Социальная ответственность и этика управления в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Главной целью проделанной работы является изучение социальной

ответственности и этики управления в торговле. Изучение данного вопроса

имеет большую роль в жизни общества в целом, так как соблюдение этических и

социальных норм ведет к улучшению и сонации торговых отношений. В настоящее

время существует много магазинов, уровень обслуживания в которых оставляет

желать лучшего, но на ряду с ними есть и магазины (так называемые

супермаркеты), где отношение к потенциальному покупателю достаточно

доброжелательное и соблюдаются этические нормы поведения, то есть –

«покупатель всегда прав!». Но помимо этого положительного момента остается

еще очень много отрицательного – все негативное надо менять.

Содержание

Введение 2

1. Методологические основы менеджмента 3

1.1. Сущность менеджмента 3-4

1.2. Научные подходы и принципы менеджмента 4-5

1.3. Содержательные концепции мотивации 5-7

1.3.1. Понятие и виды мотивов 7-9

1.3.2. Экономические мотивы деятельности людей 9-10

2. Управление коллективом 11

2.1. Функции и обязанности руководителя 11-12

2.1.2. Качества руководителя 12-15

2.2. Подчиненные и их обязанности 15-18

2.3. Влияние и власть 18-20

2.4. Пути повышения эффективности использования рабочего времени

20-21

2.4.1. Диагностика рабочего времени 21-24

2.4.2. Нормирование времени исполнителей 24-25

3. Социальная ответственность и этика управления 26

3.1. Делегирование полномочий 26-28

3.2. Культура речи 28-29

3.3. Стиль переговоров 29-30

3.3.1. Деловые отношения 30

3.4. Понятие "деловой этики" 30-31

3.4.1. Этика и современное управление 31-34

3.4.2. Условия формирования цивилизованной этики 34-35

Заключение 36

Приложения 37-39

Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

управление 1.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

|                     |которые нужно выполнять для ее удовлетворения          | 
 

       Данные  подходы  следует   отнести  к  главным  принципам   управления.

Принципы управления можно определить как  основные  правила,  вытекающие  из

объективных экономических  законов и закономерностей общественного  развития.

Ими  должны  руководствоваться  субъекты  (органы)  управления  в   процессе

управления конкретными  объектами. 
 

       1.3. Содержательные концепции мотивации 
 

       В основе содержательных  концепций   мотивации  находятся  потребности

человека, то есть ощущение нехватки чего-то, без чего он  ощущает  состояние

дискомфорта,  внутреннего  и  внешнего  неравновесия,  которое   он   желает

преодолеть. Потребности  могут быть  врожденными,  первичными  (естественного

происхождения)  и  приобретенными   (социальными).   К   первым   относятся,

например, потребности  в пище, воде, тепле; ко вторым — в  общении,  получении

знаний, самореализации.

       При  осознании  потребностей  у  человека   возникает   желание   их

 удовлетворить, а, следовательно, интерес к тому, что позволит это  сделать.

 Однако интерес  становится  мотивом  для   активных  действий  только  в   том

 случае, если  человек уверен в том, что  достичь желаемого ему по силам.

        Первым представителем содержательного подхода к концепции мотивации,

 основанного  на стремлении людей к удовлетворению  своих  потребностей,  стал

 уже известный  нам Ф. Тейлор, выступивший с  ее классическим вариантом. В  его

 основу он  положил научно обоснованную  систему норм расходования времени  на

 каждый вид  работ или выполнение тех или   иных  операций  —  так   называемых

 квот, ориентированных  на самых сильных, а главное,  сноровистых работников.

        Другим  вариантом  содержательного   подхода   к   мотивации   стала

  концепция  иерархии  потребностей  известного  американского  социолога  А.

  Маслоу, сформулированная  им в 1940 г. и уточненная впоследствии  психологом

  Г. Мурреем.

       К  первому  уровню   потребностей   Маслоу   отнес   физиологические,

удовлетворение  которых обеспечивает  человеку  элементарное  выживание  —  в

пище,  жилье,  отдыхе  и  пр.  Для  этого  необходим   минимальный   уровень

заработной платы  и сносные условия труда.

       Ко второму  уровню  были  причислены  потребности  в   безопасности  и

уверенности  в  будущем,  удовлетворяемые  с   помощью   заработной   платы,

превышающей  минимальный  уровень,   которая   уже   позволяет   приобретать

страховой полис, делать взносы в пенсионный фонд, а  также  через  работу  в

надежной организации, предоставляющей  сотрудникам  определенные  социальные

гарантии.

       На третьем уровне Маслоу поместил  социальные потребности в   поддержке

со стороны окружающих, признании заслуг человека, принадлежности к  той  или

иной общности. Для их удовлетворения  необходимо  его  участие  в  групповой

работе.

       Чётвертый уровень образуют потребности  в  самоутверждении,  признании

со стороны окружающих.

       Наконец, на пятую ступень   иерархии  Маслоу  поставил  потребности   в

самовыражении,   реализации   своих   потенциальных   возможностей,   причем

относительно независимо от  внешнего  признания.  Для  удовлетворения  таких

потребностей человек  должен иметь максимальную  свободу  творчества,  выбора

средств и методов  решения стоящих перед ним  задач.

       В концепции Маслоу имеется ряд слабых мест. Он не учитывал  влияния,

 которое оказывают  на потребности ситуационные  факторы; настаивал на жесткой

 последовательности  при переходе от одного  уровня  потребностей  к  другому

 только в  направлении снизу — вверх;  считал, что удовлетворение потребностей

 верхней группы  приводит к ослабеванию их  воздействия на мотивацию.

       Сравнительно новой концепцией  в  рамках  содержательного   подхода  к

мотивации считается  концепция ERG  К.Альдерфера.  Последний  также  выделяет

три группы потребностей. Во-первых, это потребности существования,  примерно

соответствующие  двум  нижним  группам  потребностей  пирамиды  Маслоу.  Во-

вторых, потребности  связи, нацеленные на поддержание  контактов,  признание,

самоутверждение, обретение поддержки, групповой безопасности,  охватывающие

третью,  а  также  частично  вторую  и  четвертую  ее  ступени.   В-третьих,

потребности  роста,  выражающиеся  в  стремлении  человека  к  признанию   и

самоутверждению, в основном эквивалентные  двум  верхним  ступеням  пирамиды

Маслоу.

       Еще  одной  концепцией  в   рамках  содержательного  подхода   является

двухфакторная модель Ф. Герцберга, разработанная им во второй половине 1950-

х  гг.  Автор  показал,  что  мотивацией  на  практике  служат   не   только

удовлетворенность, но  и  неудовлетворенность  тех  или  иных  потребностей.

Причем  нарастание  одной  и  убывание  другой   являются   самостоятельными

процессами, а поэтому  факторы,  влияющие  на  один  из  них,  совершенно  не

обязательно должны воздействовать на другой.

       Герцберг показал, что присутствие   мотивационных  факторов  оказывает

значительное стимулирующее  воздействие на  результативность  труда,  но  при

удовлетворении  соответствующих потребностей это  воздействие исчезает. 

         С "гигиеническими"  потребностями дело  обстоит наоборот  —   их

отсутствие  или  недостаточное  развитие  вызывает  у  людей   значительную

неудовлетворенность  работой   и   резко   снижает   стимулы   к   активной

деятельности,   однако   их  присутствие   еще   не   означает   появление

удовлетворенности, поскольку этим лишь создаются предпосылки  для нее. Таким

образом,  Герцберг  сделал  на  первый  взгляд  парадоксальный  вывод,  что

заработная плата  не относится к мотивирующим факторам. 

       Герцберг и другие сторонники данной концепции внесли важный  вклад в

понимание мотивации  и ее факторов. (Приложение № 2, таблица  № 1). 
 

       1.3.1. Понятие и виды мотивов 
 

       Мотивация представляет собой  процесс  создания  системы   условий  или

мотивов  (motif  —  фр.  побудительная  причина,  повод  к  тому  или  иному

действию), оказывающих  воздействие на поведение человека,  направляющих  его

в нужную для организации  сторону, регулирующих его  интенсивность,  границы,

побуждающих  проявлять  добросовестность,  настойчивость,  старательность  в

деле достижения целей.

       Мотивы могут  быть  внутренними   и  внешними;  последние   обусловлены

стремлением человека обладать  какими-то  не  принадлежащими  ему  объектами

или, наоборот —  избежать  такого  обладания.  Внутренние  мотивы  связаны  с

получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта,  который  он

желает сохранить,  или  неудобствами,  которые  приносит  обладание  им,  а,

следовательно, стремлением  от него избавиться. Например,  интересная  работа

приносит человеку наслаждение и он зачастую готов  трудиться почти  даром;  в

противоположном  случае  он  согласен  на  все,  лишь  бы  от  этой   работы

избавиться.

       Мотивы, формирующиеся у человека  под воздействием множества внешних и

внутренних, субъективных и объективных факторов, "включаются"  под  влиянием

стимулов  (stimulus  —  лат.  заостренная  палка,  которой  в  древнем  Риме

погоняли  животных).  В  качестве  стимулов  могут  выступать   материальные

предметы, действия других людей, предоставляющиеся возможности,  надежды и

пр.

       По содержанию стимулы могут  быть экономическими и неэкономическими. В

свою очередь  последние  делятся  на  организационные  и  моральные.  Однако

четкой грани  между ними не существует; на практике  они  тесно  переплетены,

обусловливают друг друга, а зачастую взаимопереходящи,  так  что  их  просто

невозможно разделить. Например, повышение в  должности  и  связанное  с  ним

денежное вознаграждение дают возможность  приобретения не  только  каких-то

дополнительных  материальных благ, но известности, уважения, почета.

       Применение по отношению к  человеку стимулов для  воздействия   на  его

усилия,  старания,  настойчивость,  добросовестность,  целеустремленность  в

деле решения задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих

мотивов, называется стимулированием.

       Концепция стимулирования основывается  на  том,  что  любые  действия

подчиненного  должны  иметь  для  него  положительные,   отрицательные   или

нейтральные последствия, в зависимости от того, как он выполняет  порученную

работу.  Стремясь  избежать  отрицательных  последствий,   наступающих   при

отклонении от заданных параметров, устраивающих организацию,  или  заслужить

поощрение, он сохраняет  стабильность поведения или изменяет его в  требуемую

сторону.

       Соотношение  различных  мотивов,  обусловливающих  поведение   людей,

образует его  мотивационную  структуру,  являющуюся  достаточно  стабильной,

хотя и поддающейся  целенаправленному  формированию,  например,  в  процессе

воспитания. У каждого  человека  мотивационная  структура  индивидуальна  и

обусловливается множеством  факторов:  уровнем  благосостояния,  социальным

статусом,  квалификацией,  должностью,  ценностными  ориентациями   и   пр.

Проиллюстрируем  это  положение  данными  из   таблицы,   составленной   С.

Виккерстафом и  В. Герчиковым, в которой приводятся сведения о  предпочтении

тех или иных форм мотивации различными категориями  работников управления.

        Исследования  показали,  что  при  условии  обладания   достаточными

 средствами 20% людей не желают работать ни  при  каких  обстоятельствах.  Из

 остальных 36% готовы  работать  в  случае  интересной  работы;  36%  —чтобы

 избежать скуки  и одиночества; 14%  —  из-за  боязни  потерять  себя;  9%  —

 потому, что  работа приносит радость.

Информация о работе Социальная ответственность и этика управления в торговле