Социальная ответственность и этика управления в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Главной целью проделанной работы является изучение социальной

ответственности и этики управления в торговле. Изучение данного вопроса

имеет большую роль в жизни общества в целом, так как соблюдение этических и

социальных норм ведет к улучшению и сонации торговых отношений. В настоящее

время существует много магазинов, уровень обслуживания в которых оставляет

желать лучшего, но на ряду с ними есть и магазины (так называемые

супермаркеты), где отношение к потенциальному покупателю достаточно

доброжелательное и соблюдаются этические нормы поведения, то есть –

«покупатель всегда прав!». Но помимо этого положительного момента остается

еще очень много отрицательного – все негативное надо менять.

Содержание

Введение 2

1. Методологические основы менеджмента 3

1.1. Сущность менеджмента 3-4

1.2. Научные подходы и принципы менеджмента 4-5

1.3. Содержательные концепции мотивации 5-7

1.3.1. Понятие и виды мотивов 7-9

1.3.2. Экономические мотивы деятельности людей 9-10

2. Управление коллективом 11

2.1. Функции и обязанности руководителя 11-12

2.1.2. Качества руководителя 12-15

2.2. Подчиненные и их обязанности 15-18

2.3. Влияние и власть 18-20

2.4. Пути повышения эффективности использования рабочего времени

20-21

2.4.1. Диагностика рабочего времени 21-24

2.4.2. Нормирование времени исполнителей 24-25

3. Социальная ответственность и этика управления 26

3.1. Делегирование полномочий 26-28

3.2. Культура речи 28-29

3.3. Стиль переговоров 29-30

3.3.1. Деловые отношения 30

3.4. Понятие "деловой этики" 30-31

3.4.1. Этика и современное управление 31-34

3.4.2. Условия формирования цивилизованной этики 34-35

Заключение 36

Приложения 37-39

Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

управление 1.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

перестроиться;

       - способность управлять собой,  своим поведением, рабочим временем,

взаимоотношениями с окружающими:

       - стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на

риск самому и  увлекать за собой подчиненных. Требования к руководителям в

отношении этих качеств  неодинаковы на различных уровнях  управления. На

низших, например, в большей степени ценится решительность,

коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших — на первое место

выдвигаются организаторские  способности, стремление к преобразованиям, к

новому, умение организовать коллективное творчество. 
 

       2.2. Подчиненные и их обязанности 
 

       Подчиненные — это должностные  лица, находящиеся в подчинении  старших

по должности. Ими  могут быть: заместители руководителя, подчиненные ему

руководители, рядовые  исполнители.

       Существует несколько разновидностей  заместителей. В небольших

организациях (подразделениях) эти обязанности в дополнение к своим

собственным могут  выполнять рядовые работники. В  более крупных, где

работают десятки  человек, у руководителя появляется штатный заместитель, а

в условиях многоуровневой структуры управления к выполнению этих

обязанностей по совместительству могут привлекаться лица, возглавляющие

нижестоящие подразделения.

       Нужно иметь в виду, что заместитель  — не только подчиненный, но  и

советник руководителя, поэтому желательно, чтобы он обладал  иным типом

мышления, благоразумием, скептицизмом, позволяющими видеть ошибки и промахи

шефа, а также  необходимой твердостью, чтобы суметь его поправить, и вместе

с тем лояльностью  по отношению к нему. Таким образом, наряду с подчинением,

между ними имеют  место отношения коллегиальности.

       Введение должности штатного  заместителя обычно обусловлено  большим

объемом работы общего характера, с которым первый руководитель даже с

помощью подчиненных  ому руководителей низового уровня справиться не в

состоянии, ибо здесь необходима помощь лица, близкого ему по рангу и

свободного от текущих дел.

       Необходимость иметь штатного  заместителя возрастает в том  случае,

когда первый руководитель часто и подолгу отсутствует, и заместитель

вынужден, бывает фактически выполнять его функции или если заместителю

нужно стажироваться  для занятия в ближайшее время  этой должности, и поэтому

заранее "осваивать" все тонкости и детали предстоящей  самостоятельной

работы.

       Если заместитель часто и подолгу  исполняет обязанности руководителя,

это узаконивается  документально, то есть путем издания  соответствующего

приказа

       Но подобная ситуация ставит  множество вопросов: о величине

полномочий, которыми он должен обладать, в частности, о  праве подписи; о

лице, которое должно замещать его самого; об ответственности за принимаемые

им решения; о  взаимоотношениях с другими заместителями; о методах его

стимулирования; о  том, как ему получить необходимые  знания и опыт. Поэтому

руководитель должен оказывать лицу, временно исполняющему его обязанности

(врио), всестороннюю  помощь и поддержку, держать  в курсе всех дел и

событий, защищать интересы этого лица в высших инстанциях.

       В свою очередь, врио должен  действовать в духе отсутствующего

руководителя, сохранять  лояльность по отношению к нему, не разглашать

конфиденциальную  информацию, обладателем которой  он становится, исполняя

обязанности руководителя, и не использовать в корыстных  целях и во вред

руководителю возможности  своего положения. Врио должен фиксировать  все

серьезные событий, имевшие место за время отсутствия первого лица, и по

возвращению полностью  проинформировать того обо всем.

       Наличие заместителей из числа  руководителей считается полезным  во

всех отношениях. Во-первых, повышается престиж первого  руководителя в

глазах коллег и подчиненных. Во-вторых, ослабевают позиции штатного

заместителя, который, будучи в единственном числе, всегда вольно или

невольно составляет конкуренцию руководителю, а, следовательно, вносит

элементы дестабилизации в систему управления организацией или

подразделенном. В-третьих, выполнение обязанностей заместителей первого

руководителя поднимает  и авторитет низовых руководителей  в их собственных

подразделениях.

       Подчиненный и руководитель образуют  в рамках организации простейшую

общественную группу (другая группа — коллеги, то есть лица, не зависящие

друг от друга, не связанные отношениями руководства  — подчинения). В рамках

этой группы руководитель имеет право устанавливать и  поддерживать образцы

поведения подчиненного, приказывать» требовать, добиваться реализации

распоряжений, контролировать результаты, а подчиненный — добросовестно

выполнять порученное дело, критиковать при необходимости  руководителя и

обжаловать его  действия в установленном порядке.

       Обязанности подчиненного, как и руководителя, могут быть официальными

и неофициальными. Официальные обязанности изложены в должностных

инструкциях и  в общем виде сводятся к следующему.

       Прежде всего, подчиненные должны  добросовестно, с полной отдачей  и на

самом высоком  уровне выполнять порученное им дело; в пределах своей

компетенции принимать  самостоятельные решения по проблемам, которыми они

занимаются; регулярно  информировать руководители о результатах, возникающих

трудностях и  проблемах; и при необходимости  советоваться с ним, не

перекладывая, однако, на его плечи собственную работу.

       Подчиненные должны самокритично  относиться к себе, честно признавать

ошибки и промахи, искать пути совершенствования своей  деятельности,

постоянно стремиться к повышению квалификации, саморазвитию.

       Наконец, подчиненные должны всегда  и везде соблюдать интересы

организации, отстаивать ее честь, уважительно относиться к  своим

руководителям в  соответствии с их возрастом и  занимаемой должностью,

независимо от личных симпатий и антипатий.

       Теперь познакомимся с неофициальными  обязанностями подчиненных,

которые они должны исполнять, чтобы обеспечить нормальные отношения с

руководителем при  условии, конечно, что тот также  будет действовать

надлежащим образом.

       Прежде всего, подчиненные должны строго, по крайней мере в рамках

служебных отношений, соблюдать установившуюся границу  между собой и

руководителем, не подчеркивая и не нарушая ее.

       Подчиненные не должны принимать  серьезных решений без предварительной

консультации с  руководителем, даже если эти решения полностью входят в их

компетенцию. Причина  здесь кроется не в недоверии  руководителя к ним или их

знаниям, а в  том, что тот лучше знает общую  ситуацию и в ее контексте более

правильно сможет оценить предполагаемые шаги, что поможет избежать

неблагоприятных последствий, которые подчиненные  вследствие естественной

ограниченности  своих возможностей предвидеть ни могут.

       По той же причине подчиненные  не должны вмешиваться в дела

руководителя, за исключением крайних случаев, когда тот допускает

совершенно явные  промахи, ибо у руководителя могут  быть причины на

проведении своей  особой политики, о которых подчиненным  не всегда известно.

       Свою деятельность и ее результаты  подчиненные всегда должны

рассматривать с  точки зрения руководителя, его интересов, не выставлять на

всеобщее обозрение  собственные амбиции, привлекать внимание окружающих не к

своей персоне, а  к работе, довольствуясь ролью "первой скрипки во втором

ряду".

       Подчиненным необходимо ценить  время руководителя, не отвлекать его по

пустякам, а при  необходимости по собственной инициативе оказывать помощь и

содействие руководителю, в том числе в деле обретения  популярности,

известности, уважения, даже на первый взгляд в ущерб собственной  карьере;

не допускать в любой ситуации дискредитации руководителя.

       Такое поведение подчиненных  служит для руководителя основанием

предоставлять им большую самостоятельность, содействовать  продвижению по

службе, широко информировать  об их успехах высшее руководство  и коллег,

дополнительно вознаграждать.

       Иногда подчиненные по тем  или иным причинам ведут себя  по отношению к

руководителю негативно: уклоняются или отказываются от выполнения своих

обязанностей, затягивают порученную работу с тем, чтобы потом  переложить ее

на плечи других, оказывают на руководителя психологическое  давление,

вынуждая его  поступать в соответствии со своими интересами и желаниями.

       Причины такого негативного поведения  подчиненных могут быть самыми

разнообразными: слабая подготовка и низкий уровень знаний и квалификации;

боязнь самостоятельных  действий, нерешительность; неумение мобилизовать

свои резервы  и возможности и т.п. Отсюда во многих случаях поиск поддержки,

ожидание указаний и инструкций, стремление на кого-нибудь опереться.

       Однако дело может быть и  в самом руководителе, его низких  моральных и

профессиональных  качествах, недобросовестном отношении  к своим

обязанностям, непредсказуемости  поведения, создании препятствий в  работе

подчиненных, например, путем утаивания необходимой информации и пр..

вследствие чего подчиненные не хотят с ним  сотрудничать и всячески

стремятся от него избавиться. 
 
 

       2.3. Влияние и власть 
 

       Руководитель, управляя трудовым  коллективом (группой), оказывает  на

него влияние, в  результате изменяются поведение подчиненных, а также

взаимоотношения между ними. Конкретные средства, с  помощью которых одно

лицо может повлиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от

Информация о работе Социальная ответственность и этика управления в торговле