Социальная работа с пожилыми людьми в условиях интернатных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение социальной работы с пожилыми людьми в домах-интернатах общего типа, исследование социально-психологических проблем людей пожилого возраста и помощь в их решении.
Задачи работы:
1.Определить понятие «пожилой человек», а так же ознакомиться с историческим аспектом места и положения пожилого человека в обществе.
2.Выделить социально-психологические проблемы людей пожилого возраста.
3.Раскрыть, какую роль играют дома-интернаты в жизни пожилых людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы изучения проблем пожилых людей…………
1.1. Исторический аспект места и положения пожилого человека в обществе………………………………………………………………………….
1.2. Современные научные подходы к изучению социальной защиты пожилых людей………………………………………………………………….
1.3. Специфические особенности людей пожилого возраста…………………. 1.4.Одиночество людей пожилого возраста, как социальная проблема………
1.5.Качество жизни пожилых людей, как социальная проблема…………….
2. Изучение социальной работы с пожилыми людьми в условиях интернатных учреждений.………………………..………………............
2.1.Интернатные учреждения, как элемент системы помощи пожилым людям 2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ, УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
2.3 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ДОМЕ- ИНТЕРНАТЕ. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ……………..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4 курс.docx

— 112.76 Кб (Скачать)

Территориальные центры социального  обслуживания населения оказывают  содействие гражданам в оформлении документов для определения в  дом-интернат.

Для определения в дом-интернат в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите (территориальный  центр социального обслуживания населения) представляются следующие  документы:

заявление установленного образца;

паспорт;

удостоверение инвалида;

медицинская карта, оформленная  организацией здравоохранения по установленной  форме;

две фотографии.

Районные (городские) управления (отделы) по труду и социальной защите (территориальные центры социального  обслуживания населения) запрашивают  справку с места жительства и  о составе семьи, оформляют (запрашивают) справку о размере получаемой пенсии, оформляют акт обследования материально-бытовых условий проживания по установленной форме, заверяют выписку из паспорта и копию справки медико-реабилитационной экспертной комиссии (далее - МРЭК) об инвалидности.

(п. 19 в ред. постановления  Минтруда и соцзащиты от 30.12.2005 N 193)

8. При поступлении в дом-интернат на постоянное проживание гражданин выписывается с прежнего места жительства, о чем производится соответствующая отметка в паспорте.

9. На основании путевки на проживание дом-интернат в установленном порядке заключает договор найма жилого помещения с поступающим гражданином независимо от условий пребывания в доме-интернате.

10. При поступлении гражданина в дом-интернат производится опись его личного имущества с составлением акта в 3 экземплярах, один из которых хранится в личном деле, второй - у сестры-хозяйки, третий - выдается гражданину.

11. На каждого гражданина в доме-интернате заводятся:

личное дело, в котором  хранятся путевка, заявление, копия  справки МРЭК об инвалидности, опись  личного имущества, выписка из паспорта, справка о размере получаемой пенсии, справка с места жительства о занимаемом жилом помещении  и составе семьи, акт обследования материально-бытового положения, договор  найма жилого помещения, а также  договор о платном содержании в доме-интернате, если таковой был  заключен, приобщаются другие документы, касающиеся конкретного гражданина;

медицинское дело, в котором  хранятся медицинская карта, история  болезни со всеми приобщаемыми медицинскими документами со времени нахождения гражданина в доме-интернате.

12. Граждане размещаются по отделениям и жилым комнатам дома-интерната в соответствии с правилами внутреннего распорядка с учетом состояния здоровья, возраста и пола.

13. Граждане, проживающие в доме-интернате, в соответствии с трудовой рекомендацией МРЭК и медицинским заключением врача дома-интерната по их желанию могут работать в лечебно-производственных мастерских, подсобном хозяйстве, по уборке помещений и территории дома-интерната, на кухне, по самообслуживанию, а также участвовать в другом, возможном в условиях дома-интерната, труде.

14. Выплата гражданам, проживающим в доме-интернате, пенсий, пособий, других платежей производится в соответствии с законодательством.

15. Расходы, связанные с поездкой к родственникам и другим лицам, домом-интернатом не возмещаются.

16. В случае смерти гражданина наследование денежных сумм и иного имущества, ему принадлежащего, производится в порядке, установленном законодательством.

17. Временное выбытие гражданина из дома-интерната по личным мотивам производится по его письменному заявлению, заключению врача о возможности выезда и с согласия администрации на срок не более трех месяцев в календарном году.

В случае выбытия гражданина из дома-интерната на срок свыше  одного месяца (без отчисления из дома-интерната) пенсия выплачивается в полном размере.

18. Отчисление гражданина из дома-интерната оформляется администрацией в установленном порядке по согласованию с комитетом по следующим основаниям:

по личному заявлению  гражданина, в котором указывается  точный адрес будущего места жительства;

на основании заявления  гражданина и его трудоспособного  члена семьи или родственника, который обязуется предоставить жилое помещение для проживания и соответствующий уход за выбывающим из дома-интерната гражданином;

в случае, если при очередном переосвидетельствовании гражданину установлена III группа инвалидности. При этом администрация дома-интерната обращается в местные исполнительные и распорядительные органы с целью решения вопроса предоставления такому гражданину жилого помещения для дальнейшего проживания;

в связи с возникновением у гражданина психического расстройства и расстройства поведения, препятствующего  его пребыванию в доме-интернате. При этом гражданин переводится  в соответствующий дом-интернат в установленном порядке;

в случае невнесения без  уважительных причин установленного размера  платы за содержание в доме-интернате  более чем за два месяца подряд;

в случае самовольного ухода  гражданина из дома-интерната и невозвращения  по истечении месяца при наличии  сведений о его местонахождении;

если гражданин через  месяц по истечении обусловленного срока временного выбытия без  уважительных причин не возвратился  в дом-интернат и его местонахождение  известно;

в случаях, указанных в  пункте 31 Положения;

при вступлении в брак с  трудоспособным лицом, проживающим  за пределами дома-интерната;

в связи с прекращением оснований, по которым гражданин  был принят в дом-интернат, в том  числе истечением срока временного проживания;

в других случаях, наступление  которых предусмотрено законодательством.

При оформлении документов об отчислении по инициативе дома-интерната  гражданин должен быть извещен о  данных обстоятельствах, а при определенных случаях проинформирован о том, что в случае его невозвращения  в дом-интернат к сроку, указанному в уведомлении, он будет отчислен.

19. При неоднократном (более трех раз в течение календарного года) нарушении правил внутреннего распорядка дома-интерната, грубом нарушении общественного порядка гражданин может быть переведен в другой дом-интернат (в том числе специальный дом-интернат (отделение) для престарелых и инвалидов) либо отчислен из дома-интерната в установленном порядке.

20. При отчислении (переводе в другой дом-интернат) гражданину выдаются справка с указанием периода времени, в течение которого он проживал в доме-интернате, личное имущество и документы, находившиеся на хранении в доме-интернате.

В случае отчисления гражданина, находившегося на государственном  обеспечении (за исключением граждан, принятых на временное проживание), ему выдаются закрепленные за ним  одежда, белье и обувь по сезону.

21. При обнаружении отсутствия гражданина на территории дома-интерната администрация обязана произвести все возможные мероприятия по установлению его местонахождения, в том числе с уведомлением членов семьи, близких родственников, если таковые имеются, и, при необходимости, органов внутренних дел.

22. Если в течение года в доме-интернате нет сведений о месте пребывания гражданина, администрация обязана обратиться в суд с иском о признании его безвестно отсутствующим.

В таком же порядке гражданин  может быть объявлен судом умершим, если в доме-интернате нет сведений о месте его пребывания в течение  трех лет, а если он пропал без вести  при обстоятельствах, угрожавших смертью  или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного  случая, - в течение шести месяцев.

23. Погребение умершего гражданина, проживавшего в доме-интернате, производится администрацией в установленном порядке. В случае изъявления желания родственники могут самостоятельно произвести похороны умершего гражданина. В этом случае им выдается справка о смерти и погребальная одежда с обувью.

Свидетельство о смерти гражданина выдается под роспись родственникам умершего, а при их отсутствии хранится в его личном деле.  

 Управление домом-интернатом осуществляет директор, который назначается на должность и освобождается от нее соответствующим органом по труду и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов, на условиях заключенного с ним контракта. Имущество дома-интерната находится в коммунальной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Владение, пользование и распоряжение этим имуществом дом-интернат осуществляет в пределах, определяемых законодательством, собственником или уполномоченным им органом. Имущество дома-интерната составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе дома-интерната. Финансирование деятельности дома-интерната осуществляется за счет:

  • средств местного бюджета;
  • средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности;
  • безвозмездных и благотворительных взносов;
  • пожертвований юридических и физических лиц;
  • других источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Характеристика среды, условий проживания в домах-интернатах

 

Даже в высокоорганизованных учреждениях не удается избежать особенностей среды:

ограниченные возможности  занятости;

монотонный образ жизни;

ограниченность жизненного пространства;

недостаток бытового комфорта;

психологическая несовместимость  проживающих;

зависимость от окружающих;

формальное отношение  персонала.

Обе группы обстоятельств  отражают особенности социальной реабилитации лиц преклонного возраста в домах-интернатах. Одной из ведущих проблем в  создании реабилитационной среды в  домах-интернатах является социально-психологическая  адаптация пожилых и старых людей  как специфический этап социальной реабилитации.

Поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности  является критическим моментом в  жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная  обстановка, неясность социального  статуса – эти жизненные обстоятельства заставляют человека не только приспосабливаться  к внешнему окружению, но и реагировать  на изменения, происходящие в них  самих. Перед пожилыми людьми встает вопрос в оценке себя, своих возможностей в изменившейся ситуации. Процесс  перестройки личности происходит очень  болезненно и сложно. Известно, что  в старости выявляются ослабление памяти, внимания, снижение способности ориентироваться  в новых условиях, тревожный фон  настроения, лабильность эмоциональных  процессов. Одним из главных свойств стареющих людей является психологическая уязвимость и нарастающая неспособность справляться с различными стрессами. Поэтому пожилые люди отличаются особой чувствительностью к проявлению внимания, морально-психологической поддержке.

Переезд в дом-интернат ведет  к резкому изменению привычных  способов адаптации. Что наряду с  социальной изоляцией увеличивает  риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и даже смертельных исходов у пожилых людей. Поскольку основной стрессор, которым является сам факт поступления в интернат, возможно устранить, первостепенное значение приобретает ожидаемая помощь и поддержка со стороны персонала дома-интерната.

Начальный период проживания пожилых людей в доме-интернате  состоит из трех основных этапов: поступление  и пребывание в приемно-карантинном  отделении, расселение на постоянное место  жительства, период первых шести месяцев  проживания. Каждый из этих этапов характеризуется  своими особенностями и различается  целями и задачами в осуществлении  социально-психологической адаптации. Указанные обстоятельства определяют функции социального работника  в организации адаптации пожилых  людей в доме-интернате. Деятельность социального работника, ее содержание зависит от этапа прохождения  социально-психологической адаптации  лиц, пожилого возраста в доме-интернате.

Выделены 3 категории причин поступления пожилых людей в  дом-интернат:

поступление связано с  состоянием здоровья;

поступление связано с  конфликтной ситуацией в семье;

поступление связано с  желанием сохранить независимость  от ближайшего родственного окружения.

Важную роль для последующей  социально-психологической реабилитации пожилых людей играет информация об этих учреждениях. Большинство пожилых  людей имели к моменту поступления  в дом-интернат элементарные сведения об этом учреждении, полученные из различных  источников (родственников, знакомых, врачей, работников органов социальной защиты). Сведения носили формальный, а в ряде случаев искаженный характер (представление о доме-интернате идентифицировалось с распорядком больницы, с ежедневными обходами врачей, постоянным наблюдением медперсонала). Недостаточная информация вызывала и поддерживала тревожность и неуверенность в будущем пожилых людей, что в свою очередь сказывалось на последующей адаптации их к новым условиям. Несмотря на то, что принятие решения о поступлении в стационарное учреждение было принято самостоятельно и сознательно, более половины пожилых людей, поступивших в приемно-карантинное отделение, до последнего момента испытывали сомнения в правильности сделанного шага.

Роль социального работника  во время пребывание жилых людей  в приемно-карантинном отделении  дома-интерната состоит в том, чтобы разъяснить функции учреждения, ознакомить поступивших с распорядком  и с расположением бытовых  служб и медицинских пунктов, часами работы администрации и т.д.; провести ба ознакомление с условиями  жизни в доме-интернате пожилых  людей, решивших поступить в эти  учреждения, во многом может снизить  состояние неуверенности и тревожности.

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми в условиях интернатных учреждений