемы людей пожилого возраста.
3.Раскрыть, какую роль играют дома-интернаты в жизни пожилых людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы изучения проблем пожилых людей…………
1.1. Исторический аспект места и положения пожилого человека в обществе………………………………………………………………………….
1.2. Современные научные подходы к изучению социальной защиты пожилых людей………………………………………………………………….
1.3. Специфические особенности людей пожилого возраста…………………. 1.4.Одиночество людей пожилого возраста, как социальная проблема………
1.5.Качество жизни пожилых людей, как социальная проблема…………….
2. Изучение социальной работы с пожилыми людьми в условиях интернатных учреждений.………………………..………………............
2.1.Интернатные учреждения, как элемент системы помощи пожилым людям 2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ, УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
2.3 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ДОМЕ- ИНТЕРНАТЕ. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ……………..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4 курс.docx

— 112.76 Кб (Скачать)

Более полному информированию пожилых людей в доме-интернате  уже с первых дней пребывания их в учреждении может способствовать наличие стенда с расположением  основных разделов работы, альбома  с фотографиями проживающих, их занятости, проведении досуга. Во избежание полного  разрыва с прежним привычным  образом жизни с целью осуществления  возможности получения информации об общественной жизни.

В приемном отделении обязательны  радиоприемники (желательно |с наушниками), телевизор, большие настенные часы с крупными цифрами, настенные календари, газеты. Реализация этих мероприятий  делает еще более актуальной роль социального работника в доме-интернате  и особенно на первом этапе пребывания там пожилого человека. После двухнедельного проживания в приемно-карантинном отделении происходит расселение лиц старших возов по месту их основного проживания в доме-интернате - этот этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для пожилого человека. Перед ним стает проблема вынужденного приспособления к новым условиям с длительной перспективой. Поиск нового жизненного стереотипа, вынужденное общение с незнакомыми не всегда приятными людьми, строгая регламентация распорядка дня - все эти обстоятельства ведут к возникновению кризиса первого месяца адаптации. Первые 3 - дели пребывания в доме-интернате, связанные с переездом на постоянное место жительства, наиболее трудные пожилых людей. В этот период у 70% из них легко кают простудные заболевания, обострения имеющей хронической патологии. Эмоциональное состояние характеризуется появлением чувства безысходности происходящего

Для успешной социально-психологической  адаптации пожилого человека важным является его удачное "поселение", т.е. размещение в отделении. При  переводе пожилого человека в отделение  и поселении его в комнату  с соседа нередко возникают сложности  совместного проживания. Они могут  быть связаны с понятием "скученности". Его идеологическая сущность заключается  в формировании представления о "своей" и "чужой" территории. Вторжение на "свою" территорию другого может вызвать острый стресс, проявляющийся резкими негативными эмоциональными переживаниями.

Нежелательные последствия  может вызвать поселение в  одну комнату двух людей с выраженными  лидерскими чертами. Известно, что при  вынужденном тесном общении один из субъектов, как правило, принимает  на себя роль ведомого. Для личности, имеющей склонность к лидированию  вариант постоянного пребывания, в роли ведомого является чрезмерной психологической нагрузкой, которая  может закончиться эмоциональным  срывом.

В этот период особое значение начинает приобретать отношение  персонала, которое ассоциируется  с внешним миром. При невнимательном отношении со стороны сотрудников  дома-интерната возможно усиление и  фиксация и этих эмоциональных проявлениях, возникновение реакций дезадаптации с депрессивным фоном настроения.

Роль социального работника  состоит в том, чтобы обеспечить адаптацию пожилого человека в новых  условиях. Для этого необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого человека, наклонностях и  интересе установках и привычках. Выяснение  этих обстоятельств важно и для  создания микросоциальных групп, также преследующих цель улучшения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста.

Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств  социальный работник может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного  проживания и т.д.

В этих обстоятельствах социальный работник, обладал определенными  знаниями и практическим опытом, выступает  и как социальный психолог, и как  социальный педагог. При этом социальный работник осуществляет контакты! врачом и медицинским персоналом, используя  данные 11 истории болезни, о прошлой  жизни пожилого человека знакомится и с состоянием его здоровья, его  возможностями к передвижению и степенью сохранности к самообслуживанию.

Из приемно-карантинного отделения лица старших возрастов  должны попадать в спокойную, хорошо организованную среду адаптационного воздействия, которая формируется  совместными усилиями врача, медсестры  этажа, трудинструктора, культработника, библиотекаря. Каждый из этих специалистов должен понимать свои задачи по адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната.

К пожилому человеку, переведенному  на постоянное всего жительства из приемно-карантинного отделения, должно быть привлечено повышенное внимание всех сотрудников, которое поможет  ему найти свое место в коллективе поживающих и ослабит негативное влияние, связанное с резкой сменой жизненного стереотипа и вызванного этим эмоционального перенапряжения.

Роль социального работника  как специалиста, владеющего основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии или социальной педагогике, возрастает и в связи с необходимостью обучения персонала домов-интернатов в дифференцированном подходе к пожилым людям.

Через 6 месяцев пребывания в доме-интернате перед пожилыми людьми встает проблема окончательного решения: проживать в доме-интернате  постоянно или вернуться к  привычному окружению. В это время происходит критическая оценка, как условий дома-интерната, так и своих возможностей для адаптации к ним.

Обследование пожилых  людей через 6 месяцев пребывания в доме-интернате показало, что  их ожидания, связанные с поступлением в эти учреждения, в 40,4 % не оправдались. Обстановка в доме-интернате воспринималась как менее тяжелая по сравнению  с их предварительными представлениями. Лишь 7,7 % пожилых оценивали жизнь  в доме-интернате выше своих ожиданий.

Основные причины недовольства связаны с плохой организацией жизни  в доме-интернате, невнимательным, формальным отношением персонала, неблагоприятным  психологическим климатом. Положительная  досугово-рекреационная установка  имеющаяся в приемно-карантинном  отделении, не peaлизуется полностью. Это объясняется тем, что основной формой организованного досуга является пассивное прослушивание радиопередач (90,7%). Невозможность проведения полноценного досуга вызывает у пожилых людей состояние неудовлетворенности. Общение пожилых людей в доме-интернате носит пассивный, ситуативный характер, круг общения пожилых людей ограничен персоналом и лицами, проживающими в доме-интернате.

Известно, что одной из причин эмоционального напряжения может  явиться слишком тесное принудительное общение людей. Травмирующее воздействие  в этом случае определяется тем, что  сужение круга и углубление общения  быстрее исчерпывает информационную ценность каждого из членов группы, что, в конечном счете, приводит к  напряжению и стремлению к изоляции.

На этом этапе важное значение приобретает так называемая терапия  средой, которая включает создание благи приятного психологического микроклимата, сохранение целесообразной активности пожилых людей, предупреждение болезненных реакций. Эти цели достигаются организацией комфортных бытовых условий, трудовой занятости, содержательного досуга. Рационально организованная терапия средой способствует поддержанию психического тонуса, установлению и упрочнению межличностных отношений, наполнению жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием. Важность терапии средой становится понятной, если иметь в виду обстановку дома-интерната, характеризующуюся ограничением социальных связей пожилых людей и контактов с внешним миром.

Названный этап, как и  последующий период жизни в доме-интернате  пожилых людей, для социального  работника представляет широкое  поле деятельности и ставит на разрешение совместно с психологом несколько  задач:

определение индивидуальных способов действий к разрешению конфликтных  ситуаций; выработка индивидуальных психокоррекционных под-помощь в формировании нового жизненного стереотипа

поддержание активных стратегий  приспособления; формирование адекватных установок на среду; снятие негативных эмоциональных переживаний; формирование и вовлечение пожилых людей в  раз-чные микросоциальные группы;

групповая психокоррекционная работа. Для решения поставленных задач необходимо проведение экспериментально-психологического обследования пожилых людей с  целью изучения особенностей ценностно-мотивационной  сферы, самосознания, эмоционального реагирования на ситуацию, использование включенного  наблюдения за поведением и общением пожилых людей. Необходима помощь и  поддержка проявлениям социальной активности в различных видах  деятельности пожилых людей в  доме-интернате.

Индивидуальная психотерапевтическая работа должна быть направлена на формирование нового жизненного стериотипа, изменение оценочных характеристик, снятие эмоционального напряжения. Число занятий определяется индивидуально.

Групповая психокоррекционная работа должна проводиться с использованием дискуссионных групп, групп обобщения, тренинга умений, релаксационных групп.

Дискуссионные группы, как  правило, не требуют специального подбора  слушателей. Целью ее является осознание  текущей ситуации, дискутирование вопросов "что помогает нам жить? ", "что мешает нам жить? ".

Программой также предусматривается  создание стационарных учреждений нового типа – домов-интернатов малой вместимости  и повышенной комфортности, в которых  услуги будут предоставляться на платной основе. Такие учреждения будут создаваться как за счет нового строительства, так и перепрофилирования уже имеющихся зданий. В них  планируется создание улучшенных условий  проживания, обеспечение ухода на современном уровне, в том числе  по индивидуальной программе, с учетом потребностей каждого человека.

Создание подобных учреждений возможно также за счет средств частных  инвесторов.

Наряду с выполнением  указанных мероприятий в предстоящей  пятилетке планируется:

создавать и расширять  реабилитационные помещения в домах-интернатах, позволяющие в полной мере осуществлять мероприятия по социальной и  медицинской  реабилитации проживающих;

использовать новые социальные технологии по уходу за лежачими больными с учётом отечественного и зарубежного  опыта.

Принципы Программы будут  служить усилению социальной защищенности лиц, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации, путем совершенствования  системы социального обслуживания в стационарных условиях.

 

 

 

2.3 Социологическое исследование проблем пожилых людей в доме- интернате. Анализ полученных результатов

Респонденты были отобраны выборочным методом (посредством целенаправленной выборки, в частности методом  квотной выборки). В квоту входили следующие признаки: пожилые женщины – 55 лет и старше; мужчины – 60 лет и старше, проживающие в доме-интернате в д. Миколаевщина.

Характеристика  выборки: в исследовании  приняли участие 20 пожилых людей – из них 12 женщин (55 – 63 года) и 8 мужчин (65 – 73 года).

Методы и методики: беседа, анкетирование.

Анализ полученных результатов

В исследовании  приняли  участие 20 пожилых людей – из них 12 женщин (55 – 63 года) и 8 мужчин (65 – 73 года).

Анкетирование выявило, что:

13 из опрошенных человек  считают дом-интернат своим домом  и вполне довольны и условиями  проживания и качеством обслуживания.

    1. из опрошенных (из них 2 мужчины) хотели бы вернуться домой.

          2 человека живут в доме-интернате 3 месяца и поэтому им сложно о чем то говорить и сравнивать.

     10 человек (7 женщин и 3 мужчины) попали в дои-интернат после длительного лечения в больнице, 7 человек (4 мужчины и 3 женщины)  - с помощью социальных служб, 3 человека (1 мужчина и 2 женщины) – с помощью ближайших родственников.

   Все 20 респондентов  хотели бы заниматься чем-то интересным и чтобы это не ограничивалось стенами дома-интерната.  Идею о создании клуба респонденты приняли с большим воодушевлением и с предложением своей помощи – если таковая потребуется.

Беседа  выявила следующее: все пожилые люди (мужчины и женщины), независимо от того, живут они более 1 года в доме-интернате или же совсем недавно, считают они дом-интернат своим домом или нет, есть у них друзья или нет, страдают от одиночества и хотели бы чтобы их проживание в доме-интернате не было таким скучным. Поэтому создание клуба считают одним из способов решения их проблемы -  проблемы одиночества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в  республике функционирует 74 дома-интерната  для престарелых и инвалидов, в которых проживает 17,3 тысячи человек, в том числе 21 – для престарелых  и инвалидов, в том числе Республиканский  интернат ветеранов войны и труда на 180 мест. В этих домах-интернатах пожилые люди получают квалифицированную медицинскую, психологическую, консультационную и другие виды помощи. Специалисты помогают им адаптироваться в новом месте и пытаются помочь наладить контакты между собой.

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми в условиях интернатных учреждений