Система социального управления: пути совершенствования

Автор: U*********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы социального управления и путей ее совершенствования в сфере образования.
Задачи:
характеристика сущности и содержания системы социального управления.
изучение законов и принципов социального управления.
исследование социального управления как системы.
характеристика понятия и сущности организационной деятельности.

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………5
1.1. Сущность и содержание системы социального управления………………5
1.2. Законы и принципы социального управления…………………………….11
1.3. Социальное управление как система……………………………………....17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ..24
2.1. Понятие и сущность организационной деятельности……………………24
2.2. Пути совершенствования системы социального управления в сфере образования посредством законодательной базы……………………………..30
2.3. Социальные взаимодействия как базовый элемент организационной деятельности в развитии российского образования………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

Система социального управления пути совершенствования.docx

— 81.92 Кб (Скачать)

     Социальные  ресурсы имеют ряд особенностей, что принципиально отличает их, например, от природных. Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы, а социальные практически нет. Так, управленческие, организационные, научные ресурсы могут существовать как угодно долго, независимо от того, используем мы их или нет. Во-вторых, это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. В процессе своего использования они имеют тенденцию не к уничтожению, а к увеличению. В-третьих, если природные ресурсы можно хранить продолжительное время, то социальные начинают деградировать и обесцениваться в результате своей невостребованности. В-четвертых, в отношении социальных ресурсов критерии «достаточности - недостаточности» являются более сложными и пока не до конца разработаны. В-пятых, они обладают не только большим многообразием, но и взаимозаменяемостью.[3]

     Все объекты управленческих воздействий в той или иной мере являются и их субъектами.

     Следует отметить как общую закономерность непрерывное усложнение объекта  управления, связанное с тем, что  общественные процессы становятся все  более динамичными, сложными, нелинейными  и потому все в меньшей мере поддаются адекватному узнаванию, что предъявляет все более высокие требования к отношениям управления внутри управляющей системы.

      Отношения социального управления подразделяются на:

— отраслевые, региональные, межотраслевые, межрегиональные, территориально-отраслевые;

— внешние (отношения с окружающей средой) и внутренние (отношения взаимодействия элементов систем);

— межсистемные, межличностные и смешанные, а  также коллективные и индивидуальные;

— временные  и постоянные, непосредственные и  косвенные;

— линейные, функциональные и смешанные.

     Итак, под системой управления мы понимаем, прежде всего, единство субъекта и объекта  управления, которое достигается  в результате не только саморегулирования  в сложных социальных системах, но и целенаправленного воздействия  объекта управления на субъект. Качество этого воздействия, прежде всего, зависит  от: управленческих и организационных  отношений, от содержания управленческой и организационной деятельности, в которой они реализуются; от целесообразности действий субъекта управления, его главных составляющих, которые осуществляют управленческую и организационную работу, принимают управленческие решения и добиваются того или иного управленческого результата. 
 
 
 
 

1.2. Законы и принципы социального управления 

     К законам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Законы социального управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.[3]

     К законам управления относятся:

     Закон необходимого разнообразия, по которому разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет. Следовательно, суть этого закона состоит в том, что управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управляющих решений, с тем чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соответственно разнообразию объекта управления.

     Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях. Поэтому управление требует высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет многознание в принятых управленческих решениях, проектах, программах и концепциях.

     Закон интеграции управления означает объединение в управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс в рамках единого социального организма - системы. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной социальной системы в соответствии с постоянными изменениями внутренней и внешней среды.[3]

     Одним из основополагающих законов управления является закон экономии времени, который характеризует эффективность управления, следовательно, достижение поставленной цели с учетом наименьших временных потерь: материальных, человеческих и финансовых ресурсов, что во многом зависит от скорости и адекватности реакции субъекта управления на объект управления, решение любого вопроса в управлении в более короткое время, своевременно оказывает положительное влияние на конечный результат.

     К числу основополагающих законов  социального управления относятся  также:

     Закон приоритетности социальных целей, определяющих при целеполагании. Не производство, не политика, не экономика являются целью развития общества и условием поддержания его равновесия и развития, а постоянное повышение качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывное совершенствование образа жизни.

     Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении упреждает характер управленческого воздействия. Закономерностью управленческих отношений является то, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная - объективно-субъективная.

     Важно признать как неоспоримый факт, что управление, будучи субъективной деятельностью разных субъектов управления, несет эту субъективность в виде общей и управленческой культуры, специфики традиций и исторического опыта, интересов, потребностей, установок, позиций той или иной личности, являющейся лидером. Поэтому, чем выше уровень управления, на котором расположен субъект управления, отдельный лидер, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъективности.

     В целом в теории управления понятие  закономерность обычно рассматривается как первоначальная стадия формулирования закона в начале его теоретического исследования.

     Одним из важнейших законов современного социального управления является передача функций управления (функций, прав, полномочий, ресурсов) народным органам самоуправления, развитие их самодеятельной активности по управлению общественными делами, всемерное развертывание сил саморегулирования и саморазвития.

     Корпоративный способ организации социальной жизни в современных условиях позволяет реализовывать эти цели. Потому, что эти заботы берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муниципальные образования, население территорий, городов и районов. Самоуправление - основа развития муниципальных образований. Население городов и районов выступает собственником, совладельцем финансовых институтов, предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций.[2]

     Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления - это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления.

     Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей  можно представить в такой  последовательности:

  1. законы социального развития;
  2. социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития;
  3. законы и закономерности социального управления;
  4. принципы социального управления.

     При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают - им следуют.[3]

     К основным принципам социального  управления относят принципы:

  • единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;
  • единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
  • сочетания отраслевого и территориального управления;
  • приоритетности в достижении стратегических целей;
  • научности социального управления;
  • прогнозирования социального управления;
  • мотивации (стимулирования) труда;
  • ответственности за результаты социального управления;
  • рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;
  • экономичности и эффективности управления;
  • системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);
  • иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
  • необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
  • обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);
  • сочетания единоначалия и коллегиальности;
  • ситуационного управления по прогнозированию возмущений;
  • программно-целевого обеспечения;
  • делегирования полномочий;
  • гуманизма и нравственности в управлении;
  • гласности в принятии решения.

     Принципы  управления позволяют формировать  систему методов и выбирать каждый метод в отдельности; однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.[4]

     Таким образом, принципы социального управления должны:

  • основываться на законах развития общества, на законах управления;
  • соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;
  • учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;
  • в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

     Системы принципов управления изменяются в  процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

     Таким образом, к законам управления относятся наиболее общие, существенные и необходимые связи, которые изучаются наукой управления. К ним относятся законы необходимого разнообразия, интеграции и специализации управления, приоритетности социальных целей, возрастания субъективности и интеллектуальности управления, доминирования глобальной цели системы, развития самодеятельной активности каждой подструктуры. На основе познания и использования законов управления формируются принципы управленческой деятельности как руководящие идеи, исходные положения, позволяющие формировать систему управления и подбирать совокупность методов, необходимых для достижения поставленных целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Социальное  управление как система 

     Современную науку управления принято разделять  на два уровня знаний. Первый представлен  теориями социального управления, являющимися  частью более общих политико-экономических  и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования общества на различных исторических этапах. Второй более конкретен и  обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию  управления в виде прикладных теорий организации и управления. Оба  уровня основываются на фундаментальных  законах и закономерностях общественного  развития и социального управления, а также конкретном историческом опыте, отражающем изменения мирового менеджмента.[3]

Информация о работе Система социального управления: пути совершенствования