Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:51, дипломная работа
Цель исследования – анализ социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства и разработка рекомендаций по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.
Для достижения поставленной цели автор дипломной работы поставил следующие задачи:
– проанализировать теоретические подходы к семейному неблагополучию;
– изучить проблемы социального сиротства в неблагополучных семьях;
– исследовать формы и методы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях;
– разработать рекомендации по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.
Введение
5
1 Научно-теоретические основы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях
10
1.1 Теоретические подходы к семейному неблагополучию
10
1.2 Проблема социального сиротства в неблагополучных семьях
25
2 Технологии социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства
35
2.1 Исследование форм и методов профилактики социального
сиротства в неблагополучных семьях
35
2.2 Перспективные направления профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях в субъектах Российской Федерации
50
Заключение
65
Список использованных источников
69
Приложение А (обязательное) Бланк интервью эксперта
75
Таким образом, следует отметить, что неблагополучные семьи – это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно. Также особо необходимо отметить, что неблагополучие в семье должно предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики. Ошибки семейной педагогики особенно ярко проявляются в системе наказаний и поощрений, практикуемой в семье. В этих вопросах нужна особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, подсказываемые родительской интуицией и любовью. Как чрезмерное попустительство, так и чрезмерная жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.
1.2 Проблема социального сиротства в неблагополучных семьях
Долгое время в истории человечества жизнь ребенка не представляла ценности. Дети являлись продолжением своих родителей, их собственностью. Ребенок не имел значимости для общества и для родителей, часто рассматривался как нежелательное последствие половых отношений. Так, например, в Древней Греции и Древнем Риме было довольно широко распространено детоубийство (инфантицид), не осуждаемое общественностью и ненаказуемое по закону. Лишь с распространением христианства постепенно стало меняться отношение к детям. В средневековом обществе статус детей также определялся не столько возрастом, сколько принадлежностью к тому или иному классу или социальной группе. Человек не мог иметь ценности сам по себе вне общины, семьи. Дети оценивались социумом только в связи с их семьей.
С развитием общества и становлением христианства завершается переход к семье, состоящей из супругов и их детей, что, несомненно, повлекло за собой изменение статуса детей, с одной стороны, и повышение ответственности родителей перед обществом за воспитание ребенка, с другой. Мы считаем, что именно этот период развития общества можно считать точкой отсчета в проблеме социального сиротства. Усиление роли родителей в социализации ребенка привело к уравниванию детей, потерявших родителей, с детьми, родители которых не выполняют свои обязанности, возложенных на них обществом, моралью и законом [23].
В контексте исторического развития российского общества сиротство воспринималось не столько как лишение одного или обоих родителей, сколько как нахождение вне сферы влияния общности. Анализируя значение понятий «социальное сиротство» и «социальный сирота», данные в различных словарях, энциклопедиях, опубликованных в специальной научной литературе, можно сделать вывод, что в ранее использованном термине «сиротство» основной акцент был соотнесен со словом «сирота», «сироты», означавшем наличие в обществе детей, родители которых умерли. Позднее, к ним также относили категорию детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными и т. д.
В 80-е годы XX века, в связи с ростом числа брошенных детей, безнадзорных, бесприютных, все чаще в научной литературе используются термины «социальный сирота» и «социальное сиротство», где понятие «социальный» отражает в большей мере характер взаимоотношений социальных институтов в процессе реализации законодательно закрепленных экономических, социальных и правовых гарантий ребенка в семье, школе и социуме. В итоге, акцент в определении понятия «социальное сиротство» переносится на общество, которое не создает достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьей, каждым родителем своего долга по воспитанию детей [37, 55].
По нашему мнению, социальное сиротство, в современных масштабах, — это аномальное явление, результат социальных потрясений в жизни общества, характеризующихся дефицитом общественных и социальных институтов, обеспечивающих соблюдение основных прав и свобод ребенка.
«Социальное сиротство» – понятие многоплановое, включающее несколько категорий детей, которые могут быть условно систематизированы по следующим критериям:
1. по месту пребывания:
- интернатные учреждения, (воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов);
- улица (беспризорные дети, дети-беглецы);
- семья (безнадзорные дети)
2. по протяженности во времени:
- временное явление
(родители находятся на
- неограниченные временные рамки (физические сироты; в некоторых случаях - лишение родительских прав)
3. по инициатору прекращения детско-родительских отношений
-родители (дети-подкидыши, отказные дети);
-дети (дети-беглецы);
-государство (дети, родители которых лишены родительских прав; дети, изъятые у родителей отобранием, как срочной мерой) [32, 81].
Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.
Становление будущей
личности прямо пропорционально
тому, в какой среде она
Для выполнения задач по реализации государственной семейной политики в Российской Федерации типы семей определяются по риску социальной уязвимости:
1. Семьи с ограниченными материальными возможностями
- семьи одиноких матерей
- многодетные семьи
- семьи с детьми-инвалидами
- другие категории малообеспеченных семей
2. Социально дезадаптированные семьи
- проблемы у родителей
- проблемы у детей
Существует следующая классификация семей:
1. Полная семья
- биологическая семья при наличии отца и матери
а) зарегистрированный брак
б) незарегистрированный брак, отцовство установлено
- семья усыновителей
а) семья усыновителей, состоящая в зарегистрированном браке
б) усыновитель - отчим или мачеха ребенка, состоящий в зарегистрированном браке
- приемная семья
а) наличие приемного отца и приемной матери, состоящих в зарегистрированном браке
- опекунская семья
2.Неполная семья
- биологическая семья
а) семья одинокой матери (запись об отце внесена со слов матери – Ф-25)
б) смерть одного из родителей – пенсия по утере кормильца
- семья одинокого усыновителя
а) усыновитель один член семьи
б) семья усыновителей, состоявших в зарегистрированном браке на момент усыновления, впоследствии брак расторгнут и второй усыновитель:
1) участвует в содержании ребенка (выплачивает алименты)
2) участвует в воспитании ребенка
3) установлен режим общения с ребенком
4) устранился от содержания ребенка
5) устранился от воспитания ребенка
6) проживает отдельно от бывшей семьи
7) проживает совместно с бывшей семьей
- брак между родителями расторгнут, ребенок передан на воспитание одному из родителей [34, 13].
Семейное законодательство исходит из принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, приоритета семейного воспитания детей, разрешения семейных вопросов по взаимному согласию членов семьи. Вместе с тем, в современных условиях участились определенные действующим законодательством ситуации, которые дают право и основание государственным органам для вмешательства в дела семьи. Одной из причин вынужденного вмешательства в семью является значительный рост социального сиротства из-за насилия в социально неблагополучной семье.
Жестокое обращение и насилие в адрес детей имеет такую же длинную историю, как и история семьи. Традиции применения насилия к детям мы находим в различных культурах. Насилие имеет место в семьях разного достатка, принадлежащих к различным слоям общества. И, к сожалению, распространенность насилия до настоящего времени очень велика.
Во все времена и во всех культурах детство требует защиты в первую очередь в плане предупреждения жестокого обращения. Это необходимо, поскольку именно жестокое обращение и насилие самая древняя и прямая причина того, что ребенок остается без семьи. Жестокое обращение с ребенком заставляет его убегать из дома, попрошайничать на улицах, вести жизнь бездомного бродяги, продаваться за кусок хлеба. Жестокое обращение и насилие причина того, что множество детей не реализуют свое право на образование, болеют, умирают детьми, становятся инвалидами, никогда не реализуют своих способностей и никогда не чувствуют себя счастливыми [17].
Одно из первых и наиважнейших прав ребенка – право на семью. Именно семейное окружение позволяет ребенку сформироваться как личности и стать подготовленным к жизни в обществе. Поэтому важнейшая задача охраны детства – сохранение кровной семьи для ребенка. А, значит, встает задача реабилитации, восстановления семьи в случае, если она оказалась не в состоянии создать условия для воспитания ребенка.
Можно ли ставить такую задачу в случае жестокого обращение и насилия? Имеет ли смысл сохранять для ребенка семью, в которой практикуется жестокое обращение и насилие? Может ли семья измениться в отношении применения насилия к ребенку, и достижимы ли изменения такого рода?
Ответы на эти вопросы, а, следовательно, и политика в сфере помощи семье зависит от концепции, положенной в основу помощи. Вопрос тем более важный, в связи с тенденцией к росту социального сиротства. Жестокое обращение и насилие – основной фактор, влияющий на принятие судом решения об ограничении или лишении родителей прав. Жестокое обращение включает в себя и физическое и сексуальное насилие; и физическое пренебрежение; и недостаток внимания; и эмоциональное неправильное обращение; а также морально-юридическое неправильное обращение.
По количеству семьи, в которых дети подвергаются жестокому обращению и насилию, занимают самое большое место среди семей групп риска. По данным Ежегодного доклада «О положении детей в РФ» число детей, ежегодно остающихся без родительского попечения, превышает 130 000, а число детей, которые государство изъяло из семей, где родители лишены родительских прав, достигло почти 60 000.
Каждый случай изъятия ребенка, лишения родителей прав – это случай семьи, в которой практиковалось жестокое обращение и насилие в адрес детей. Т. е. мы должны понимать, что семьи с высоким риском того, что их дети окажутся сиротами или лишившимися родительского попечения – это семьи, где практикуется жестокое обращение и насилие. Именно эти семьи входят в категории безработных, многодетных, малоимущих и находятся на социальном обслуживании, получая различные услуги, пособия, льготы [9, 6].
Хотя практика жестокого обращения и насилия известна во всех культурных, профессиональных, этнических и социальных группах, самым тесным образом она связана с бедностью. Поэтому от взгляда на семью с жестоким обращением и насилием зависит и политика в области защиты прав ребенка, и государственная политика в сфере социального обслуживания семьи и детей.
Причин жестокого обращения с детьми, как правило, бывает несколько. Это нарушение привязанности, отсутствие живого чувства к ребенку, которое удерживает человека от жестокого поведения (чаще всего этим страдают те родители, которые были воспитаны в интернатных условиях, не знали материнской любви и поэтому не могут сформировать любовные отношения со своими детьми); и недостаточность родительских компетенций (молодая мать – воспитанница детского дома может просто не знать как правильно ухаживать за ребенком); и нехватка внутренних ресурсов у семьи, чтобы справиться с внешними бедами, что приводит к нарушению внутрисемейных отношений (родители могут не понимать последствий своего жестокого обращения с ребенком. Например, излишне строгие наказания часто воспринимаются родителями как правильная тактика воспитания ответственности); и семейные традиции, допускающие жестокое обращение как норму отношений (чрезмерное укачивание, тряска младенцев считаются допустимыми и не наносящими вреда); и алкоголизм и наркомания в семье, психическая болезнь одного из родителей; и депрессия, отчаяние и безысходность ситуации, которые переживают взрослые члены семьи – частая причина отсутствия должного ухода за детьми, эмоционально неправильного обращения [18, 64].
Такие причины жестокого обращения и насилия не «излечиваются» наказаниями, штрафами, тюремным заключением (часто слышим такие предложения). Наоборот, видя в ребенке причину усугубления своего положения, родители будут еще жестче с ним обращаться, еще меньше любить. Такие семьи бесполезно наказывать, но им можно помочь. Жестокое обращение в этих семьях – проявление тех проблем, которые имеются в семье.
Т. е. помощь вместо наказания будет являться адекватной исходной установкой при организации действий по защите прав ребенка и, прежде всего, действий, направленных на сохранение семьи. При определенной организации процесса реабилитации и при введении в управление деятельностью по защите прав детей принципов, учитывающих характер реабилитационных процессов, помощь становится эффективной. Еще совсем недавно, например, в нашем обществе старались замалчивать проблему насилия в семье. Считалось, если мужчина бьет жену, значит, любит, если родители наказывают детей – воспитывают. И только теперь начали говорить про жестокое обращение с детьми.