Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:51, дипломная работа
Цель исследования – анализ социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства и разработка рекомендаций по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.
Для достижения поставленной цели автор дипломной работы поставил следующие задачи:
– проанализировать теоретические подходы к семейному неблагополучию;
– изучить проблемы социального сиротства в неблагополучных семьях;
– исследовать формы и методы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях;
– разработать рекомендации по совершенствованию профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях.
Введение
5
1 Научно-теоретические основы профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях
10
1.1 Теоретические подходы к семейному неблагополучию
10
1.2 Проблема социального сиротства в неблагополучных семьях
25
2 Технологии социальной работы с неблагополучными семьями по профилактике социального сиротства
35
2.1 Исследование форм и методов профилактики социального
сиротства в неблагополучных семьях
35
2.2 Перспективные направления профилактики социального сиротства в неблагополучных семьях в субъектах Российской Федерации
50
Заключение
65
Список использованных источников
69
Приложение А (обязательное) Бланк интервью эксперта
75
Благодаря предпринятым мерам, за 2007 г. снято с учета 1045 несовершеннолетних из 330 семей (34 % от общего числа учтенных безнадзорных детей), находящихся в социально опасном положении, что соответствует уровню прошлого года. В 237 семьях улучшились условия проживания.
В целях повышения
ответственности учебных
Основным звеном системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних по-прежнему явилась сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства, сохранению ребенка в семье увеличено число мест в группах дневного пребывания. Соответственно на 25 % (809 чел.) увеличилось количество несовершеннолетних, получивших в них различные социальные услуги. В дни школьных каникул на базе учреждений работали оздоровительные лагеря и лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием для детей из семей, оказавшихся в кризисной ситуации, что позволило предоставить комплекс реабилитационных услуг 448 детям (2003 г. – 645 детям). На базе двух учреждений действовали профильные смены для подростков в возрасте от 12 до 16 лет.
Для организации досуга детей группы риска из многодетных, малообеспеченных семей в 2 социальных приютах города Томска продолжали работу группы выходного дня.
Социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних, социальными приютами осуществлялась деятельность, связанная с перевозками несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и иных детских учреждений.
Заслуживает внимания повышение эффективности деятельности учреждений по сохранению для ребенка кровной семьи, передаче детей на воспитание в семьи других граждан. Анализ показателей жизнеустройства детей и подростков из социально-реабилитационных учреждений свидетельствует о том, что на 1 января 2007 г. 1632 (65,4 %) воспитанника специализированных учреждений возвращены родителям, 69 детей переданы под опеку (на попечение), усыновление [1].
В целях комплексного оказания помощи семьям с несовершеннолетними детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, социальными учреждениями продолжена работа по повышению эффективности системы социального обслуживания семьи и детей.
Пермский край относится к регионам, где последовательно проводится политика по улучшению положения детей: начиная с 2000 г. проводилась работа по созданию системы работы по изъятию детей с улиц, была решена проблема беспризорности детей, создана система работы с безнадзорными детьми – учреждена необходимая для этого социальная инфраструктура, внедрены технологии межведомственного взаимодействия, технологии устройства детей в замещающие семьи (усыновление, приемные, патронатные семьи, опекунство), введен мониторинг правонарушений несовершеннолетних, суицидального поведения, устройства в семьи) и т. д.
Это позволило 70 % ежегодно выявляемых детей-сирот определять на воспитание в семьи. Всю деятельность органов региональной и местной власти можно характеризовать как деятельность по созданию условий для защиты прав детей, имеющих статус социальной сироты, на воспитание в семье.
В то же время поток получающих статус сироты ежегодно не уменьшался, но даже увеличивался (в среднем 4000 детей в год) [42].
Проведенная в 2002 г. гражданская экспертиза профилактической работы по социальному сиротству в регионе (МЕГА – проект Пермской Гражданской палаты) убедительно показала неэффективность ее и с точки зрения конечного результата, и с точки зрения эффективности управления.
Следует учесть, что в заключительных замечаниях Комитета по правам ребенка ООН 2005 г. отмечено: «В свете статьи 20 Конвенции Комитет рекомендует государству-участнику:
а) утвердить всестороннюю
стратегию и принять
С целью изучения возможностей
внедрения новой системы профил
Были проанализированы
инфраструктурные возможности ранней
и докризисной профилактической работы по
социальному сиротству (данные по психолого-медико-социально-
Комитет по защите прав детей провел конкурс постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тем самым выявил эффективные, апробированные на практике модели адаптации сирот в социуме.
В рамках Программы управления общественными финансами была разработана новая система профилактики социального сиротства, включающая в себя и реабилитационные процедуры защиты ребенка-сироты, и, что самое главное, этапы ранней, докризисной профилактики, а также этап работы с семьями группы риска [42].
Были разработаны критерии эффективности каждого этапа профилактической работы, организован мониторинг профилактической работы сначала в двух территориях, а в 2005 г. по всей территории региона. По результатам мониторинга в подавляющем большинстве территорий отсутствовали данные по 1, 2, 4 и 5 уровням профилактики, что свидетельствует о недостаточной работе по ранней, докризисной профилактике, а также о слабой организации попечительского и постинтернатного патроната.
Проведенный мониторинг эффективности профилактической работы убедительно подтвердил необходимость запуска новой системы профилактики социального сиротства, переход от пилотных, модельных вариантов работы отдельных муниципалитетов и учреждений.
Принципиально важным в этом плане стало принятие в первом чтении в феврале 2005 г. целевой программы «Семья и дети Прикамья», предполагающей реализацию основных, базовых прав ребенка:
1. Право ребенка на жизнь и здоровье.
2. Право ребенка на семью.
3. Право ребенка на развитие и сохранение индивидуальности [42].
Причем, подпрограмма «Право ребенка на семью» содержит систему мер, направленных на снижение уровня социального сиротства в Пермской области.
В данной подпрограмме планируется:
- отработать и внедрить
технологии по раннему
- разработать и внедрить
стандарты и нормативы
- внедрить эффективные технологии семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождение этих семей;
- подготовить кадры, способные решать новые задачи;
- привлечь новых агентов,
в том числе из
В рамках программы предусмотрена поддержка как уже начавшихся проектов (разработка и внедрение муниципальной модели профилактики социального сиротства), так и новых проектов (организация мониторинга публикаций в областных и муниципальных СМИ, посвященных повышению престижа семьи, создание специальных рубрик на областных телеканалах, организация работы с кризисными семьями по участковому принципу, организация постоянно действующего телевизионного круглого стола по профилактике социального сиротства и т. д.).
Магаданская область. В результате социально-экономических преобразований в России в особенно уязвимом положении оказались семьи, проживающие в отдаленных территориях, социально-экономическое развитие которых во многом поддерживалось за счет дотаций из центра. Для многих из этих регионов характерны наличие географической обособленности, отсутствие перспектив социально-экономического роста в силу отсутствия производства и трудных природных условий, дефицит квалифицированных кадров во всех сферах. Примером такого региона может служить Магаданская область [3, 16].
В сфере защиты детства наблюдается острый недостаток квалифицированных кадров: в районах отсутствуют дефектологи, психологи, детские психиатры, психотерапевты. Работающие социальные педагоги и специалисты по социальной работе не имеют специального образования. Дефицит кадров и фактическое отсутствие системы социальной и психологической помощи сводит социальную работу с неблагополучными семьями к оказанию незначительной материальной помощи и моральным внушениям и проработкам на комиссиях разного рода.
Все это обусловило актуальность создания адаптированных к данным условиям форм помощи детям и семьям. Школа в таких районах нередко является культурным центром, сосредоточением образованных людей, практически единственным учреждением, которое в курсе жизни ребенка и имеет возможность воздействовать на родителей и помогать детям. Одной из практических форм оказания помощи детям группы риска по социальному сиротству явилось создание на базе общеобразовательной школы в поселке Усть-Омчуг Теньковского района социально-реабилитационного центра. На его примере будут описаны этапы создания центра при школе, освещены вопросы содержания работы центра с детьми группы риска по социальному сиротству и их родителями. Подобные центры уже существуют и успешно работают в Москве и Хабаровске, Томске и Магаданской области. Два несовместимых достоинства этой формы работы – возможность организовать ее на базе любой школы в нужном объеме и проведении реабилитации ребенка и его семьи без отрыва от привычной среды и обстановки (в том числе семейной), а, значит, и без лишнего травматизма. Эти достоинства легко делают управленцев и специалистов приверженцами этой формы работы с детьми из неблагополучной семьи.
Кроме того, что в школе концентрируются имеющиеся для работы с детьми кадры, школа более других учреждений имеет возможность отслеживать положение ребенка (голоден он или нет, ходит ли он в школу, есть ли у него одежда и т. п.). Школа является центром даже для тех детей, которые не посещают занятия, потому что в условиях изолированности и сурового климата, отсутствия досуговой инфраструктуры подросткам больше негде встречаться со сверстниками.
Пребывание в центре при школе вносит минимальные изменения в жизнь ребенка и менее травматично, чем помещение его в приют или в социально- реабилитационный центр, находящийся в отдалении от места жительства. В центре при школе дети сохраняют привычную среду общения, учатся в своем классе со своими учителями. Семейная ситуация, если ребенок не оторван от привычного окружения, представляется, зачастую, менее драматичной.
Суть работы центра заключается в том, чтобы в районе, где отсутствуют иные возможности оказания квалифицированной социальной и психологической помощи детям и семьям, оказавшихся в социально-опасном положении, проводить реабилитационные мероприятия для этих детей и родителей на базе образовательного учреждения. Для этого организуется центр как социально-реабилитационное подразделение при школе, в который, при необходимости, на некоторое время можно поместить ребенка для работы с ним и его семьей. Центр позволяет организовать детям временную безопасность, оказать им необходимую помощь, проводить активную работу с семьями этих детей, а при выявлении высокого риска для жизни обеспечить их эвакуацию и дальнейшее жизнеустройство [3, 17].
Задачи, которые ставят
перед собой специалисты
1. Организация временного
пребывания для детей,
2. Выявление наиболее
актуальных медицинских,
3. Организация при
необходимости (высокий риск
4. Создание отдельного
учебного пространства для
5. Оказание социальной помощи неблагополучным семьям для улучшения положения детей; психологической помощи детей из неблагополучных семей и их родителям; организация досуговой деятельности детей из неблагополучных семей и, в том числе, привлечение к этой деятельности родителей, содействие родителям, желающим отказаться от употребления алкоголя, в получении наркологической помощи, привлечение для решения проблем детей других специалистов, работающих в смежных областях (опека, правоохранительные органы).