Социальная работа с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства и разработка рекомендаций по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.
Для достижения поставленной цели автор дипломной работы поставил следующие задачи:
– проанализировать теоретические подходы к семейному неблагополучию;
– изучить проблемы социального сиротства в неблагополучных семьях;
– исследовать формы и методы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях;
– разработать рекомендации по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.

Содержание

Введение
5
1 Научно-теоретические основы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях
10
1.1 Теоретические подходы к семейному неблагополучию
10
1.2 Проблема социального сиротства в неблагополучных семьях
25
2 Технологии социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства

35
2.1 Исследование форм и методов профилактики социального
сиротства в неблагополучных семьях

35
2.2 Перспективные направления профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях в субъектах Российской Федерации

50
Заключение
65
Список использованных источников
69
Приложение А (обязательное) Бланк интервью эксперта
75

Работа содержит 1 файл

Диплом_.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

В целях совершенствования  работы по профилактике социального сиротства необходимо:

– внести изменения и  дополнения в Законы субъектов РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и другие правовые акты в части расширения возможностей правового регулирования отношений, возникающих в ходе осуществления органами и учреждениями системы профилактики деятельности по профилактике, а также деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений;

– разработать на уровне органов исполнительной власти области  и муниципальных образований нормативно-правовые акты по вопросам организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– разработать и внедрить государственные социальные стандарты и критерии оценки эффективности деятельности органов и учреждений социальной защиты населения по вопросам социального обслуживания семьи, женщин и детей;

– реорганизовать социальные приюты для детей и подростков в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

– принять меры к развитию системы образовательных, досуговых  и оздоровительных учреждений дополнительного образования детей;

– развивать новые  технологии и формы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях, в том числе семейные воспитательные группы, патронатные семьи;

– совершенствовать партнерские  отношения с неправительственными организациями, коммерческими структурами, активному использованию их потенциала в осуществлении программ профилактики безнадзорности социального сиротства в неблагополучных семьях.

Проведенный экспертный опрос показал, что в значительной мере проблема беспризорных детей не может эффективно решаться по причине разобщенности людей. Люди по-прежнему продолжают считать и надеяться, что их проблемы решит кто-то, рассчитывают на государство. Вряд ли следует рассчитывать в современной экономической ситуации, что население может принять большое участие в оказании помощи беспризорным детям. Это в полной мере относится и к процессам, происходящим в Республике Мордовия.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Администрация Томской области. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних [Электронный ресурс]. – Томск, [2007]. – Режим доступа:  http://old.tomsk.gov.ru/pls/guber/web.page?pid=95259. – Загл. с экрана.
  2. Алексеева, И. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И. Алексеева, И. Новосельский. – М. : Генезис, 2005. – 256 c.
  3. Алексеева, И. Модель оказания помощи детям группы риска по социальному сиротству в малодоступных и отдаленных районах (на примере Магаданской области) / И. Алексеева, И. Новосельский. – Магадан : Изд-во МагГУ, 2006. – 56 с.
  4. Бадараева, С. Ж. Семейное неблагополучие как источник проблем ребенка [Электронный ресурс] / С. Ж. Бадараева. – Улан-Удэ, [2007]. – Режим доступа: http://www.spf.bsu.ru/main.php?go=pubs.php. – Загл. с экрана.
  5. Бреева, Е. Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования / Е. Б. Бреева // Вопросы психологии. – 2004. – № 3. – С. 43 – 46.
  6. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра / М. И. Буянов. – М. : Просвещение, 1988. – 207 с.
  7. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. В. Василькова. – М. : АСТ, 2001. – 264 с.
  8. Виды глубинных интервью [Электронный ресурс]. – Киев, [2006]. – Режим доступа: http://www.zveno.com.ua/2.html. – Загл. с экрана.
  9. Владимирова, Е. «Мама, роди меня обратно». Лишать или не лишать непутевых родителей прав на ребенка (Мнения первых лиц страны) / Е. Владимирова  // Tруд. – 2007. – № 98.
  10. Волкова, А. Н. Психологическое консультирование семейных конфликтов / А. Н. Волкова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2000. – № 1. – С. 12 – 20.  
  11. Глубинное интервью [Электронный ресурс]. – М., [2006]. – Режим доступа: http://cumo.ru/regist/smgd02.html. – Загл. с экрана.
  12. Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. – 2002. – № 6. – С. 43 – 48.
  13. Городская семья в начале третьего тысячелетия : социологический анализ / Министерство труда и занятости РМ, Научный центр социально-экономического мониторинга. – Саранск : Типография «Красный октябрь», 2004. – 44 с.
  14. Д. А. Медведев выступил за создание современной системы помощи детям в неблагополучной ситуации [Электронный ресурс]. – М., [2008]. – Режим доступа: http://ru.christiantoday.com/article/2805.htm. – Загл. с экрана.
  15. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций / Н. Ф. Дивицына. – Ростов н/Д. : Изд-во РосГУ, 2005. – 192 с.
  16. Дубровина, И. В. Стили родительского поведения / И. В. Дубровина, З. Г. Фадеева, Т. Г. Губарева // Завуч. – 2000. – № 2. – С. 56 – 59.
  17. Егорова, М. Как защитить право ребенка на семью, если в ней практикуется насилие? [Электронный ресурс] / М. Егорова. – М., [2007]. – Режим доступа: http://www.sirotstvo.ru/rus/ask/index.shtml?320. – Загл. с экрана.
  18. Елизаров, А. И. Ценностные ориентации неблагополучных семей / А. И. Елизаров // Прикладные исследования. – 2005. – № 5. – С. 61 – 67.
  19. Елизаров, А. И. Ценностные ориентации семьи как основной интегрирующий фактор этой социальной группы / А. И. Елизаров // Современная семья : проблемы и перспективы. Тез. докл. конф. – Ростов н/Д. : Рост. гос.ун-т, 2004. – С. 6 – 8.
  20. Журавлева, Е. А. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) / Е. А. Журавлева, Е. Б. Филиппова, З. Н. Анипович и др. – М. : НОРМА, 2003. – 368 с.
  21. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта / А. Г. Здравомыслов. – М. : Слово и дело, 2002. – 292 с.
  22. Зритнева, Е. И. Социально-педагогическая работа с семьей : региональные особенности / Е. И. Зритнева // Гуманитарий. – 2005. – № 5. – С. 147 – 152.
  23. Климова, И. В. Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления [Электронный ресурс] / И. В. Климова. – Киев, [2006]. – Режим доступа: http://ref.net.ua/work/det-22375.html. – Загл. с экрана.
  24. Коломасова, Е. Н. Институт помощи в семье / Е. Н. Коломасова // Гуманитарий. – 2003. – № 3. – С. 221 – 223.
  25. Комплексная программа по профилактике социального сиротства [Электронный ресурс]. – М., [2006]. – Режим доступа: http://www.psysocwork. ru/Kompleksnaja-programma-po-profilaktike-socialnogo-sirotstva.445.0.htm. – Загл. с экрана.
  26. Макаренкова, И. В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) / И. В. Макаренкова, А. В. Мисько. – М. : Слово и дело, 2004. – 316 с.
  27. Мельников, В. П. История социальной работы в России : учеб. пособие / В. П. Мельников, Е. И. Холостова. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 334 с.
  28. Метод экспертного опроса [Электронный ресурс]. – Киев, [2006]. – Режим доступа: http://www.zveno.com.ua/1.html. – Загл. с экрана.
  29. Методика и опыт работы социального педагога / под. ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 386 с.
  30. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Советская энциклопедия, 1972. – 401с.
  31. Опыт деятельности территориальных организаций и центров социальной защиты : учеб. пособие / авт.-сост. И. А. Винтин, З. Н. Лазарева. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2004. – 120 с.
  32. Ослон, В. Н. Жизнеустройство детей-сирот : профессиональная замещающая семья / В. Н. Ослон. – М. : Генезис, 2006. – 368 c.
  33. Основы социальной работы : учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 395 с.
  34. Основы социальной работы : учебное пособие для студентов ВУЗов / под ред. Н. Ф. Басова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  35. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М. : Март, 2003. – 406 с.
  36. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие / П. Д. Павленок. – М. : Дашков и Ко, 2003. – 428 с.
  37. Патеров, И. Социальное сиротство в современном российском обществе / И. Патеров // Известия. – 2006. – № 3. – С. 54 – 58.
  38. Пикхарт, К. Советы родителям / К. Пикхарт // Зеркало недели. – 2007. –№ 2. – С. 72 – 78.
  39. Прихожан, А. М. Неблагополучные семьи : опыт социальной работы // Семейная психология и семейная терапия. – 2003. – № 5. – С. 71 – 75.
  40. Прихожан, А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – СПб. : Питер, 2007. – 416 с.
  41. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации : социально-политические последствия и современные технологии решения // Аналитический вестник Совета Федерации. – 2003. – № 14. – 89 с.
  42. Проект областной целевой программы «Семья и дети Прикамья» [Электронный ресурс]. – Пермь, [2007]. – Режим доступа: www.uppc.perm.ru. – Загл. с экрана.
  43. Профилактика социального сиротства в России. Мнения экспертов // [Электронный ресурс]. – М., [2006]. – Режим доступа: http://www.sirotstvo.ru/ daynews. – Загл. с экрана.
  44. Российская Федерация. Постановления. О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 – 2010 гг. : постановление Правительства Российской Федерации № 172 от 21. 03. 2007 // Российская газета. – 2007. – № 34.
  45. Савинов, Л. И. Семьеведение : учеб. пособие / Л. И. Савинов. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2000. – 196 с.
  46. Савинов, Л. И. Социальный институт помощи : понятие, структура, и эволюционные тенденции / Л. И. Савинов // Гуманитарий. – 2003. – № 3. – С. 214 – 216.
  47. Социальная работа с неблагополучными семьями : практические аспекты // Социальная защита. – 2005. – № 6. – С. 54 – 59.
  48. Становление и развитие социальной работы как науки : сб. статей / сост. З. Н. Лазарева, В. Н. Мотькин, И. А. Винтин ; под общ. ред. Л. И. Савинова. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. – 192 с.
  49. Социально-культурный проект по профилактике сиротства «Другие дети» [Электронный ресурс]. – Ульяновск, [2007]. – Режим доступа: http://www.drugie-deti.ru/blago. – Загл. с экрана.
  50. Социология семьи : учебник / под. ред. проф. А. И. Антонова. – М. : НОРМА, 2005. – 562 с.
  51. Теория и методика социальной работы. – М. : Союз, 1994.  – 226 с.
  52. Теория и практика социальной работы : основные направления развития в XX-XXI веках (отечественный и зарубежный опыт) : хрестоматия / сост. и науч. ред. С. И. Григорьев, Л. И. Гуслякова. 2-е изд., доп. и  перераб. – М. : МАГИСТР-ПРЕСС, 2004. – 479 с.
  53. Терентьева, А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы / А. В. Терентьева // Семейная психология и семейная терапия. – 2005. – № 3. – С. 87 – 93.
  54. Технологии социальной работы / под ред. проф. Е. И. Холостовой. – М. : ИНФРА-М, 2003. – 400 с.
  55. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие / под ред. проф. П. Д. Павленка. – М. : Дашков и Ко, 2004. – 236 с.
  56. Технология социальной работы с семьей и детьми / под общ. ред.  
    Ю. В. Крупова. – Ханты-Мансийск : ГУИП «Полиграфист», 2003. – 117 с.
  57. Ткачева, В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений : папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева. – М. : Март, 2000. – 226 с.
  58. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы [Электронный ресурс]. – М., [2008]. – Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/ntp/ fp/chil/. – Загл. с экрана.
  59. Фирсов, М. В. Теория социальной работы : учеб. пособие для студ. ВУЗов / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
  60. Фофанова, К. В. Социальная политика : учеб. пособие / К. В. Фофанова. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. – 92 с.
  61. Холостова, Е. И. Социальная работа : учеб. пособие / Е. И. Холостова. – М. : Дашков и Ко, 2004 – 692 с.
  62. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие / М. В. Шакурова. – М. : МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. – 214 с.
  63. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – М. : НОРМА-М, 2005. – 372 с.
  64. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций /  
    Л. Б. Шнейдер. – М. : Полиграфъ, 2000. – 206 с.
  65. Шульга, Т. И. Методика работы с детьми «группы риска» / Т. И. Шульга. – М. : АСТ, 1999. – 338 с.
  66. Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. Н. Никольская. – СПб. : Питер, 2003. – 296 с.
  67. Экспертный опрос [Электронный ресурс]. – М., [2006]. – Режим доступа: http://cumo.ru/regist/smgd01.html. – Загл. с экрана.

 

Приложение А

(обязательное)

Бланк интервью эксперта

Вопросы:

  1. Ваши должность и место работы.
  2. Назовите основные причины детской беспризорности.
  3. Что делается в стране в целом и в Республике Мордовия в частности для решения проблемы беспризорных детей?
  4. Каковы причины медленного решения проблемы неблагополучных семей и беспризорных детей?
  5. Какие пути выхода из сложившейся ситуации Вы видите?

Ответы: _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства