Социальная работа с пожилыми людьми в условиях интернатных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение социальной работы с пожилыми людьми в домах-интернатах общего типа, исследование социально-психологических проблем людей пожилого возраста и помощь в их решении.
Задачи работы:
1.Определить понятие «пожилой человек», а так же ознакомиться с историческим аспектом места и положения пожилого человека в обществе.
2.Выделить социально-психологические проблемы людей пожилого возраста.
3.Раскрыть, какую роль играют дома-интернаты в жизни пожилых людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы изучения проблем пожилых людей…………
1.1. Исторический аспект места и положения пожилого человека в обществе………………………………………………………………………….
1.2. Современные научные подходы к изучению социальной защиты пожилых людей………………………………………………………………….
1.3. Специфические особенности людей пожилого возраста…………………. 1.4.Одиночество людей пожилого возраста, как социальная проблема………
1.5.Качество жизни пожилых людей, как социальная проблема…………….
2. Изучение социальной работы с пожилыми людьми в условиях интернатных учреждений.………………………..………………............
2.1.Интернатные учреждения, как элемент системы помощи пожилым людям 2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ, УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
2.3 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ДОМЕ- ИНТЕРНАТЕ. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ……………..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4 курс.docx

— 112.76 Кб (Скачать)

Умерщвление старых людей  прекратилось окончательно тогда, когда  появилась необходимость использовать их в процессе добывания пищи в  связи с расширением источников существования. Самым главным фактором, способствовавшим сохранению жизни  старых людей, явилось открытие огня. Необходимость постоянного наблюдения за огнем привела к первому  общественному разделению труда  между мужчинами и женщинами: первые должны были охотиться, вторые – поддерживать и оберегать огонь. С появлением огня человечество научилось  варить пищу, что способствовало уменьшению убийств детей и стариков. Старые люди становились одной из необходимых  категорий общества: они освобождали  женщин от наблюдения за огнем, становились  его хранителями.

По мнению Ф. Энгельса, историческое значение открытия состоит в том, что оно позволило использовать рыбу в качестве пещи. Благодаря  этому пищевому продукту общество стало  не зависимым от климата и местности; развитие оседлости и занятие  сельским хозяйством еще более способствовало прекращению традиции убийства стариков.

Следует остановиться на том  факте, что понимание старческого  возраста в глубокой древности очень  разнилось от его современного толкования. Согласно исследованиям Дж. Эйнджела, средняя продолжительность жизни составляла в раннею эпоху железа и бронзы на территории современной Греции не более 18 лет.

Английский психолог Д. Бромли утверждал, что в первобытном  обществе старый человек получал  выгоду от своего возраста: он пользовался  тем большим уважение, чем проживал лет. Конечно, такое уважение было связано  в значительной степени с тем, что число старых людей было не велико, само достижение старости было очень редким явлением. Именно этим объясняется существование олигархии  старцев в Центральной Австралии  и геронтократии в Полинезии. В жизни многих примитивных сообществ старые люди играли главную роль в политике, магии и религии. Геронтократия надолго установилась в Древней Греции: в Афинах и Спарте членам ареопага или геронсии мог стать лишь человек, достигший 60 лет. Первый законодатель Спарты – Солон выдвинул тезис: «Уважай старость!». В Древнем Риме высший орган власти получил название «Сенат», что означало собрание старых и уважаемых людей. В эскимосских легендах старики предстают обладателями магической власти, наделенными богоподобной способностью творения и исцеления. Но реальные условия существования – суровый климат, недостаток ресурсов, бедность тираническая патриархальная семья – определили маргинальное положение стариков, превращенных в рабов или обреченных на голодную смерть.

В обществах, испытывающих влияние  западной культуры и переживших переходный период от традиционных обычаев к  христианской этике, признаётся декларативная  власть стариков, формирующих политические советы. Но в условиях миграционного  образа жизни и бесконечных войн реальную власть приобретают молодые. В небогатых племенах старики  до самой смерти могут оставаться собственниками всего семейного  имущества и владений. Они обладают правом их распределения между членами  семьи, что обуславливает престиж  старых людей и социальную стабильность.

В обществах с более  развитой экономикой, обеспечивающей достаточный уровень жизни, значительное место занимают религиозные и  мистические верования, и соответственно усиливается роль пожилых, наделенных достаточной властью и авторитетом, которые самореализуются в религиозных функциях. Исторический анализ показывает, что старшее поколения могли играть заметную роль в стабильных, организованных обществах с институализированной собственностью, тогда как в обществах, раздираемых противоречиями, верх брали молодые.

В античных мифах о богах  можно выявить общую закономерность: старея, боги становились злыми, мстительными, порочными, их тираническая власть кажется  все невыносимее и в коночном счете приводит к восстановлению и устранению старого властителя.

Аристотель, подробно изучавший  проблемы старости, считал, что опыт стариков способствует не прогрессивному развитию, а бесконечным повторением.

В III веке новой эры христианской церкви удалось ассимилировать классическую культуру путем ее распыления и деформации. В некоторой степени церковь внесла позитивный вклад в решение проблемы старости, создавая госпитали и дома для престарелых, поддерживая больных одиноких. Вместе с тем христианская идеология раннего средневековья утверждала преимущества молодости, переход власти от отца к сыну.

Технический прогресс XVIII века обеспечил улучшение условий жизни, соответственно увеличилась ее продолжительность. Утилитаристский подход наделил стариков особыми заслугами – материальное процветание гарантировало им мудрость и достоинство.

В XIX веке европейские общества перетерпели радикальные трансформации. Под влиянием промышленной революции, урбанизации, сокращение сельского населения, формирование класса пролетариев произошёл первый демографический взрыв: в 1870 году население Европы достигло 300 млн., и соответственно увеличился процент старых людей в общем объеме населения.

Сохранившийся престиж старости стал рушиться. Положение большинства  старых людей значительно ухудшается. XX век унаследовал стереотипический образ пожилого человека, сформировавшийся в ходе исторического развития. Общеизвестно, что положение стариков особенно ухудшается во второй половине XX столетия и противоречит принципам развития современной цивилизации.

Рано вытесненные с  рынка рабочей силы, пенсионеры становятся бременем для общества, ориентированного на получение прибыли и мало заботящегося о конкретном человеке. Большая часть  старых людей лишена достаточных  средств к существованию. Их бюджет не сбалансирован, что вынуждает их часто обращаться в органы социальной защиты. У них возникает ощущение, что они просят подаяние, далеко не всем удается примериться с такой ролью.

Австрийские ученые Х. Хофф и Э. Рингель считали что: «Объективная картина настоящего положения дел заставляет, к сожалению, утверждать, что пожелание пожилого человека становится все более трудным… уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, сегодня исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям».

Геронтофобия, или враждебные чувства по отношению к старым людям, - реликтовое явление. Пришедшее к нам из далекого прошлого. Еще не тронутого цивилизацией, когда его выбрасывали оттуда собственные дети, у которых удушение, утопление или закапывание живьем старого отца не вызывало никаких внутренних протестов. О современном геронтофобе следует сказать, что он поступает не лучше: он тоже приговаривает стариков к уничтожению, хотя нанесение смертельного удара он оставляет ему самому.

Многочисленные самоубийства стариков в западных странах является несомненным доказательством этого. Сегодняшний геронтофоб заслуживает большого осуждения, чем его предшественники из эпохи палеолита: тот мог в своё оправдание сказать, хотя нанесение смертельного удара он оставляет ему самому.

По мнению многих исследователей, общественное положение старого  человека постоянно ухудшается. Уважение к старости, бывшее правилом в прошлом  столетии, в наше время исчезает, уступая место безразличию или  даже вражде. А. Сови высказал опасение, что в настоящее время возможен возраст самого худшего со временем низшего уровня эпохи дикости – тенденции к уничтожению старых людей. По мнению известных геронтологов, дискриминация стариков, существовавшая у примитивных народов на заре эпохи дикости, в современном обществе претерпела изменения по форме, а не по сути отношения к стары людям. Еще одной особенностью современного общества, оказывающей влияние на рост неприязни к старым людям, является происходящая революция в образовании. Впервые в истории развития человечества возникла ситуация, когда новые поколения в интеллектуальном отношении и по своей профессиональной подготовке в области использования современных технических средств оказываются выше прежних поколений.

В наше время положение  старых людей во многих странах остается очень трудным. 16 декабря 1991 г. Генеральный Ассамблеей ООН принята Декларация прав старого человека, которая, по существу, представляет собой свод этических норм и рекомендаций по установлению в жизнь фундаментальных положений Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. о признании достоинства, присущего всем члена человеческой семьи, о праве каждого на социальное обеспечение, на «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, которое необходимо для поддержки здоровья и благосостояния его самого и его семьи», и о праве каждого на обеспечение по случаю наступления старости.*

1992 год решением Генеральной  Ассамблеи ООН обозначен как Международный Год пожилых людей. Объявлении ООН Года пожилых людей свидетельствует о том, что старшее поколение нуждается в помощи и защите повсеместно – и в развитых странах, и в развивающихся, и в странах с переходной экономикой. Задачи государства и общества – вывести как можно больше пожилых людей из-под гнета экономических, социальных и психологических проблем, вызванных наступлением старости, сделать полнокровной жизнь в «третьем возрасте». В России Год пожилых людей стартовал ещё в 2 декабря 1998 года.

Для того чтобы обеспечить связь современной концепции  отношения к старости с новыми направлениями практической деятельности, необходимо совершенствовать профиль  многих Принципов ООН в отношении  пожилых людей и преодолеть трудности  в расстановке приоритетов. Дополнительным препятствием для достижения эффективности всей концепции является тот факт, что круг вопросов, затрагиваемых в связи со старением населения, слишком широк.

Нынешние пожилые люди в силу многолетнего трудового вклада в социальном развитии не могут рассматриваться  исключительно как иждивенцы  для общества. Общество будущего может  устойчиво развиваться при условии  солидарности поколений, а это означает, что отношения общества к старению в определенной степени будет  зависеть способность людей оперативно адоптироваться к увеличению продолжительности жизни. Сохраняемое в старости стремление к индивидуальному и общественному развитию позволит наполнить жизнь смыслом, сделать её привлекательной, будет способствовать созданию более спокойной и доброжелательной цивилизации. Это особенно важно, поскольку стремительно приближается то время, когда каждому третьему жителю планеты будет за шестьдесят.

Новая философия восприятия старения населения и старости в  жизненном цикле отдельного человека должна быть осмыслена с позиции  реальностей сегодняшней России и положена в основу концептуальных разработок, касающихся прежде всего подходов к определению адекватной государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на ближайшую и более отдельную перспективу.

 

 

 

 

 

 

 

 

         1.2. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

         В научной литературе, касающейся проблем пожилого населения, можно выделить три основные позиции, которые определяют направления исследований и методы социальной политики:

  1. Пожилые – это обездоленные люди, нуждающиеся в социальном обеспечении;
  2. Пожилые люди – это значительный человеческий потенциал, который может и должен быть вовлечен в социально активную жизнь;
  3. Эта позиция является социально неодобряемой, поэтому редко открыто выражается. Проявляется она только при обсуждении социальной политики: пожилые люди – это социальный балласт общества, тормозящий реформы.

Интересное исследование, выявляющее образ пожилого человека в представлении современных  россиян и степень одобрения  ими направлений социальной политики, проведено А.В.Писаревым. «Представлены две группы характеристик, одна из которых соответствует «опекаемому», вторая «социально активному» образу пожилых. В целом можно констатировать, что черты «опекаемого» образа преобладают в представлениях опрошенных. Это относится к оценке состояния здоровья, степени профессиональной адаптации, …удовлетворенности жизнью в целом. В основе социально активного образа пожилых лежит оценка уровня образования этой группы. Значительная доля опрошенных воспринимает пожилое население как неоднородную когорту, судить о которой в целом практически невозможно».

Первому подходу «Пожилые люди – это обездоленные люди»  соответствуют социальные теории старения:

1) Теория наименования  и маргинальности. Она представляет старость как состояние девиантности. «Молодые члены общества считают представителей старшего поколения бесполезными, маргинальными, утратившими прежние способности, уверенность в себе и чувство социальной и психологической независимости. Основной характерной чертой старости является пассивность. Поэтому трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать  социальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей».

2) теория возрастной стратификации.  Сторонники этой теории рассматривают  общество как совокупность возрастных  групп, которые имеют обусловленные  возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях.  «Социально-геронтологический анализ  определяет место пожилых и  старых людей в системе социальной  стратификации. Большинство старых  людей не участвуют в системе  власти и влияния, и, таким  образом, не обладают контролем  ни над самими собой, ни над  другими. Они утрачивают такую  характеристику стратификации как  престиж, ибо последний обычно  ассоциируется с основной сферой  занятий, а старость неизбежно  связана с увольнением».

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми в условиях интернатных учреждений