Социальная работа с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства и разработка рекомендаций по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.
Для достижения поставленной цели автор дипломной работы поставил следующие задачи:
– проанализировать теоретические подходы к семейному неблагополучию;
– изучить проблемы социального сиротства в неблагополучных семьях;
– исследовать формы и методы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях;
– разработать рекомендации по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.

Содержание

Введение
5
1 Научно-теоретические основы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях
10
1.1 Теоретические подходы к семейному неблагополучию
10
1.2 Проблема социального сиротства в неблагополучных семьях
25
2 Технологии социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства

35
2.1 Исследование форм и методов профилактики социального
сиротства в неблагополучных семьях

35
2.2 Перспективные направления профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях в субъектах Российской Федерации

50
Заключение
65
Список использованных источников
69
Приложение А (обязательное) Бланк интервью эксперта
75

Работа содержит 1 файл

Диплом_.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Центр оказывает помощь детям, которые посещают школу и  проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении. Большей частью это дети, которые фактически не могут жить дома, так как о них не заботятся, они часто становятся жертвами насилия со стороны родителей или опекунов.

Дети попадают в центр  разными путями: по согласованию с администрацией школы и центра их могут направлять классные руководители, комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки или другие лица, которые стали свидетелями жестокого обращения с ребенком. Дети могут помещаться в центр на  относительно длительное время - до разрешения семейной ситуации, или на короткий срок при возникновении острых проблем (например, что-то случилось дома, болезнь и госпитализация членов семьи) [3, 18].

Центр может оказывать  как непосредственную помощь детям: обеспечить питание, временное пребывание, безопасность, психологическую помощь и поддержку  в преодолении травмы, налаживании контактов с родителями,  помощь в учебном процессе, так и оказывать социально-психологическую помощь родителям с целью изменения положения ребенка в семье.

При этом продолжается работа с кровной семьей и родственниками, так как семья всегда имеет  шансы измениться (например, в силу тех или иных причин прекратить злоупотребление алкоголем) и, помимо этого, для ребенка контакт с родителями может быть важным в будущем.

При помещении ребенка  на дневное или круглосуточное пребывание перед центром стоят две основные задачи, исходя из которых выстраивается работа специалистов и порядок пребывания детей в центре:

  1. Обеспечение стабильной и безопасной жизни ребенка путем реабилитации кровной семьи, поиска замещающей семьи или помещения в приют. Эта задача предполагает работу с родителями и родственниками ребенка, оказание им социальной и психологической помощи, содействие при необходимости в получении медицинской (чаще всего наркологической) помощи. При наличии ресурсов возможна организация на базе центра семейно-воспитательных групп.
  2. Такая организация времени и жизни ребенка, которая позволяет ему компенсировать имеющиеся сложности, вызванные семейным неблагополучием. Для этого выстраивается определенный распорядок дня, совмещающий занятия в школе, выполнение домашних заданий, кружки, работу с психологом, получение педагогической помощи, время, посвященное общению со сверстниками.

Основными реабилитационными факторами для детей в центре являются: безопасная обстановка, доброжелательное отношение взрослых и возможность обсуждать свои проблемы с позитивно настроенными взрослыми (воспитателем, психологом, социальным работником), структурирование времени, повышение школьной успешности за счет регулярного выполнения заданий и ликвидации пробелов в знаниях в ходе дополнительных занятий с педагогами, занятость, соответствующая интересам ребенка.

Примером одной из эффективных форм работы с родителями в условиях социально-реабилитационного центра служит проведение психологических групп для родителей [2, 135].

Психологическая группа для родителей – группа, на которой  отрабатываются психологические проблемы родителей, которые помогут изменить представление о своей родительской роли, наладить детско-родительские отношения. В нее включаются родители, не справляющиеся с воспитанием детей, прежде всего, родители детей, помещенных временно в центр (на дневное или круглосуточное пребывание). Большинство этих родителей - женщины, значительную часть времени воспитывающие детей самостоятельно, без поддержки, в силу отсутствия мужей, либо нахождения их на сезонной работе. Многие из них имеют длительный или периодический опыт злоупотребления алкоголем, имеют много социальных проблем. Алкоголь для них зачастую является единственным и доступным средством компенсации дефицита эмоциональных переживаний, нехватки общения, возможностей самореализации (бедность, отсутствие постоянной работы в связи с ограниченными возможностями трудоустройства, отсутствием в поселке досуговой инфраструктуры). Большая часть этих родителей имеет собственный негативный детский опыт.

Общий показатель успешности работы - снижение в опекаемых семьях риска жестокого обращения с  детьми, включая пренебрежение нуждами ребенка [2, 136].

Частными критериями оценки могут служить: на начальных  этапах работы - частота и стабильность посещения детьми и родителями центра, в дальнейшем - отказ родителей от злоупотребления алкоголем, их трудоустройство, посещение детьми школы, наличие у детей необходимых вещей и питания, снижение напряженности в семейных отношениях.

Косвенные критерии: правильная организация работы, выстроенное взаимодействие между социальными работниками, психологами и педагогами, передача информация между специалистами, регулярное проведение разборов случаев, специальное внимание, направленное на формирование команды, отслеживание эмоционального состояния специалистов; наличие индивидуальных реабилитационных программ для каждой семьи со сформулированными задачами на определенный промежуток времени и средствами для их достижения. При критическом уровне риска – обеспечение эвакуации ребенка из семьи.

Из методов оценки используется анализ документации и  информации о положении ребенка  в семье до начала регулярной работы, на каждом из этапов и в конце работы с семьей; соотнесение поставленных задач и достигнутых результатов.

Таким образом, оценивая некоторые положительные результаты региональных структур по профилактике социального сиротства и безнадзорности в неблагополучных семьях ситуация в этой сфере необходимо признать, не смотря на принимаемые меры остается недостаточно адекватной остроте проблемы социального сиротства и безнадзорности.

Актуальными остаются вопросы  совершенствования некоторых законодательных и нормативных актов, касающихся вопросов профилактики детской безнадзорности и беспризорности, а также деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних: социально-реабилитационных центров, социальных приютов для детей и подростков. Нуждается в обновлении правовая база деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Дополнительного правового регулирования требуют вопросы, связанные с выявлением и обслуживанием семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.

Недостаточно четко  определены механизмы и организационно-правовые формы взаимодействия субъектов  системы профилактики безнадзорности. Недостаточно отработана координация их действий, направленных на решение конкретных проблем детей, нуждающихся в поддержке государства.

Важным вопросом на сегодняшнем  этапе является переориентация деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления на реализацию мер общей профилактики взамен мер специальной профилактики семейного неблагополучия. Для этого необходимо повысить роль и статус семьи, как основного института социализации детей, усилить ориентацию всех социальных структур (здравоохранения, образования, социального обслуживания) на семью, как на объект их профессиональной деятельности, развивать семейные формы жизнеустройства детей группы риска [25].

В целях совершенствования  работы по профилактике социального  сиротства необходимо:

– внести изменения и  дополнения в Законы субъектов РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и другие правовые акты в части расширения возможностей правового регулирования отношений, возникающих в ходе осуществления органами и учреждениями системы профилактики деятельности по профилактике, а также деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений;

– разработать на уровне органов исполнительной власти области и муниципальных образований нормативно-правовые акты по вопросам организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– разработать и внедрить государственные социальные стандарты  и критерии оценки эффективности деятельности органов и учреждений социальной защиты населения по вопросам социального обслуживания семьи, женщин и детей;

– реорганизовать социальные приюты для детей и подростков в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

– принять меры к развитию системы образовательных, досуговых  и оздоровительных учреждений дополнительного образования детей;

– развивать новые  технологии и формы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях, в том числе семейные воспитательные группы, патронатные семьи;

– совершенствовать партнерские  отношения с неправительственными организациями, коммерческими структурами, активному использованию их потенциала в осуществлении программ профилактики безнадзорности социального сиротства в неблагополучных семьях.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, анализ социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства позволил сформулировать следующие выводы.

Неблагополучные семьи в самом общем виде представляют собой семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями.

Неблагополучие в семье должно предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики. Ошибки семейной педагогики особенно ярко проявляются в системе наказаний и поощрений, практикуемой в семье.

Автор дипломной работы считает, что в этих вопросах нужна особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, подсказываемые родительской интуицией и любовью. Как чрезмерное попустительство, так и чрезмерная жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.

В тоже время под социальным сиротством принято понимать социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

Попечительство представляет собой форму защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей).

Также следует отметить и опеку, под которой понимают лица и учреждения, на которые возложено наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством.

Проанализировав характерные особенности социального сиротства, заметим, что это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и  
т. д. Семьи с высоким риском того, что их дети окажутся сиротами или лишившимися родительского попечения – это семьи, где практикуется жестокое обращение и насилие. Именно эти семьи входят в категории безработных, многодетных, малоимущих и находятся на социальном обслуживании, получая различные услуги, пособия, льготы.

Также стоит заметить, что на сегодняшний день не существует универсальных форм и методов профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях. По сути, все профилактические действия по социальному сиротству можно условно свести к следующим аспектам:

– создание так называемой «моды» на семью и ответственное родительство (главные агенты здесь – средства массовой информации, система образования и некоммерческие организации);

– адресная помощь семьям и группам риска – асоциальным  семьям (главные агенты – психолого-медико-социально-педагогические центры, центры планирования семьи, участковые социальные работники);

– патронат социально  неблагополучных семей и беременных женщин (главные агенты – социальные и медицинские учреждения, НКО),

– достижение конкретных результатов: выведение асоциальных  семей в статус благополучных, сокращение, а точнее недопущение присвоения статуса сироты детям при живых родителях.

В достижении таких результатов и есть защитная функция государства и общества: помочь преодолеть социальное неблагополучие семьи, восстановить нарушенные внутрисемейные связи и отношения с социумом, не допустить изъятия ребенка из кровной семьи.

Сегодня уже можно  смело констатировать, что наше государство серьезно взялось за проблемы социального сиротства, безнадзорности и беспризорности.

Комплекс мер по профилактике социального сиротства и безнадзорности в России представлен в федеральной целевой программе «Дети России» на 2007  - 2010 гг.

Применительно к теме дипломной работы программа предусматривает  решение следующих задач:

– профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;

– совершенствование  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– проведение эффективной  реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

– профилактика социального  сиротства, постепенный переход  от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Оценивая некоторые положительные результаты региональных структур по профилактике социального сиротства и безнадзорности в неблагополучных семьях ситуация в этой сфере необходимо признать, несмотря на принимаемые меры остается недостаточно адекватной остроте проблемы социального сиротства и безнадзорности.

Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства