Социальная работа с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства и разработка рекомендаций по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.
Для достижения поставленной цели автор дипломной работы поставил следующие задачи:
– проанализировать теоретические подходы к семейному неблагополучию;
– изучить проблемы социального сиротства в неблагополучных семьях;
– исследовать формы и методы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях;
– разработать рекомендации по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.

Содержание

Введение
5
1 Научно-теоретические основы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях
10
1.1 Теоретические подходы к семейному неблагополучию
10
1.2 Проблема социального сиротства в неблагополучных семьях
25
2 Технологии социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства

35
2.1 Исследование форм и методов профилактики социального
сиротства в неблагополучных семьях

35
2.2 Перспективные направления профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях в субъектах Российской Федерации

50
Заключение
65
Список использованных источников
69
Приложение А (обязательное) Бланк интервью эксперта
75

Работа содержит 1 файл

Диплом_.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Подсистема «родители – дети». Социальный работник стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой.

Социальная работа с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии [47, 56].

Алгоритм работы социального  педагога с неблагополучной семьей выглядит следующим образом:

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью

2 этап: первичное обследование  жилищных условий неблагополучной  семьи

3 этап: знакомство с  членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их  условий жизни

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод

5 этап: изучение причин  неблагополучия в семье, ее  особенностей, ее целей, ценностных ориентаций

6 этап: изучение личностных  особенностей членов семьи

7 этап: составле6ние карты семьи

8 этап: координационная  деятельность со всеми заинтересованными  организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.)

9 этап: составление программы  работы с неблагополучной семьей

10 этап: текущие и контрольные  посещения семьи

11 этап: выводы о результатах  работы с неблагополучной семьей [54, 7].

Оценивая в целом ситуацию с профилактикой социального сиротства в неблагополучных семьях, следует отметить, что на сегодняшний день не существует универсальных форм и методов решения проблемы. По сути, все профилактические действия по социальному сиротству можно условно свести к следующим аспектам:

– создание так называемой «моды» на семью и ответственное родительство (главные агенты здесь – средства массовой информации, система образования и некоммерческие организации);

– адресная помощь семьям и группам риска – асоциальным  семьям (главные агенты – психолого-медико-социально-педагогические центры, центры планирования семьи, участковые социальные работники);

– патронат социально  неблагополучных семей и беременных женщин (главные агенты - социальные и медицинские учреждения, НКО),

– достижение конкретных результатов: выведение асоциальных семей в статус благополучных, сокращение, а точнее недопущение присвоения статуса сироты детям при живых родителях.

В достижении таких результатов  и есть защитная функция государства  и общества: помочь преодолеть социальное неблагополучие семьи, восстановить нарушенные внутрисемейные связи и отношения с социумом, не допустить изъятия ребенка из кровной семьи. Сегодня уже можно смело констатировать, что наше государство серьезно взялось за проблемы социального сиротства, безнадзорности и беспризорности.

Так, в частности, президент России Д. А. Медведев еще в начале 2008 г. на первом заседании оргкомитета по проведению года семьи он отметил, что «законодательная работа – это, может быть, важнейшая часть того, что мы можем сделать. Правительство России должно разработать специальное законодательство, которое будет касаться семей с приемными детьми». По его словам, в этом направлении уже многое делается, растет количество семей, которые усыновляют детей или берут на воспитание. Однако, «необходимо подумать об эффективном управлении института опеки и попечительства, которое требует доработки на федеральном уровне». Как отметил новый президент РФ «Правительство России намерено развивать институты профилактики и урегулирования кризисов и конфликтов в семье. Также в рамках проведения года семьи, «необходимо вплотную заняться социальной помощью семьям, попавшим в трудную ситуацию» [14].

Схожих взглядов на проблему профилактики социального сиротства  придерживается и министр науки и образования РФ А. А. Фурсенко. На селекторном совещании по вопросам реализации мер по развитию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и передачи полномочий по опеке и попечительству на уровень исполнительной власти субъектов РФ, он отметил, что «сейчас идет достаточно серьезная работа по разработке нормативно-правовой базы в сфере развития семейного устройства детей. Подготовлен целый ряд изменений в законодательные акты. Главное, пожалуй, – это введение понятия «категория детей, которые нуждаются в помощи государства». Мы не должны заниматься только теми детьми, которые уже стали сиротами, мы должны, в первую очередь, работать на профилактику. Мы считаем принципиально важным планировать эту деятельность: необходимо создание профессиональных служб органов опеки и попечительства» [43].

Комплекс мер по профилактике социального сиротства и безнадзорности в России представлен в федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 – 2010 гг. [58].

В ней, в частности, отмечается, что «…в Российской Федерации проживает 29 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей) и дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество» [58].

Также в программе  говорится: в последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении указанного негативного социального явления преждевременно. Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных не только на расширение, но и на совершенствование деятельности системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми… Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит медленно. Активное внедрение таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Применительно к теме дипломной работы программа предусматривает  решение следующих задач:

– профилактика социального  неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;

– совершенствование  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– проведение эффективной  реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

– профилактика социального  сиротства, постепенный переход  от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках направления «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в программе предусматривается реализация следующих мероприятий:

– внедрение новых  технологий и форм социальной работы с семьями и детьми, а также профилактики семейного неблагополучия;

– создание условий для  творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

– укрепление системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– разработка методик  и технологий обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей;

– строительство и  реконструкция центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей [44].

В рамках направления «Дети-сироты» предусматривается реализация следующих мероприятий:

– обеспечение функционирования федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

– внедрение современных  технологий в области профилактики социального сиротства и устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– материально-техническое  оснащение учреждений для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей;

– научно-методическое обеспечение  деятельности, связанной с развитием  семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также с профессиональным образованием и социальным сопровождением воспитанников образовательных учреждений;

– строительство и  реконструкция детских домов  и школ-интернатов для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей.

В результате выполнения мероприятий подпрограммы предполагается увеличить численность прошедших  социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что создаст условия, обеспечивающие снижение детской беспризорности, значительное снижение числа безнадзорных детей, сокращение социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних [58].

По мнению разработчиков  программы, реализация мероприятий  в рамках направления «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» позволит к 2011 году:

– снизить удельный вес  безнадзорных детей до 2,17 % общей численности детского населения;

– увеличить удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях  для несовершеннолетних, до 83,3 % общего количества безнадзорных и беспризорных детей.

Выполнение же мероприятий  указанной подпрограммы в рамках направления «Дети-сироты» позволит по замыслу авторов снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение, увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семью, а также обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их интеграцию в общество. К 2011 г. предполагается увеличить долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 72 % общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [58].

Следует также отметить, что наряду с федеральной программой «Дети России» на региональном уровне  приняты региональные программы, в том числе и в Республике Мордовия программа «Дети Мордовии», в которой формы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях схожи с федеральными установками.

Однако для более  полного понимания мер по профилактике социального сиротства в неблагополучных  семьях необходимо указать мнения специалистов по проблеме исследования. Для реализации этой цели автор обратился к методу экспертного опроса в виде глубинного интервью. Предварительно был разработан бланк интервью эксперт с интересующими вопросами (Приложение А).

Объектом исследования являются специалисты, занимающиеся вопросами семейного неблагополучия и социального сиротства.

Предмет исследования – мнения специалистов по вопросам семейного неблагополучия и социального сиротства.

Цель – проанализировать мнения специалистов по вопросам семейного неблагополучия и социального сиротства и выявить перспективные направления социальной работы по профилактике социального сиротства в неблагополучных семьях.

Экспертный опрос представляет собой сбор первичных данных, основанный на использовании опыта, знаний и интуиции экспертов в исследуемых областях [67].

Эксперты – это специалисты, которым известны специфические стороны проблем неблагополучных семей. Опрос экспертов имеет свои особенности, отличающие его от массовых опросов. Данный метод применяется в случаях, когда отсутствуют другие способы сбора данных, удовлетворяющие целям исследования, а также когда объект обладает специфическими характеристиками, о которых знают только профессионалы.

Главными критериями отбора выбранных автором дипломной  работы экспертов являются их компетентность и авторитетность в вопросах профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.

При осуществлении выборки  мы использовали элементы сплошной выборки и выборки методом «снежного кома». В сплошную выборку были включены специалисты отдела социальной защиты Ленинского района ГО Саранск (И. А. Автайкина, Л. А. Максимова, О. В. Канайкина), занимающиеся в данном учреждении проблемой семейного неблагополучия и социального сиротства. Методом «снежного кома» были выявлены представители Государственного комитета по делам молодежи Республики Мордовия (руководитель комитета – Л. М. Лисунова, зам. руководителя И. А. Касьян), т. е. именно их указали опрошенные специалисты отдела социальной защиты Ленинского района как ведущих специалистов по интересующей нас проблематике.

Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства