Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:53, курсовая работа
Цель данной работы – изучение социальной работы с пожилыми людьми в домах-интернатах общего типа, исследование социально-психологических проблем людей пожилого возраста и помощь в их решении.
Задачи работы:
1.Определить понятие «пожилой человек», а так же ознакомиться с историческим аспектом места и положения пожилого человека в обществе.
2.Выделить социально-психологические проблемы людей пожилого возраста.
3.Раскрыть, какую роль играют дома-интернаты в жизни пожилых людей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы изучения проблем пожилых людей…………
1.1. Исторический аспект места и положения пожилого человека в обществе………………………………………………………………………….
1.2. Современные научные подходы к изучению социальной защиты пожилых людей………………………………………………………………….
1.3. Специфические особенности людей пожилого возраста…………………. 1.4.Одиночество людей пожилого возраста, как социальная проблема………
1.5.Качество жизни пожилых людей, как социальная проблема…………….
2. Изучение социальной работы с пожилыми людьми в условиях интернатных учреждений.………………………..………………............
2.1.Интернатные учреждения, как элемент системы помощи пожилым людям 2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ, УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
2.3 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ДОМЕ- ИНТЕРНАТЕ. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ……………..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Авторы теории меньшинств отмечают, что старики составляют меньшинство населения, что предопределяет их низкий социально-экономический статус, дискриминацию, предупреждения против них и многие другие явления.
Теория субкультуры относит
пожилых людей к некоей субкультуре,
которая определяется как совокупность
своеобразных норм и ценностей, отличных
от норм и ценностей, господствующих
в обществе. Если стареющим людям
удается завести новых друзей
и сохранить уже сложившиеся
связи, они способны создать такую
субкультуру, что помогает им сохранить
чувство психологической
Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь, а это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении касающихся их вопросов, когда у них есть свобода выбора. Некоторые специалисты считают наиболее плодотворной теорию «возрастной стратификации», согласно которой каждое поколение людей уникально и обладает только ему присущим опытом.
Разумеется, выработка адекватных
сложной природе человека теорий
старения, учитывающих позитивные возможности
человека в пожилом возрасте, равно
как и распространение их в
обществе наряду с соответствующими
социальными мерами продолжается. Данный
процесс может стать
Вместе с тем терапевтические модели, образующие фундамент практической работы с пожилыми людьми, должны использовать три принципа: 1) изучение индивида в его социальной среде; 2) понимание психосоциального становления и развития личности как пожизненного процесса; 3) учет социокультурных факторов формирования и развития индивида. Разумеется, разные теории в разной степени соответствуют каждому из названных принципов.
Современная социальная работа с престарелыми должна строиться в соответствии с принципами ООН в отношении пожилых людей 2001 года: «Сделать полноправной жизнь лиц преклонного возраста».
Данный документ рекомендует правительствам всех стран предпринять следующие меры в области социальной поддержки пожилых людей:
Эти принципы сгруппированы следующим образом:
1 – НЕЗАВИСИМОСТЬ;
2 – УЧАСТИЕ;
3 – УХОД;
4 – РЕАЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА;
5 – ДОСТОИНСТВО.
2. Интернатные учреждения – как элемент системы помощи пожилым людям
Социальная реабилитация
граждан старших возрастов в
домах-интернатах получает особый ракурс.
Она имеет своеобразие и
Характеристика лиц старших
возрастов, находящихся в домах-
преобладание граждан преклонного возраста (56,9 %). Вместе с долгожителями они составляют 63,2 %;
тяжелое состояние здоровья
(в среднем у каждого
ограниченная способность к самообслуживанию, не способные и частично себя обслуживающие составляют 62,3 % проживающих;
ограниченная способность к передвижению; лица, неспособные к передвижению и осуществляющие двигательную активность в пределах палаты, составляют 44,6% контингента домов-интернатов;
изменения психики в пожилом
возрасте проявляются в нарушениях
памяти на новые события при сохранности
воспроизведения давних, в расстройствах
внимания (отвлекаемость, неустойчивость),
в замедлении темпа мыслительных
процессов, нарушениях эмоциональной
сферы, в снижении способности к
хронологической и
Указанные характеристики, отражающие эти особенности граждан преклонного возраста, ставят под вопрос правомерность обсуждения их социальной реабилитации. Необходимо совершенствовать ряда направлений их социальной реабилитации в домах-интернатах.
Анализ тенденций в отношении населения в возрасте 60 лет и старше показывает, что возрастает число лиц пожилого возраста и что старение населения проходит более интенсивно. Быстрыми темпами увеличивается и количество одиноких или проживающих отдельно от детей и родственников лиц старше трудоспособного возраста.
Одинокие и одиноко
проживающие нетрудоспособные граждане
сталкиваются с целым рядом серьезных
социальных, экономических и
Одним из проявлений заботы
государства о престарелых
В настоящее время в республике функционирует 74 дома-интерната для престарелых и инвалидов, в которых проживает 17,3 тысячи человек, в том числе 21 – для престарелых и инвалидов, в том числе Республиканский интернат ветеранов войны и труда на 180 мест, 44 – психоневрологических, 9 – для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития.
Для обслуживания указанных категорий граждан в стационарных учреждениях создана стройная система медико-социальной помощи. Постоянно укрепляется материально-техническая база, проводится значительная работа по улучшению медицинского, бытового и культурного обслуживания, создаются условия для отдыха, посильного труда и оздоровления.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМА-ИНТЕРНАТА
Основными задачами дома-
Основными направлениями деятельности дома-интерната являются:
Конкретные виды деятельности
дома-интерната
УСЛОВИЯ ПРИЕМА, СОДЕРЖАНИЯ И ВЫБЫТИЯ ИЗ ДОМА-ИНТЕРНАТА
1. В дом-интернат на государственное обеспечение принимаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, достигшие возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, либо являющиеся инвалидами I и II групп, нуждающиеся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, не имеющие трудоспособных членов семьи либо других физических или юридических лиц, обязанных по закону их содержать (на основании договора пожизненного содержания с иждивением и т.п.), или если члены семьи проживают за пределами Республики Беларусь.
Прием производится в соответствии
с медицинскими показаниями и
противопоказаниями к приему в дома-интернаты,
утвержденными Министерством
2. В первоочередном порядке в дом-интернат принимаются:
инвалиды Великой
участники Великой Отечественной войны;
военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей воинской службы (служебных обязанностей);
родители и не вступившая (не вступивший) в новый брак супруга (супруг) военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших или умерших вследствие ранения, контузий, увечий, заболеваний, полученных в период боевых действий в годы Великой Отечественной войны;
родители военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при выполнении воинского или служебного долга в Афганистане либо в других государствах, где велись боевые действия (а равно пропавших без вести в районах ведения боевых действий), или при исполнении обязанностей воинской службы (служебных обязанностей), кроме случаев, если гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.
3. Граждане, имеющие трудоспособных членов семьи либо при наличии других физических или юридических лиц, обязанных по закону их содержать (на основании договора пожизненного содержания с иждивением и т.п.), принимаются в дом-интернат на платных условиях.
С гражданином, определяющимся в дом-интернат на платных условиях, либо его трудоспособным членом семьи, другим физическим или юридическим лицом, обязанным по закону его содержать, дом-интернат заключает договор об условиях платного содержания.
Размер платы за содержание
в интернате определяется исходя
из фактических затрат на проживание
гражданина в интернате и уменьшается
на разницу между назначенной
и выплаченной пенсией в
Плата в установленном размере перечисляется на текущий счет по бюджетному финансированию интерната до пятого числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В случае изменения стоимости платного содержания в интернате, размера пенсии плата за содержание подлежит перерасчету.
4. В исключительных случаях на основании ходатайств местных исполнительных и распорядительных органов, если по уважительным причинам невозможно проживание гражданина с трудоспособными членами семьи, другими физическими лицами, обязанными по закону его содержать, и (или) осуществление последними ухода за таким гражданином, по решению комитетов по труду и социальной защите областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета (далее - комитеты) гражданин может быть принят в дом-интернат на условиях государственного обеспечения без предоставления одежды и обуви. Нательное белье, чулочно-носочные изделия, постельные принадлежности и белье выдаются гражданину бесплатно.
5. Граждане могут быть приняты в дом-интернат на временное проживание (сроком от 1 до 6 месяцев в календарном году) и пятидневное в неделю в соответствии с правилами приема, установленными пунктами 13 - 16, 19 Положения, без выписки по месту жительства.
6. Если изменились обстоятельства, служившие основанием для определения условий пребывания в доме-интернате (государственное обеспечение, платное содержание, временное, пятидневное в неделю проживание и т.п.), по решению комитетов могут быть изменены условия пребывания в доме-интернате со дня изменения этих обстоятельств.
7. Прием в дом-интернат производится по путевке на проживание, выданной комитетом, на основании документов, представленных районным (городским) управлением (отделом) по труду и социальной защите.
Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми в условиях интернатных учреждений