Социальная работа с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства и разработка рекомендаций по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.
Для достижения поставленной цели автор дипломной работы поставил следующие задачи:
– проанализировать теоретические подходы к семейному неблагополучию;
– изучить проблемы социального сиротства в неблагополучных семьях;
– исследовать формы и методы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях;
– разработать рекомендации по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.

Содержание

Введение
5
1 Научно-теоретические основы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях
10
1.1 Теоретические подходы к семейному неблагополучию
10
1.2 Проблема социального сиротства в неблагополучных семьях
25
2 Технологии социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства

35
2.1 Исследование форм и методов профилактики социального
сиротства в неблагополучных семьях

35
2.2 Перспективные направления профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях в субъектах Российской Федерации

50
Заключение
65
Список использованных источников
69
Приложение А (обязательное) Бланк интервью эксперта
75

Работа содержит 1 файл

Диплом_.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Также необходимо отметить, что экспертный опрос проводился не в распространенной форме «анкета эксперта», а посредством глубинного интервью. Глубинное интервью представляет собой неформальную личную беседу, проводимую по заранее намеченному плану и основанную на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы исследования, а не заполнение формальной анкеты [11].

В нашем случае есть несколько  специфических обстоятельств, при  которых метод глубинного интервью более адекватен, чем анкета экспертов – тема достаточно сложна для исследования и требует специфических знаний (интервью с экспертами-профессионалами) [8].

По мнению специалиста отдела социальной защиты Ленинского района ГО Саранск И. А. Автайкиной, основные «поставщики» беспризорных детей – неблагополучная семья и детский дом. Причина беспризорности, по ее мнению, целиком связана с родителями ребенка. Она считает, что ребенок убегает от родителей-наркоманов и алкоголиков либо из-за отсутствия взаимопонимания с родителями, либо потому, что он голодает, либо ребенка выгоняют из дома, или же ребенок убегает из детского дома от жестокости учителей, воспитателей.

Правильно и реально  оценивая ситуацию о причинах появления  беспризорности, другой эксперт (О. В. Канайкина) на вопрос «Что делается в стране в целом и в республике в частности для решения проблемы беспризорных детей?» ответила: «Организуются приюты, детские дома». Создается такое впечатление, что специализированные органы, занимающиеся профилактикой социального сиротства, не хотят действовать, им удобнее и спокойнее идти по проторенному и более простому пути. Основной источник беспризорности при таком подходе остается без внимания.

В свою очередь И. А. Касьян в качестве основной причины плохого и медленного решения проблем неблагополучных семей и беспризорных детей отметила отсутствие заинтересованности властей.

На вопрос: «Какие пути выхода из сложившейся ситуации Вы видите?» руководитель Государственного комитета по делам молодежи РМ Л. М. Лисунова ответила: «устранению детской безнадзорности и беспризорности должна соответствовать социальная политика, направленная не на ликвидацию последствий, а на преодоление причин, порождающих детскую безнадзорность и беспризорность, их раннюю профилактику. Создание стройной законодательной системы и системы мер по ее реализации позволили бы на государственном и республиканском уровне скоординировать усилия по работе с детьми. Эффективность системы, к сожалению, пока недостаточна».

Анализ ответов экспертов  показывает, что в значительной мере проблема беспризорных детей не может  эффективно решаться по причине разобщенности людей. Люди по-прежнему продолжают считать и надеяться, что их проблемы решит кто-то, рассчитывают на государство. Вряд ли следует рассчитывать в современной экономической ситуации, что население может принять большое участие в оказании помощи беспризорным детям. Это в полной мере относится и к процессам, происходящим в Республике Мордовия.

Считаем, что, наряду с  республиканскими специалистами, работающими  с неблагополучными семьями, представляют интерес и высказывания экспертов, изучающих неблагополучные семьи и социальное сиротство на государственном уровне.

Как признается Е. В. Лахова, председатель Комитета Госдумы РФ по делам семьи, молодежи и детей «… мы слабо работаем с неблагополучной семьей… Поэтому и картина в целом ужасающая! Только по официальным данным, 7 тыс. детей школьного возраста нигде не учатся. Многих родители даже не записывают в школу. 500 тыс. мам и пап привлечены к административной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в том числе за вовлечение своих несовершеннолетних чад в пьянство. 54 тысячи детей находятся в розыске. И не потому, что их украли. 29 тысяч сами убежали из дома, а 21 тысяча - из детдомов. Значит, им там невыносимо. Но самая страшная цифра: в 2006 году 75 тысяч отцов и матерей лишены родительских прав. Рост - на 20 тысяч! Причем во всех российских регионах» [47, 55]. В общем, с неблагополучными семьями много проблем. Разрушить их и забрать детей в детдома - самое простое. Куда тяжелее попытаться сохранить кровную семью. По мнению Е. В. Лаховой, иногда можно применять к ней и какие-то другие меры: например, ограничить провинившихся родителей в правах, дать им время на исправление. Корень социального сиротства – в семье. Если мы это понимаем, значит, надо сегодня заниматься не столько устройством детей в замещающие семьи, сколько работой с кровными родителями. Причем, по уверению Е. Лаховой, сейчас в любом райцентре есть психолого-педагогические службы, которые могли бы взять эту работу на себя.

Другое мнение относительно работы с неблагополучными семьями  предлагает А. Д. Головань, уполномоченный по правам ребенка в Москве. Он говорит следующее: «в Австрии, например, даже не понимают, что такое лишение родительских прав, там нет такого института. Нет его и в Финляндии. Говорят, это право дано ребенку по рождению. Там неблагополучные семьи тоже есть, но с ними много возятся. Трудоустраивают родителей, проводят с ними тренинги, наблюдают за взаимоотношениями в семье. Если потерян контакт с подростком - психологи объяснят, как его наладить. И только в исключительной ситуации, допустим, у родителя тяжелый недуг, его могут ограничить в правах и на время поместить ребенка в замещающую семью. Нам тоже не следует жалеть никаких средств на профилактическую работу с биологической семьей. Тогда и сирот поубавится и не понадобится столько средств на детдома и приемных родителей» [17].

Одновременно доктор психологических наук Г. Н. Семенников отмечает, что «без такой меры, как «лишение родительских прав», нам, увы, пока не обойтись. Степень падения некоторых семей такова, что оставлять в них детей опасно. И, тем не менее, с этой процедурой надо что-то делать. Ведь дети, как правило, тянутся к биологическим родителям. И подчас не имеет значения - плохи они или хороши. Нельзя списывать со счетов кровное родство, связь поколений. В большинстве цивилизованных стран, прежде чем навсегда забрать ребенка, с неблагополучной семьей годами работают социальные органы, психологи. Соседняя Белоруссия тоже ввела новое законодательство: перед тем, как по суду отбирать детей у нерадивых родителей, семье дается полгода на размышление. Если за этот срок мама и папа не докажут, что способны воспитать свое чадо, только тогда их лишают родительских прав и при этом заставляют оплачивать содержание ребенка в детдоме» [43].

Рассматривая проблему с исторической точки зрения, зам. директора Института социально-политических исследований РАН В. В. Локосов пишет: «Почему у нас так много неблагополучных семей? У этого зла - исторически обусловленные корни. На долю целых поколений выпадали жесточайшие испытания - в Гражданскую, Отечественную войны, в годы перестройки. Много раз приходилось выживать «на грани». Тут уж, как говорится, не до слабых - стариков и чад, лишь бы род сохранить. Отсюда и такое отношение к семейным ценностям вообще и детям - в частности. К тому же несколько поколений жили без собственности, а теперь надо учиться жить по-другому…» [9, 6].

«В ближайшее время в России необходимо создать инфраструктуру, профилактические структуры, которые могли бы своевременно выявлять неблагополучные семьи, проводить корректирующую работу, стремясь сохранить ребенку его родную семью», - сказал Д. А. Медведев на Всероссийском совещании «О работе органов госвласти в сфере социального развития». При этом он заметил, что с 1 января 2008 г. полномочия по опеке и попечительству уже осуществляют региональные органы власти. В том случае, если ребенок передается в попечительство, то социальные службы, по мнению президента, не должны оставлять контроль за ребенком, а иметь всю информацию о нем. Для этого Дмитрий Медведев призвал создавать информационную базу «не на бумажках и листочках», а основанную на электронных данных. «По-хорошему, должна быть создана глобальная компьютерная база в масштабах всей страны», - подчеркнул он [14].

Таким образом, в последнее  время проблема детской безнадзорности и беспризорности находится в центре внимания Президента РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти, известных политических и общественных деятелей страны и средств массовой информации. Президентом РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и другие законодательные акты РФ». Законопроектом уточняется понятие «несовершеннолетнее лицо». В соответствии с законопроектом расширен круг прав несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и соответствующих обязанностей администраций этих учреждений. В том числе устанавливается обязанность администрации уведомлять родителей или законных представителей о поступлении несовершеннолетнего в соответствующее учреждение в течение 12 часов с момента его поступления при наличии сведений о месте их жительства или пребывания.

 

2.2 Перспективные направления профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях в субъектах Российской Федерации

 

Уже сегодня в различных  регионах страны накопился немалый  опыт по профилактике социального сиротства  и безнадзорности в неблагополучных  семьях. Рассмотрим наиболее успешные региональные примеры в решении данной проблемы.

Ульяновская область. Социально-культурный проект по профилактике сиротства «Другие дети». Данный проект призван повысить заинтересованность людей в помощи детям-сиротам найти свою семью или получить постоянную поддержку со стороны взрослых [49].

В рамках данного проекта  осуществляется опека и попечительство, патронат и приемная семья. 

Опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Патронатное воспитание означает как родительскую любовь, так и профессиональную работу. У патронатного воспитателя две роли: и родительская и профессиональная. Ребенок живет в патронатной семье и расценивает ее как свою. В то же время заключается трудовой договор.

Приемная семья - форма  устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и  того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к гражданам, имеющим право быть усыновителями, и интересов усыновляемого ребенка.

Томская область. Для решения проблем неблагополучия детей, социального сиротства, профилактики детской беспризорности и безнадзорности в 2004 году в Томской области принят Закон Томской области от 29.06.2004 «Об утверждении областной целевой программы «Дети Томской области» на 2004-2006 гг.», состоящей из 5 подпрограмм, в том числе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В 2004 г. на реализацию мероприятий данной подпрограммы выделено 1600,0 тыс. руб. Денежные средства направлены на организацию в 10 подразделениях органов внутренних дел и 4-х специализированных учреждениях органов социальной защиты населения электронной информационной системы учета детей, помещенных в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление материально-технической и реабилитационной базы 24-х учреждений системы профилактики несовершеннолетних [1].

На средства подпрограммы в летнее время трудоустроено 250 подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, организованы и проведены для детей из более 1200 малообеспеченных семей праздничные мероприятия, посвященные Дню семьи, Дню защиты детей, фестиваль загородных оздоровительных лагерей. По итогам областного конкурса 3 учреждения начального профессионального образования и 3 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, обеспечены средствами для внедрения новых технологий в сфере профилактики безнадзорности несовершеннолетних, алкоголизма, наркомании и токсикомании, формирования здорового образа жизни подростков.

В целях координации  усилий органов и учреждений социальной защиты населения и внутренних дел по вопросам профилактики социального сиротства принят совместный приказ «О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними».

В результате активизации  деятельности органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних наметились некоторые позитивные результаты. К окончанию 2006 г. на 7 % снизилось количество безнадзорных и беспризорных детей, учтенных в областном банке данных. По состоянию на 1 января 2007 г. в областном банке данных о безнадзорных и беспризорных детях зарегистрировано 2250 детей из 1396 семей, в том числе 608 несовершеннолетних выявлено в 2006 г., что в 1,7 раза ниже показателей 2005 г. Сведения о семьях, учтенных в областном банке данных, использованы органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для оказания им в течение 2006 г. необходимых видов помощи и поддержки. 575 семьям (25 % от общего числа учтенных семей) оказана денежная помощь на сумму около 1,0 млн. руб., 453 семьи  
(20 %) получили натуральную помощь в виде одежды и обуви, 547 семьям  
(24 %) оказана помощь в оформлении льгот по оплате коммунально-бытовых услуг, 172 семьям (7,5 %) - по проезду на транспорте, в отношении детей из 173 семей решен вопрос по бесплатному питанию в школе, 326 семьям (14 %) оказана помощь в медико-социальном обслуживании, 919 семей (41 %) получили консультативно-юридическую и другие виды помощи [1].

552 ребенка из семей,  оказавшихся в трудной жизненной  ситуации, социально опасном положении, помещены в учреждения органов социальной защиты населения (социальные приюты, социально-реабилитационные центры), 156 чел. – в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 74 ребенка переданы на воспитание опекунам и усыновителям, 37 подростков устроены на учебу или работу, 19 чел. направлены в специализированные учебные учреждения.

Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства