Вторая
позиция, наиболее привлекательная
для образовательной системы, связана
с расширением экономических
возможностей для развития той или
иной ее части. В этом случае «внеобразовательные»
субъекты интеракций рассматриваются
как спонсоры, меценаты, бесправные попечители.
Тот характер отношений, который в подавляющем
большинстве имеет место в российском
образовании, с трудом позволяет назвать
такие отношения партнерскими, т.к. они
реализуются с серьезными нарушениями
всех принципов партнерства. Такие отношения,
по большому счету, не могут быть отнесены
ни к коммерческому партнерству (т.к. образование
чаще всего только «потребляет» ресурсы
партнера), ни к социальному, т.к. процесс
договаривания и согласования некоммерческих
интересов нередко отсутствует, либо носит
односторонний характер. Тем не менее,
заинтересованность образовательной
системы в таком партнерстве все же вынуждает
представителей системы образования входить
в договорный процесс, учиться ему, придавать
партнерству цивилизованные формы.
Широта
социальных взаимодействий и партнерских
отношений в образовании не позволяет
ограничиться только одним каким-либо
классификационным признаком для
выделения групп участников взаимодействия.
По содержанию деятельности и исполняемой
роли во взаимодействии и партнерстве
можно выделить несколько категорий: благополучатели
(бенефициарии), стейкхолдеры. Последние,
в свою очередь, дифференцируются на создателей,
распространителей и потребителей образовательных
услуг. Стейкхолдеры могут выступать и
в роли благополучателей при определенных
условиях. Создатели – это категория стейкхолдеров,
заинтересованных в решениях о разработке
и построении образовательного процесса,
подготовке необходимого персонала и
создании материально-технической базы.
Распространители – эта группа сосредоточена
на вопросе об уровне принятия решений,
связанных с распространением образовательных
услуг. Пользователи – эта группа заинтересованных
сторон озабочена тем, какое практическое
применение могут найти результаты образования.
Очевидно, что отдельные лица могут одновременно
выступать в нескольких группах стейкхолдеров
(будучи одновременно родителем, преподавателем,
работодателем). Большинство потребителей
образовательных услуг входят одновременно
и в число бенефициариев.[12]
По
принадлежности к образовательной
среде участников взаимодействия разделяют
на внутренних и внешних (внутрисистемных
и внесистемных) субъектов. К первым, безусловно,
относятся все органы управления образованием
(всех уровней); государственные и негосударственные
образовательные учреждения (дошкольного,
среднего, высшего, профессионального
образования); коллективы и отдельные
представители работников образования,
профсоюзы; воспитанники, учащиеся, студенты,
слушатели; родители, представляющие интересы
несовершеннолетних обучающихся. К внешним
участникам относятся те, кто не имеет
формального, юридического отношения
к образовательной системе: государственные
органы власти вообще, предприятия, общественные
организации, частные лица.[13]
По
степени заинтересованности в результатах
деятельности образовательной системы
различаются непосредственно вовлеченные
в образовательные процессы, прямо
и косвенно заинтересованные в результатах
образования (или отдельных его
компонентах) субъекты. К первой группе
относятся: а) руководство, коллективы,
отдельные представители педагогического,
преподавательского состава образовательных
учреждений, б) обучающиеся и воспитанники
системы образования, в) родители несовершеннолетних
обучающихся, представляющие их образовательные
интересы. К прямо заинтересованным субъектам,
кроме названных выше, нужно также отнести
потенциальных работодателей выпускников
образовательных учреждений, например:
учреждения здравоохранения напрямую
заинтересованы в результатах образовательной
деятельности медицинских вузов, колледжей,
училищ; кадровое обеспечение бизнес-структур
зависит от результатов экономического
образования.[11]
К
этой же группе относятся предприятия,
«обслуживающие» образовательную
сферу; далее – органы управления
образованием, непосредственно не участвующие
в образовательных процессах, но
напрямую заинтересованные в результатах
системы. К субъектам, косвенно заинтересованным
в результатах образовательной
системы, можно отнести практически
любую группу и отдельных людей
нашего общества, т.к. все население
любой страны в той или иной
мере зависит от деятельности системы
образования.
Принадлежность
каких-либо субъектов образовательной
системы к той или иной классификационной
группе не исключает одновременное
их пребывание и в другой, т.к. классификационные
признаки не являются взаимоисключающими,
т.е. один и тот же участник может
занимать несколько позиций во взаимодействии
и партнерских отношениях.[12]
Партнерство
в образовательной системе представляет
собой сложную по содержанию деятельности
и составу участников совокупность
отношений по поводу позиционирования,
реализации интересов, связанных с
образовательной сферой, и имеющую
в качестве основной цели обеспечение
сотрудничества работодателей, работников
системы образования, органов управления
образованием и государственной
власти, российского общества для
ограничения оппортунистического
поведения всех сторон, снижения издержек
развития образовательной системы,
адекватного государственным потребностям
и общественным ожиданиям, формирования
гражданской активности и ответственности
при решении возникающих проблем.
Так
можно выделить ряд общих проблем, факторов,
затрудняющих практическую реализацию
принципа государственно-общественного
управления в российском образовании.
К их числу относятся следующие:
- Правовые.
Несмотря на появившиеся в последнее время
законы и нормативные акты на федеральном
уровне, декларирующие необходимость
создания системы государственно-общественного
управления, большинство практиков отмечает,
что единой законодательной и нормативно-правовой
базы, регламентирующей механизмы, способы,
полномочия общественности, в управлении
образованием нет;
- Научные и
методологические. Современные научные
исследования, связанные с изучением проблем
управления образованием, продолжают
наращивать результаты по вопросам государственной
системы управления, а двухсубъектная
система управления образованием такого
мощного методологического развития не
получила. Кроме того, ценностные и культурные
основания вовлечения общественности
в управление остались также мало исследованными;
- Кадровые.
Имеется в виду низкая профессиональная
компетентность работников образования
в области управленческих технологий.
Эта ситуация усугубляется тем, что профессиональное
обучение и подготовка управленческих
кадров является предметом деятельности
самой системы образования, т.е. весь научный,
методологический и культурный негатив
репродуцируется внутри системы, передаваясь
новым поколениям руководителей системы
образования;
- Культурные.
С одной стороны, авторитарность управления
образованием и ее руководителей представляет
собой серьезный барьер для открытого
диалога, вообще, а с «внесистемной» общественностью
в особенности. Вне договорного пространства
взаимодействие, а тем более соуправление,
широких партнеров представляется практически
невероятным. А с другой – фактическая
правовая безграмотность неорганизованных
партнеров от «внесистемной» общественности
делает второго партнера (негосударственного)
в управлении образованием второстепенной
фигурой, и говорить о его субъектности
можно с большой условностью;
- Экономические.
В системе управления образованием совершенно
не разработаны механизмы материального
стимулирования демократизации управления
путем вовлечения общества в эти процессы.
Проблема, конечно, выходит за пределы
образовательной сферы, т.к. нет законных
экономических стимулов (как, например,
налоговых льгот, принятых в других странах)
и для активизации «необразовательных»
партнеров в процессах соуправления с
государственными структурами. Эта причина
является одновременно и следствием, и
причиной предыдущего фактора, т.к. препятствует
«добровольной» передаче части полномочий
от руководителей системы образования
к общественной составляющей, не позиционирует
экономическую выгоду социально-ответственного
бизнеса для деловых партнеров.
Основополагающими
принципами государственно-общественного
управления образованием, позволяющими
катализировать развитие системы в целом
и отдельных ее составляющих являются:
- независимость
государственного и общественного компонента
в управлении образованием;
- законность,
означающая соблюдение законов и других
правовых актов обеими составляющими
управления, правовую обоснованность
притязаний обоих субъектов управления;
- согласованность
распределения полномочий и сфер ответственности
на каждом уровне управления и этапе деятельности
и развития путем договорных соглашений
между всеми участниками управления, цивилизованного
разрешения конфликтов;
- скалярность
целеполагания, означающая согласование
общей цели и согласованные действия партнеров
по ее достижению, конкретные цели и задачи
партнеров должны приводить к общему результату
оптимальным путем за счет комплексного
использования экономических, кадровых,
организационных и иных ресурсов государства
и общества;
В
управлении российским образованием явно
выделяются четыре уровня управления:
федеральный, региональный, муниципальный
и уровень образовательного учреждения.[13]
Четкое
распределение функционала, полномочий,
сфер ответственности определяется
для государственной ветви управления
образованием на всех уровнях, закрепляется
Законом «Об образовании РФ»,
Уставами субъектов Федерации, муниципальных
образований, образовательных учреждений,
другими нормативными документами.
В системе общего образования
представлены все четыре уровня управления,
в других подсистемах образования
могут быть пропущены муниципальный
и даже региональный уровень.
Таким
образом, подавляющее большинство представителей
общественности в структуре управления
образованием главную ценность своего
партнерства в управлении видят в формировании
таких условий, которые бы позволяли получать
результаты образования, адекватные социальным
ожиданиям и потребностям, именно для
таких целей общественность готова осуществить
аккумулирование доступных ресурсов.
В этом смысле значение названного явления
представляется в более широкой социальной
рамке, включая общие процессы демократизации
российского общества. Представители
государственной составляющей в управлении
образованием в партнерстве с общественностью
продолжают придерживаться корпоративистских
ценностей, нередко противоречащих не
только социально целесообразному развитию
образовательной системы, но и общегуманистическим
ценностям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
заключении исследования можно сделать
следующие выводы:
- Под системой
управления мы понимаем, прежде всего,
единство субъекта и объекта управления,
которое достигается в результате не только
саморегулирования в сложных социальных
системах, но и целенаправленного воздействия
объекта управления на субъект. Качество
этого воздействия, прежде всего, зависит
от: управленческих и организационных
отношений, от содержания управленческой
и организационной деятельности, в которой
они реализуются; от целесообразности
действий субъекта управления, его главных
составляющих, которые осуществляют управленческую
и организационную работу, принимают управленческие
решения и добиваются того или иного управленческого
результата.
- К законам
управления относятся наиболее общие,
существенные и необходимые связи, которые
изучаются наукой управления. К ним относятся
законы необходимого разнообразия, интеграции
и специализации управления, приоритетности
социальных целей, возрастания субъективности
и интеллектуальности управления, доминирования
глобальной цели системы, развития самодеятельной
активности каждой подструктуры. На основе
познания и использования законов управления
формируются принципы управленческой
деятельности как руководящие идеи, исходные
положения, позволяющие формировать систему
управления и подбирать совокупность
методов, необходимых для достижения поставленных
целей.
- Социальное
управление включает два основных подкласса
- управление индивидуальной деятельностью
человека и управление коллективной деятельностью
людей. Важнейшими видами социального
управления являются административно-государственное
(политическое) управление, управление
социально-культурной сферой (духовным
производством), управление материальным
производством. В наиболее общем виде
процесс социального управления можно
разделить на две составные, взаимообусловленные
и взаимосвязанные части: административную,
областью которой является разработка
и определение политики, и собственно
управленческую. Связующее звено между
двумя частями единого процесса социального
управления - непосредственное руководство
людьми, обеспечивающее, с одной стороны,
разработку и постановку задач, а с другой
- их принятие и выполнение. В таком понимании
менеджмент выступает как объединяющее
понятие всего социального управления,
включая его составные части, уровни и
звенья.
- Организационные
отношения в системе управленческих отношений
приобретают особую значимость. Являясь
их органической частью, они пронизывают
все управленческие отношения и управленческую
деятельность от целеполагания до осуществления
социального контроля, оценки эффективности
управления и осуществления регулирующих
и корригирующих воздействий. Особое место
в системе организационной деятельности
занимают социальные организации (формальные
и неформальные), значение которых постоянно
возрастает.
- Завершающим
этапом формирования законодательной
базы образования следует рассматривать
разработку и принятие Образовательного
кодекса Российской Федерации путем кодифицирования
федеральных законов, в той или иной степени
осуществляющих правовое регулирование
отношений в области образования. Одновременно
следует учитывать, что тщательная проработка,
широкое обсуждение законопроектов в
области образования обусловлены и тем,
что общие вопросы образования отнесены
к вопросам совместного ведения.
- Подавляющее
большинство представителей общественности
в структуре управления образованием
главную ценность своего партнерства
в управлении видят в формировании таких
условий, которые бы позволяли получать
результаты образования, адекватные социальным
ожиданиям и потребностям, именно для
таких целей общественность готова осуществить
аккумулирование доступных ресурсов.
В этом смысле значение названного явления
представляется в более широкой социальной
рамке, включая общие процессы демократизации
российского общества. Представители
государственной составляющей в управлении
образованием в партнерстве с общественностью
продолжают придерживаться корпоративистских
ценностей, нередко противоречащих не
только социально целесообразному развитию
образовательной системы, но и общегуманистическим
ценностям.