Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:51, дипломная работа
Цель исследования – анализ социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства и разработка рекомендаций по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.
Для достижения поставленной цели автор дипломной работы поставил следующие задачи:
– проанализировать теоретические подходы к семейному неблагополучию;
– изучить проблемы социального сиротства в неблагополучных семьях;
– исследовать формы и методы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях;
– разработать рекомендации по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.
Введение
5
1 Научно-теоретические основы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях
10
1.1 Теоретические подходы к семейному неблагополучию
10
1.2 Проблема социального сиротства в неблагополучных семьях
25
2 Технологии социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства
35
2.1 Исследование форм и методов профилактики социального
сиротства в неблагополучных семьях
35
2.2 Перспективные направления профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях в субъектах Российской Федерации
50
Заключение
65
Список использованных источников
69
Приложение А (обязательное) Бланк интервью эксперта
75
Не так давно
Семья – сложно устроенная система, а не механическое скопление взрослых и детей. Чтобы получить изменения в семейной системе, необходимо организовать получение услуг как реабилитационный процесс. На семью не может быть перенесен способ работы с пожилыми и инвалидами (получение набора или отдельных видов услуг). Получение семьей и ребенком услуг по социальному обслуживанию – две части одного реабилитационного процесса. Этот процесс будет включать в себя не только оказание семье набора услуг, но и действия, обуславливающие эффективность этих услуг. Эти действия не менее важны, чем само оказание услуг, потому что именно от них зависит результат – изменения в семье.
В законодательных актах РФ указаны все субъекты процесса помощи семье и ребенку, находящихся в социально опасном положении. Но в законе не прописан механизм их взаимодействия, который бы позволил набор предписываемых услуг организовать как процесс реабилитации. Поэтому эффективность помощи снижена из-за несогласованности действий различных ведомств [26, 163].
Для организации действий по защите прав детей в единый реабилитационный процесс необходимо:
Как показывает опыт, межведомственную
разобщенность удается преодоле
Федеральное законодательство
и имеющиеся ведомственные
Организация выявления семей на ранней стадии кризиса требует простраивания алгоритмов взаимодействия между службами социальной защиты населения и первичным звеном помощи в здравоохранении, с детскими садами и школами. Такой опыт в РФ уже есть (например, в Карелии, в Томской области). Деятельность по ранней реабилитации семьи и детей гораздо эффективнее, поскольку у рано выявленных семей сохраняется больший потенциал к восстановлению, с одной стороны, и для реабилитации требуются более простые методы, с другой. Различение категорий семей – это проблема качественной диагностики. Ее решение позволит исключить расходы на неоправданные затраты усилий специалистов [40, 64].
Таким образом, социальное сиротство – это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Семьи с высоким риском того, что их дети окажутся сиротами или лишившимися родительского попечения – это семьи, где практикуется жестокое обращение и насилие. Именно эти семьи входят в категории безработных, многодетных, малоимущих и находятся на социальном обслуживании, получая различные услуги, пособия, льготы.
2 Технологии социальной
работы с неблагополучными
2.1 Исследование форм и методов профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях
Технология социальной работы с неблагополучными семьями включает три основных составляющих социальной помощи: образовательную, психологическую и посредническую [59, 72].
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального работника: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным работником, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социальной помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социальной помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок – продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
Социальный работник при работе с неблагополучной семьей выступает в трех основных ролях:
Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям [56, 55].
Одна из форм работы социального работника с семьей – социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и, прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального работника, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач [56, 58]. Социальный работник, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинги и пр.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги. Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Групповые методы работы
дают возможность родителям
Еще одна технология работы социального работника с семьей - социальный мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социального мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.) [47, 56].
Важную роль в осуществлении социального мониторинга играет умение социального работника систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько.
Рассмотрим один из них. Поскольку семья – это сложная система, социальный работник принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.
Родительская подсистема (мать – отец). Социальный работник концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать – дети, отец – дети, стиль родительского отношения. Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и влияние семьи на ребенка.
Подсистема «братья – сестры». Социальный работник концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями – сестрами. Отношения между детьми в семье – незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина», моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).