Социальная работа с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства и разработка рекомендаций по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.
Для достижения поставленной цели автор дипломной работы поставил следующие задачи:
– проанализировать теоретические подходы к семейному неблагополучию;
– изучить проблемы социального сиротства в неблагополучных семьях;
– исследовать формы и методы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях;
– разработать рекомендации по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.

Содержание

Введение
5
1 Научно-теоретические основы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях
10
1.1 Теоретические подходы к семейному неблагополучию
10
1.2 Проблема социального сиротства в неблагополучных семьях
25
2 Технологии социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства

35
2.1 Исследование форм и методов профилактики социального
сиротства в неблагополучных семьях

35
2.2 Перспективные направления профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях в субъектах Российской Федерации

50
Заключение
65
Список использованных источников
69
Приложение А (обязательное) Бланк интервью эксперта
75

Работа содержит 1 файл

Диплом_.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Благодаря предпринятым мерам, за 2007 г. снято с учета 1045 несовершеннолетних из 330 семей (34 % от общего числа учтенных безнадзорных детей), находящихся в социально опасном положении, что соответствует уровню прошлого года. В 237 семьях улучшились условия проживания.

В целях повышения  ответственности учебных заведений  за детей, не посещающих по неуважительным причинам школы, областным Департаментом общего образования инициировано возвращение к практике «всеобуча». Во всех городах и районах области решением органов исполнительной власти на администрации общеобразовательных учебных заведений возложен контроль за исполнением конституционных прав детей на образование.

Основным звеном системы  профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних по-прежнему явилась сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства, сохранению ребенка в семье увеличено число мест в группах дневного пребывания. Соответственно на 25 % (809 чел.) увеличилось количество несовершеннолетних, получивших в них различные социальные услуги. В дни школьных каникул на базе учреждений работали оздоровительные лагеря и лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием для детей из семей, оказавшихся в кризисной ситуации, что позволило предоставить комплекс реабилитационных услуг 448 детям (2003 г. – 645 детям). На базе двух учреждений действовали профильные смены для подростков в возрасте от 12 до 16 лет.

Для организации досуга детей группы риска из многодетных, малообеспеченных семей в 2 социальных приютах города Томска продолжали работу группы выходного дня.

Социально-реабилитационными  центрами для несовершеннолетних, социальными приютами осуществлялась деятельность, связанная с перевозками несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и иных детских учреждений.

Заслуживает внимания повышение  эффективности деятельности учреждений по сохранению для ребенка кровной семьи, передаче детей на воспитание в семьи других граждан. Анализ показателей жизнеустройства детей и подростков из социально-реабилитационных учреждений свидетельствует о том, что на 1 января 2007 г. 1632 (65,4 %) воспитанника специализированных учреждений возвращены родителям, 69 детей переданы под опеку (на попечение), усыновление [1].

В целях комплексного оказания помощи семьям с несовершеннолетними детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, социальными учреждениями продолжена работа по повышению эффективности системы социального обслуживания семьи и детей.

Пермский край относится к регионам, где последовательно проводится политика по улучшению положения детей: начиная с 2000 г. проводилась работа по созданию системы работы по изъятию детей с улиц, была решена проблема беспризорности детей, создана система работы с безнадзорными детьми – учреждена необходимая для этого социальная  инфраструктура, внедрены технологии межведомственного взаимодействия, технологии устройства детей в замещающие семьи (усыновление, приемные, патронатные семьи, опекунство), введен мониторинг правонарушений несовершеннолетних, суицидального поведения, устройства в семьи) и т. д.

Это позволило 70 % ежегодно выявляемых детей-сирот определять на воспитание в семьи. Всю деятельность органов региональной и местной власти можно характеризовать как деятельность по созданию условий для защиты прав детей, имеющих статус социальной сироты, на воспитание в семье.

В то же время поток  получающих статус сироты ежегодно не уменьшался, но даже увеличивался (в среднем 4000 детей в год) [42].

Проведенная в 2002 г. гражданская экспертиза профилактической работы по социальному сиротству в регионе (МЕГА – проект Пермской Гражданской палаты) убедительно показала неэффективность ее и с точки зрения конечного результата, и с точки зрения эффективности управления.

Следует учесть, что в заключительных замечаниях Комитета по правам ребенка ООН 2005 г. отмечено: «В свете статьи 20 Конвенции Комитет рекомендует государству-участнику:

а) утвердить всестороннюю стратегию и принять незамедлительные профилактические меры, позволяющие избегать разлучения ребенка со своим семейным окружением и способные сократить число детей, проживающих в интернатных учреждениях, посредством, в частности, предоставления помощи и поддержки родителям и законным опекунам при осуществлении ими обязанностей по воспитанию ребенка, в том числе путем просвещения, консультирования и реализации программ для родителей с опорой на общину».

С целью изучения возможностей внедрения новой системы профилактики социального сиротства в Пермском крае в режиме методологических семинаров была проанализирована практика работы комиссий по делам  несовершеннолетних и защите их прав, определены задачи их перехода от репрессивных форм и методов работы к восстановительным. Была проведена серия пилотных проектов в разных отраслях (соцзащите, образовании), в ряде муниципальных образований (г. Пермь, г. Лысьва, г. Чайковский) по отработке восстановительных технологий: проекты «Возвращение домой» - технологии восстановления отношений воспитанников областного приюта с родителями в так называемых асоциальных семьях, «Школьные службы примирения» - отработка процедур восстановления отношений участников школьных конфликтов, примирении обидчиков и жертвы, «Правозащитная роль КДН» - социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и их семей. С целью поддержки малоимущих семей с детьми были сначала отработаны экспериментально, а потом внедрены в практику работы на всей территории области технологии повышения доходов таких семей через программы «Самозанятости» семей в сельских районах и «От пособия к зарплате» в городах области.

Были проанализированы инфраструктурные возможности ранней и докризисной профилактической работы по социальному сиротству (данные по психолого-медико-социально-педагогическим центрам и другим учреждениям, а также возможности их ориентации на работу с семьей).

Комитет по защите прав детей  провел конкурс постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тем самым выявил эффективные, апробированные на практике модели адаптации сирот в социуме.

В рамках Программы управления общественными финансами была разработана новая система профилактики социального сиротства, включающая в себя и реабилитационные процедуры защиты ребенка-сироты, и, что самое главное, этапы  ранней, докризисной профилактики, а также этап работы с семьями группы риска [42].

Были разработаны критерии эффективности каждого этапа  профилактической работы, организован мониторинг профилактической работы сначала в двух территориях, а в 2005 г. по всей территории региона. По результатам мониторинга в подавляющем большинстве территорий отсутствовали данные по 1, 2, 4 и 5 уровням профилактики, что свидетельствует о недостаточной работе по ранней, докризисной профилактике, а также о слабой организации попечительского и постинтернатного патроната.

Проведенный мониторинг эффективности профилактической работы убедительно подтвердил необходимость запуска новой системы профилактики социального сиротства, переход от пилотных, модельных вариантов работы отдельных муниципалитетов и учреждений.

Принципиально важным в  этом плане стало принятие в первом чтении в феврале 2005 г. целевой программы «Семья и дети Прикамья», предполагающей реализацию основных, базовых прав ребенка:

1. Право ребенка на жизнь и здоровье.

2. Право ребенка на семью.

3. Право ребенка на развитие и сохранение индивидуальности [42].

Причем, подпрограмма «Право ребенка на семью» содержит систему мер, направленных на снижение уровня социального сиротства в Пермской области.

В данной подпрограмме планируется:

- отработать и внедрить  технологии по раннему выявлению,  диагностике и вмешательству  в кризисные ситуации семьи;

- разработать и внедрить  стандарты и нормативы профилактических  услуг;

- внедрить эффективные  технологии семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождение этих семей;

- подготовить кадры,  способные решать новые задачи;

- привлечь новых агентов,  в том числе из негосударственного  сектора, на рынок социальных  услуг нуждающимся детям.

В рамках программы предусмотрена  поддержка как уже начавшихся проектов (разработка и внедрение муниципальной модели профилактики социального сиротства), так и новых проектов (организация мониторинга публикаций в областных и муниципальных СМИ, посвященных повышению престижа семьи, создание специальных рубрик на областных телеканалах, организация работы с кризисными семьями по участковому принципу, организация постоянно действующего телевизионного круглого стола по профилактике социального сиротства и т. д.).

Магаданская область. В результате социально-экономических преобразований в России в особенно уязвимом положении оказались семьи, проживающие в отдаленных территориях, социально-экономическое развитие которых во многом поддерживалось за счет дотаций из центра. Для многих из этих регионов характерны наличие географической обособленности, отсутствие перспектив социально-экономического роста в силу отсутствия производства и трудных природных условий, дефицит квалифицированных кадров во всех сферах. Примером такого региона может служить Магаданская область [3, 16].

В сфере защиты детства  наблюдается острый недостаток квалифицированных кадров: в районах отсутствуют дефектологи, психологи, детские психиатры, психотерапевты. Работающие социальные педагоги и специалисты по социальной работе не имеют специального образования. Дефицит кадров и фактическое отсутствие системы социальной и психологической помощи сводит социальную работу с неблагополучными семьями к оказанию незначительной материальной помощи и моральным внушениям и проработкам на комиссиях разного рода.

Все это обусловило актуальность создания адаптированных к данным условиям форм помощи детям и семьям. Школа в таких районах нередко является культурным центром, сосредоточением образованных людей, практически единственным учреждением, которое в курсе жизни ребенка и имеет возможность воздействовать на родителей и помогать детям. Одной из практических форм оказания помощи детям группы риска по социальному сиротству  явилось создание на базе общеобразовательной школы в поселке Усть-Омчуг Теньковского района социально-реабилитационного центра. На его примере будут описаны этапы создания центра при школе, освещены вопросы содержания работы центра с детьми группы риска по социальному сиротству и их родителями. Подобные центры уже существуют и успешно работают в Москве и Хабаровске, Томске и Магаданской области. Два несовместимых достоинства этой формы работы – возможность организовать ее на базе любой школы в нужном объеме и проведении реабилитации ребенка и его семьи без отрыва от привычной среды и обстановки (в том числе семейной), а, значит, и без лишнего травматизма. Эти достоинства легко делают управленцев и специалистов приверженцами этой формы работы с детьми из неблагополучной семьи.

Кроме того, что в школе  концентрируются имеющиеся для  работы с детьми кадры, школа более других учреждений имеет возможность отслеживать положение ребенка (голоден он или нет, ходит ли он в школу, есть ли у него одежда и т. п.). Школа является центром даже для тех  детей, которые не посещают занятия, потому что в условиях изолированности и сурового климата, отсутствия досуговой инфраструктуры подросткам больше негде встречаться со сверстниками.

Пребывание в центре при школе вносит минимальные  изменения в жизнь ребенка и менее травматично, чем помещение его в приют или в социально- реабилитационный центр, находящийся в отдалении от места жительства. В центре при школе дети сохраняют привычную среду общения, учатся в своем классе со своими учителями. Семейная ситуация, если ребенок не оторван от привычного окружения, представляется, зачастую, менее драматичной.

Суть работы центра заключается  в том, чтобы в районе, где отсутствуют иные возможности оказания квалифицированной социальной и психологической помощи детям и семьям, оказавшихся в социально-опасном положении, проводить реабилитационные мероприятия для этих детей и родителей на базе образовательного учреждения. Для этого организуется центр как социально-реабилитационное подразделение при школе, в который, при необходимости, на некоторое время можно поместить ребенка для работы с ним и его семьей. Центр позволяет организовать детям временную безопасность, оказать им необходимую помощь, проводить активную работу с семьями этих детей, а при выявлении высокого риска для жизни обеспечить  их эвакуацию и дальнейшее жизнеустройство [3, 17].

Задачи, которые ставят перед собой специалисты центра:

1. Организация временного  пребывания для детей, находящихся  в социально опасной ситуации, до ее разрешения.

2. Выявление наиболее  актуальных медицинских, социальных, психологических, педагогических проблем детей и помощь в их преодолении; развитие у детей элементарных социальных навыков.

3. Организация при  необходимости (высокий риск для  жизни ребенка) эвакуации детей из семей, привлечение для организации дальнейшего жизнеустройства детей других служб и специалистов.

4. Создание отдельного  учебного пространства для детей,  с целью предоставления им возможности ликвидировать пробелы в знаниях; содействие детям в школьной адаптации.

5. Оказание социальной  помощи неблагополучным семьям  для улучшения положения детей; психологической помощи детей из неблагополучных семей и их родителям; организация досуговой деятельности детей из неблагополучных семей и, в том числе, привлечение к этой деятельности родителей, содействие родителям, желающим отказаться от употребления алкоголя, в получении наркологической помощи, привлечение для решения проблем детей других специалистов, работающих в смежных областях (опека, правоохранительные органы).

Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства