Система социального управления: пути совершенствования

Автор: U*********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы социального управления и путей ее совершенствования в сфере образования.
Задачи:
характеристика сущности и содержания системы социального управления.
изучение законов и принципов социального управления.
исследование социального управления как системы.
характеристика понятия и сущности организационной деятельности.

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………5
1.1. Сущность и содержание системы социального управления………………5
1.2. Законы и принципы социального управления…………………………….11
1.3. Социальное управление как система……………………………………....17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ..24
2.1. Понятие и сущность организационной деятельности……………………24
2.2. Пути совершенствования системы социального управления в сфере образования посредством законодательной базы……………………………..30
2.3. Социальные взаимодействия как базовый элемент организационной деятельности в развитии российского образования………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

Система социального управления пути совершенствования.docx

— 81.92 Кб (Скачать)

     Организационная деятельность - исключительно важный вид управленческого труда, важнейшая функция управления. Однако нет оснований сводить к организации всю управленческую работу, куда входит и целеполагание, выработка общественной доктрины и стратегий развития, что во многом определяет содержание самого организационного труда.[6]

     Организационная деятельность в современных условиях невозможна без создания социальных организаций. Различаются две формы организации - формальная и неформальная, соответственно и два типа организаций.

Первый  из них основан на административных принципах, определении рабочих мест, функциональных обязанностей, прав и полномочий.

     Общие принципы таких организаций:

1) общая  институциональная цель деятельности;

2) устойчивые  нормативные связи между членами  организации, установленные правила,  порядок взаимодействий, сложившаяся  организационная структура;

3) взаимодействие  с внешней средой;

4) использование  ресурсов для достижения целей.

     Организационная структура характеризуется разделением  труда, специализированностью подразделений, иерархичностью и упорядочен-ностью использования ресурсов.[5]

     К числу ресурсов формальной организации  относятся труд, оборудование, денежные средства, земля, капитал и человеческий  ресурс. Неформальная оргструктура складывается исходя из принципов эргономики. По эргономике, основной закон построения оргструктуры - закон обязательного соответствия прав, полномочий, ответственности, личных и профессиональных качеств работника содержанию выполняемых функций. Законы и принципы оргструктуры незыблемы, но в нее приходит личность, творческий исполнитель соответствующих функций, носитель прав, полномочий, ответственности, который реализует их на основе профессиональных знаний законов  и  принципов управления и  своих, индивидуальных свойств (воли, характера, физического и нравственного здоровья, интеллектуальных способностей, памяти и т. п.).

     Неформальная  организационная структура может при определенных условиях потеснить формальную.

     Сегодня ученые считают, что знание и понимание  человека, возможностей его поведения  в организации - важнейший элемент современной управленческой и организационной культуры, суть менеджерской революции. Поэтому в науке разрабатываются технологии построения сильных социальных организаций, включающих формальные и неформальные структуры.[6]

     Особое  значение приобретают задачи обучения менеджеров теории и практике поведения  человека в организации, пониманию  законов раскрытия творческого потенциала людей, самоменеджмента, культуры человеческого общения и т. п. Возникает социальная отрасль знания, занимающаяся разработкой технологий не только обучения менеджеров, но и выдвижения в их ряды наиболее талантливых и одаренных людей. В разных странах существуют различные системы: специальные средние и высшие школы управления, частные и государственные лицеи, колледжи, отбирающие и формирующие новый тип предпринимателя, который резервируется из «золотого фонда» нации. Управление становится самостоятельной и самой трудной профессией, где особенно ценятся такие черты личности, как творческий склад ума, способность стратегически мыслить, объединять энергию многих, склонность к инновациям и т. п.

     Управленцы  изучают принципы и технологии проектирования «успешных организаций», которые способны обеспечить ее эффективное функционирование и развитие в жесткой конкурентной среде.[7]

     К их числу относятся:

а) технологии разработки стратегий организаций  и долгосрочного ориентирования во внешней среде;

б) выдвижение и реализация социальных целей.

     Организационная стратегия все в большей мере направлена на то, чтобы сокращать  средства сильных административных воздействий, запретительных механизмов и постепенно расширять зону использования внутренних сил самой организации (традиций, законов, ценностей), мотивации трудом и т. п.

     В каждой крупной организации становятся нормой управления разработка приоритетной стратегии ее социального развития, утверждение социального проекта, исследование главных социальных ресурсов и разработка пакета социальных технологий, направленных на своевременное разрешение возникающих конфликтов, развитие персонала управления и постоянное инновирование целей организации. Для достижения этих целей организации используются как собственные научные подразделения, так и возможности различных научных центров, отдельных ученых, которые профессионально занимаются вопросами управленческого консуль-тирования, оптимизации управленческой деятельности управленцев.[7]

     Организационная культура и управленческий интеллект  как общества в целом, так и  каждой его подсистемы - важнейшее условие выхода из кризисных ситуаций. В организационной деятельности работники управления, органы управления, социальные организации вступают в особого рода отношения - организационные, выполняют важную часть управленческой работы, без которой не может быть принято и реализовано управленческое решение. Организационные отношения разделяются на регулирующие субординационные, координационные, контрольные.

     Сохранить и поддержать, усовершенствовать  и развить состояние упорядоченности, организационности самой системы управления составляет сущность важнейшей функции управления функции регулирования, а действия человека, его операции по выполнению этой функции - это основной вид управленческого труда: труд по регулированию системы.[8]

     Отношения субординации представляют собой систему  связи между руководителями и  подчиненными. Они разделяются на линейные и функциональные. При линейном виде связи осуществляется исполнение (распорядительство - подчинение).

Такая связь характерна для вышестоящих  и нижестоящих руководителей  и органов управления. Линейная форма  характеризуется выполнением указаний только своего руководителя.[7]

     Функциональная  форма организационных отношений осуществляется на основе специализации организационных работ, выполняемых на основе указаний квалифицированных специалистов. При этой форме отношения руководства и подчинения строятся по определенным группам проблем, требующих при их решении специальных знаний.

     При этой системе отношений решения  принимаются либо линейным руководителем  на основе рекомендаций специалистов (при линейно-штабной организационно-структурной структуре органа), либо функциональным руководителем (при линейно-функционально-организационной структуре органа управления).

     Организационная структура органов управления хорошо представлена в управленческой литературе. Организационные отношения координации направлены на согласование действий разных органов управления, работников, сопоставление целей и задач разных уровней, ресурсов, форм и методов деятельности, взаимное приспособление для достижения главных целей. Профессиональное развитие, обучение и продвижение кадров, мотивация к деятельности, проявление лидерских качеств возможно только в благоприятной системе управленческих и организационных отношений, в которые входит каждый управленец, создавая тот или иной орган управления, принимая то или иное управленческое решение. Поэтому построить или спроектировать оптимальную структуру управления, постоянно ее совершенствовать невозможно без понимания объектно-субъектного характера отношений в системе управления. Важно совершенствовать саму организационную среду, создавать прогрессивные социальные организации и включать в них людей, профессионально грамотных и имеющих инновационные установки. Необходима целая система работы не только по построению оргструктур, уточнению функциональных обязанностей, прав, полномочий, ответственности, с чего и начинается любая управленческая деятельность, но и по развитию творческого самоуправления личности на профессиональной основе. В этой связи управление всегда выступает не только как наука, но и как искусство применения знаний в конкретной управленческой ситуации с учетом не только профессиональных, но и личностных качеств руководителя. Последние в своем единстве определяют стиль управления. Поэтому формирование современного типа руководителя и соответствующего времени стиля управления - одна из важнейших проблем сегодняшней теории и практики управления, развития и совершенствования системы управления.

     Эти задачи решаются в органическом единстве совершенствования как самих управленческих отношений, так и профессионально-личностного развития руководителя. Термин кадры означает основной, постоянный (штатный) состав работников организации, которые образуют органы управления. К ним относятся, прежде всего, профессиональные работники этих органов и организаций. Их формированием (подбором и приемом на работу), оптимизацией численного состава, профессиональным обучением, планированием и развитием карьеры, подготовкой резерва руководителей, оценкой работы, аттестацией и т. п. специально занимаются такие отрасли управленческой науки, как управление персоналом и кадровая политика.

     Обществу для его нормального функционирования нужна системная целостность управления, как бы оно ни было децентрализовано, деконцентрировано, переведено в режим самоуправления, подкреплено свободой. Поэтому формирование управленческой элиты, на наш взгляд, есть важнейшее средство выхода из кризиса управления, в котором оказалось российское общество во многом по причине отсталости его управленческой элиты от требований современной эпохи.[8]

     Таким образом, организационные отношения в системе управленческих отношений приобретают особую значимость. Являясь их органической частью, они пронизывают все управленческие отношения и управленческую деятельность от целеполагания до осуществления социального контроля, оценки эффективности управления и осуществления регулирующих и корригирующих воздействий. Особое место в системе организационной деятельности занимают социальные организации (формальные и неформальные), значение которых постоянно возрастает. 
 

2.2. Пути  совершенствования системы социального  управления в сфере образования  посредством законодательной базы 

     Вопрос  об интенсификации работ по совершенствованию  законодательной базы образования  все чаще поднимается в российском обществе. Во многом это объясняется  изменениями в отношении общества к образованию, причем эти изменения  в последние годы носят достаточно динамичный характер.

     Сегодня мы наблюдаем значительный рост заинтересованности граждан в получении образования. Так, проведенные исследования показывают, что в последние годы резко  увеличилась ориентация выпускников  школ на высшее образование: уже около 90 процентов из них хотят получить высшее профессиональное образование.[9]

     Вторым  примером может служить бурное развитие платного образования в системе  высшего профессионального образования. Практически весь рост числа студентов обеспечен именно за счет увеличения числа студентов, обучающихся на платной основе.

     Рассматривая  эти примеры очевидно следует говорить как минимум о двух аспектах: о возрастающей потребности граждан в получении высшего образования и о том, что государство не создает условий для полного удовлетворения этих потребностей граждан на бесплатной основе. Кроме того, все рельефнее обозначается проблема неравного доступа к высшему образованию, что стало возможным в результате несовершенства законодательства.

     Законов прямого действия в области образования, по существу, в Российской Федерации  до 1992 года не было.

     В девяностых годах нормативно-правовая база образования получила серьезное  как качественное, так и количественное развитие. Основу правового регулирования  отношений в области образования  на федеральном уровне в настоящее время составляют соответствующие положения Конституции Российской Федерации и ряд федеральных законов.

     Конституционное право граждан на образование  в Российской Федерации зафиксировано  в статье 43 Конституции Российской Федерации.

     В январе 1996 года вступила в действие новая редакция Закона РФ «Об образовании».[10] Условно этот Закон называют базовым, так как изначально планировалось по его концептуальным нормам развернуть законы для каждого из уровней образования (о высшем образовании, о среднем профессиональном образовании, об общем образовании, о дополнительном образовании и т.д.). По этой логике сейчас и осуществляется развитие образовательного права. Так, в августе 1996 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Ведется разработка законопроектов по некоторым другим уровням образования.

     Одновременно  были разработаны и вступили в  действие:

  • Федеральный закон «О выплате пенсии за выслугу лет работникам образования, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях образования для детей» (вступил в действие в декабре 1995 года);
  • Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» (вступил в действие в апреле 1995 г);
  • Федеральный закон «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования»;
  • Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию»;

Информация о работе Система социального управления: пути совершенствования