Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 11:55, курсовая работа
Главной целью проделанной работы является изучение социальной
ответственности и этики управления в торговле. Изучение данного вопроса
имеет большую роль в жизни общества в целом, так как соблюдение этических и
социальных норм ведет к улучшению и сонации торговых отношений. В настоящее
время существует много магазинов, уровень обслуживания в которых оставляет
желать лучшего, но на ряду с ними есть и магазины (так называемые
супермаркеты), где отношение к потенциальному покупателю достаточно
доброжелательное и соблюдаются этические нормы поведения, то есть –
«покупатель всегда прав!». Но помимо этого положительного момента остается
еще очень много отрицательного – все негативное надо менять.
Введение 2
1. Методологические основы менеджмента 3
1.1. Сущность менеджмента 3-4
1.2. Научные подходы и принципы менеджмента 4-5
1.3. Содержательные концепции мотивации 5-7
1.3.1. Понятие и виды мотивов 7-9
1.3.2. Экономические мотивы деятельности людей 9-10
2. Управление коллективом 11
2.1. Функции и обязанности руководителя 11-12
2.1.2. Качества руководителя 12-15
2.2. Подчиненные и их обязанности 15-18
2.3. Влияние и власть 18-20
2.4. Пути повышения эффективности использования рабочего времени
20-21
2.4.1. Диагностика рабочего времени 21-24
2.4.2. Нормирование времени исполнителей 24-25
3. Социальная ответственность и этика управления 26
3.1. Делегирование полномочий 26-28
3.2. Культура речи 28-29
3.3. Стиль переговоров 29-30
3.3.1. Деловые отношения 30
3.4. Понятие "деловой этики" 30-31
3.4.1. Этика и современное управление 31-34
3.4.2. Условия формирования цивилизованной этики 34-35
Заключение 36
Приложения 37-39
Список литературы 40
руководители-плановики, создающие, исходя из текущих реалий, планы и
программы развития с "дозированным" риском, а также руководители-
администраторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями,
организаторскую, координирующую, контролирующую деятельность с помощью
приказов, поощрения и наказаний.
В зависимости от уровня в управленческой иерархии можно выделить три
типа руководителей:
высшего, среднего и низшего звена.
2.1.2. Качества руководителя
В работе руководителя много привлекательного. Она предоставляет
широкие возможности для развития личности, престижна, придает человеку
достоинство, приносит уважение окружающих, наконец, просто захватывающа и
увлекательна, так как предполагает решение сложных проблем часто в
неопределенных или критических ситуациях и в самые сжатые сроки.
Для этого руководителю, особенно
крупной организации,
выполнять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности,
часто бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми –
подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями,
акционерами и т.п., к каждому из которых, чтобы добиться успеха, необходимо
подобрать свой "ключ".
Основная его задача состоит не в том, чтобы делать ту или иную
работу самому,
а в том, чтобы, изучив
организовать
ее выполнении силами
их действия, вознаградить отличившихся. Понятно, что попытка совместить все
это с исполнительской деятельностью большей частью обречена на провал.
Выполняя свои обязанности,
социальной роли, характер которой с развитием общества меняется. В тот
период, когда работники в большинстве своем представляли серую безликую
массу, обладали низким уровнем образования и универсальными навыками, все
время находились под страхом увольнения, ибо за воротами предприятия
находилась
толпа жаждущих занять их
постоянной
готовности взбунтоваться из-
труда, от руководители требовалось быть беспощадным диктатором, управляющим
персоналом при помощи голого принуждения.
С ростом образования и
себя как личностей роль диктатора перестала отвечать реальным потребностям
практики управлений, В этих условиях у руководителя появилась новая роль —
отца семейства, не только отдающего распоряжения, наказывающего или
вознаграждающего,
но и создающего благоприятный морально-
климат, разрешающего
межличностный конфликты
подчиненных на работе, а порой и в повседневной жизни.
Современная научно-
и характер производства. Технологические и социальные процессы стали
чрезвычайно сложными, а знания и квалификация исполнителей, их
независимость настолько возросли, что руководитель уже не в состоянии
единолично управлять всем. При таких обстоятельствах вновь меняется его
роль — он становится организатором самостоятельной работы подчиненных,
объединенных в команды, о которых уже шла речь выше. Диктаторские замашки и
патернализм в данной ситуации практически исключены, ибо первому среди
равных ими пользоваться недопустимо, а их место занимает деловое
сотрудничество и консультирование.
По мнению известного
Г.Минцбереа, такой руководитель выполняет в рамках своей повседневной
деятельности следующие управленческие функции: межличностные (символ
власти; лидер, увлекающий сотрудников на достижение целей; связник в
команде управленцев); информационные (''нервный центр", концентрирующий
информацию и распространяющий ее среди подчиненных; "представитель",
передающий информацию во внешний мир); решающие ("предприниматель",
планирующий и начинающий изменения в организации; "ликвидатор нарушений",
корректирующий ее деятельность в нестандартных ситуациях; "распределитель
ресурсов" и "посредник").
По своей ориентированности на определенный характер действий
руководители делятся на активных и пассивных. Основная цель пассивных
состоит в сохранении любой ценой своих позиций в организации традиций,
дополнительно гарантирующих стабильность. В противоположность им активные
руководители стремятся к расширению сферы своего влияния как для получения
еще большей власти, так и ради совершенствования организации и достижения
общего блага.
По способам действия
на дне группы. Одни, получившие в западной управленческой литературе
название мастеров, пытаются сохранить свое положений путем тотального
контроля за подчиненными, действий по схеме, требования от исполнителей
безраздельного подчинения, пресечения критики в свой адрес, препятствия
коммуникациям, отказа от нововведений и любого риска, словом, всего того,
что может это положение поколебать и вскрыть их некомпетентность.
Другие, именуемые "людьми компании", создают впечатление бурной
деятельности и занятости проблемами организации и стараются убедить
окружающих в своей незаменимости. На самом деле они лишь "скользят по
поверхности" давая советы общего плана и не вмешиваясь в реальные процессы.
Пассивные руководители обоих типов ставят на первое место свои
собственные интересы, безразличны к нуждам организации в целом и каждого ее
члена в отдельности, иными словами, оказываются ориентированными на себя.
Также на себя ориентированы представители двух из трех основных типов
активных руководителей, Первый тип получил условное название "борцы с
джунглями". Эти люди стремятся к безраздельной власти и воюют против всех,
считая их, если не реальными, то потенциальными врагами, и используют в
этой войне своих подчиненных, "устилая" ими путь к своему торжеству. В
зависимости от используемых при этом методов они делятся на две
разновидности; "львов", действующих в открытую, и "лис" в основном
занимающихся интригами.
Второй тип ориентированных на себя активных руководителей — "игроки".
Для них основной интерес представляет не столько сама должность как
таковая, сколько процесс ее получения. Поэтому они активно участвуют в
различных кампаниях, довольствуются сиюминутными победами, добиваясь их
любой ценой, плохо справляются с реальными делами и на практике больше
разрушают, чем создают, и с реальными делами справляются плохо.
К третьему, ориентированному на организацию, типу активных
руководителей относятся так называемые "открытые", стремящиеся к власти
ради преобразований в интересах общего блага. Обычно это
высоконравственные, зрелые профессионалы.
Они строят свой видение
соответствии с
реальными потребностями
власть и интересах других, считаются с критикой, стимулируют у подчиненных
творческий подход к делу и своим обязанностям, поощряют всесторонние
контакты.
Качества, присущие таким руководителям, большинство специалистов
разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые.
К профессиональным качествам относят те, которые характеризуют любого
грамотного специалиста и обладание которыми служит лишь необходимой
предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя. Такими качествами
являются:
- компетентность в
образования и производственного опыта;
- широта взглядов, базирующаяся на общей эрудиции и глубоком знании
как своей, так и смежных сфер деятельности;
- стремление к приобретению
самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей
действительности;
- поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их
обучение;
- умение планировать свою работу.
Личные качества руководителя
также мало чем должны
качеств других работников, желающих чтобы их уважали и с ними считались,
поэтому обладание ими тоже всего лишь предпосылка успешного руководства.
Здесь можно упомянуть:
- высокие моральные стандарты;
- физические и психологическое здоровье;
- высокий уровень внутренней культуры;
- отзывчивость, заботливость, благожелательное отношений к людям;
- оптимизм, уверенность в себе.
Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные,
а деловые качества, к которым необходимо отнести:
- умение создать организацию,
обеспечить ее деятельность
необходимым, поставить и распределить среди исполнителей задачи, обеспечить
их деятельность всем необходимым, координировать и контролировать ее
осуществление;
- доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной
независимости, к
лидерству в любых
завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля,
бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
- контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей,
убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
- инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро
выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко
Информация о работе Социальная ответственность и этика управления в торговле