Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:51, дипломная работа
Цель исследования – анализ социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства и разработка рекомендаций по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.
Для достижения поставленной цели автор дипломной работы поставил следующие задачи:
– проанализировать теоретические подходы к семейному неблагополучию;
– изучить проблемы социального сиротства в неблагополучных семьях;
– исследовать формы и методы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях;
– разработать рекомендации по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.
Введение
5
1 Научно-теоретические основы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях
10
1.1 Теоретические подходы к семейному неблагополучию
10
1.2 Проблема социального сиротства в неблагополучных семьях
25
2 Технологии социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства
35
2.1 Исследование форм и методов профилактики социального
сиротства в неблагополучных семьях
35
2.2 Перспективные направления профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях в субъектах Российской Федерации
50
Заключение
65
Список использованных источников
69
Приложение А (обязательное) Бланк интервью эксперта
75
Подсистема «родители – дети». Социальный работник стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой.
Социальная работа с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии [47, 56].
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей выглядит следующим образом:
1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью
2 этап: первичное обследование
жилищных условий
3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни
4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод
5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций
6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи
7 этап: составле6ние карты семьи
8 этап: координационная
деятельность со всеми
9 этап: составление программы
работы с неблагополучной
10 этап: текущие и контрольные посещения семьи
11 этап: выводы о результатах
работы с неблагополучной
Оценивая в целом ситуацию с профилактикой социального сиротства в неблагополучных семьях, следует отметить, что на сегодняшний день не существует универсальных форм и методов решения проблемы. По сути, все профилактические действия по социальному сиротству можно условно свести к следующим аспектам:
– создание так называемой «моды» на семью и ответственное родительство (главные агенты здесь – средства массовой информации, система образования и некоммерческие организации);
– адресная помощь семьям
и группам риска – асоциальным
семьям (главные агенты – психолого-медико-социально-
– патронат социально
неблагополучных семей и
– достижение конкретных результатов: выведение асоциальных семей в статус благополучных, сокращение, а точнее недопущение присвоения статуса сироты детям при живых родителях.
В достижении таких результатов и есть защитная функция государства и общества: помочь преодолеть социальное неблагополучие семьи, восстановить нарушенные внутрисемейные связи и отношения с социумом, не допустить изъятия ребенка из кровной семьи. Сегодня уже можно смело констатировать, что наше государство серьезно взялось за проблемы социального сиротства, безнадзорности и беспризорности.
Так, в частности, президент России Д. А. Медведев еще в начале 2008 г. на первом заседании оргкомитета по проведению года семьи он отметил, что «законодательная работа – это, может быть, важнейшая часть того, что мы можем сделать. Правительство России должно разработать специальное законодательство, которое будет касаться семей с приемными детьми». По его словам, в этом направлении уже многое делается, растет количество семей, которые усыновляют детей или берут на воспитание. Однако, «необходимо подумать об эффективном управлении института опеки и попечительства, которое требует доработки на федеральном уровне». Как отметил новый президент РФ «Правительство России намерено развивать институты профилактики и урегулирования кризисов и конфликтов в семье. Также в рамках проведения года семьи, «необходимо вплотную заняться социальной помощью семьям, попавшим в трудную ситуацию» [14].
Схожих взглядов на проблему профилактики социального сиротства придерживается и министр науки и образования РФ А. А. Фурсенко. На селекторном совещании по вопросам реализации мер по развитию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и передачи полномочий по опеке и попечительству на уровень исполнительной власти субъектов РФ, он отметил, что «сейчас идет достаточно серьезная работа по разработке нормативно-правовой базы в сфере развития семейного устройства детей. Подготовлен целый ряд изменений в законодательные акты. Главное, пожалуй, – это введение понятия «категория детей, которые нуждаются в помощи государства». Мы не должны заниматься только теми детьми, которые уже стали сиротами, мы должны, в первую очередь, работать на профилактику. Мы считаем принципиально важным планировать эту деятельность: необходимо создание профессиональных служб органов опеки и попечительства» [43].
Комплекс мер по профилактике
социального сиротства и
В ней, в частности, отмечается, что «…в Российской Федерации проживает 29 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей) и дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество» [58].
Также в программе говорится: в последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении указанного негативного социального явления преждевременно. Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных не только на расширение, но и на совершенствование деятельности системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми… Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит медленно. Активное внедрение таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Применительно к теме дипломной работы программа предусматривает решение следующих задач:
– профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;
– совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
– профилактика социального сиротства, постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках направления «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в программе предусматривается реализация следующих мероприятий:
– внедрение новых технологий и форм социальной работы с семьями и детьми, а также профилактики семейного неблагополучия;
– создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
– укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– разработка методик и технологий обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей;
– строительство и
реконструкция центров
В рамках направления «Дети-сироты» предусматривается реализация следующих мероприятий:
– обеспечение функционирования федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
– внедрение современных технологий в области профилактики социального сиротства и устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– материально-техническое оснащение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– научно-методическое обеспечение деятельности, связанной с развитием семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также с профессиональным образованием и социальным сопровождением воспитанников образовательных учреждений;
– строительство и реконструкция детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В результате выполнения
мероприятий подпрограммы предполагается
увеличить численность
По мнению разработчиков программы, реализация мероприятий в рамках направления «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» позволит к 2011 году:
– снизить удельный вес безнадзорных детей до 2,17 % общей численности детского населения;
– увеличить удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 83,3 % общего количества безнадзорных и беспризорных детей.
Выполнение же мероприятий указанной подпрограммы в рамках направления «Дети-сироты» позволит по замыслу авторов снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение, увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семью, а также обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их интеграцию в общество. К 2011 г. предполагается увеличить долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 72 % общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [58].
Следует также отметить, что наряду с федеральной программой «Дети России» на региональном уровне приняты региональные программы, в том числе и в Республике Мордовия программа «Дети Мордовии», в которой формы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях схожи с федеральными установками.
Однако для более
полного понимания мер по профилактике
социального сиротства в
Объектом исследования являются специалисты, занимающиеся вопросами семейного неблагополучия и социального сиротства.
Предмет исследования – мнения специалистов по вопросам семейного неблагополучия и социального сиротства.
Цель – проанализировать мнения специалистов по вопросам семейного неблагополучия и социального сиротства и выявить перспективные направления социальной работы по профилактике социального сиротства в неблагополучных семьях.
Экспертный опрос представляет собой сбор первичных данных, основанный на использовании опыта, знаний и интуиции экспертов в исследуемых областях [67].
Эксперты – это специалисты, которым известны специфические стороны проблем неблагополучных семей. Опрос экспертов имеет свои особенности, отличающие его от массовых опросов. Данный метод применяется в случаях, когда отсутствуют другие способы сбора данных, удовлетворяющие целям исследования, а также когда объект обладает специфическими характеристиками, о которых знают только профессионалы.
Главными критериями отбора выбранных автором дипломной работы экспертов являются их компетентность и авторитетность в вопросах профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.
При осуществлении выборки мы использовали элементы сплошной выборки и выборки методом «снежного кома». В сплошную выборку были включены специалисты отдела социальной защиты Ленинского района ГО Саранск (И. А. Автайкина, Л. А. Максимова, О. В. Канайкина), занимающиеся в данном учреждении проблемой семейного неблагополучия и социального сиротства. Методом «снежного кома» были выявлены представители Государственного комитета по делам молодежи Республики Мордовия (руководитель комитета – Л. М. Лисунова, зам. руководителя И. А. Касьян), т. е. именно их указали опрошенные специалисты отдела социальной защиты Ленинского района как ведущих специалистов по интересующей нас проблематике.